Из почты "КР": "Выборы без выбора"
Чуть больше пяти лет прошло с того времени, как по инициативе губернатора Красноярского края Виктора Толоконского 1 декабря 2014 года был принят закон N 7-2884 "О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Красноярском крае".
На тот момент главы муниципальных образований в основном являлись председателями городских и районных Советов депутатов. То есть губернатор, опираясь на закон, готовил себе команду, состоящую из глав муниципалитетов, для подготовки к выборам 2015-го и в последующие годы. Действующие главы на тот момент устраивали В. А. Толоконского.
В 2015 году главы муниципальных образований края были избраны по конкурсной процедуре, и они вновь устраивали краевые власти. В сентябре 2020-го у них заканчивается срок полномочий, но кто-то уже стал досрочно уходить в отставку.
Согласно статье 3 Конституции РФ, "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ" (часть 1), "народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления" (часть 2), "высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы" (часть 3).
Жители Красноярского края хотят, чтобы их конституционные избирательные права не нарушались! Ведь Конституция Российской Федерации является основным законом нашей страны, а законы регионов (субъектов) РФ должны соответствовать основному закону.
Когда главу муниципального образования избирает народ путём прямого голосования, то, соответственно, он может и спросить этого главу за работу. Но, начиная с 2015 года и по сегодняшний день, в нашем регионе население не может спросить с глав муниципалитетов за результаты их деятельности, что вызывает недоверие к власти.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Красноярского края депутаты Законодательного Собрания весной 2018 года обратились к временно исполняющему обязанности губернатора Александру Уссу. В своём заключении от 3 апреля 2018 года N 1-03185 тот указал:
"...Избрание главы муниципального образования края по результатам конкурса позволяет провести выборы в максимально короткие сроки с наименьшими финансовыми затратами".
Давайте проанализируем порядок избрания глав муниципальных образований Красноярского края.
На официальном сайте прокуратуры Красноярского края от 11 мая 2018 года в статье "Прокуратура Курагинского района оспорила законность выборов главы Детловского сельского Совета" было сказано:
"...12.04.2018 с целью устранения выявленных нарушений закона в суд направлено исковое заявление о признании незаконным решения Детловского сельского Совета депутатов об избрании главы Детловского сельсовета. Исковое заявление рассмотрено судом 25.04.2018 и удовлетворено".
В Иланском районе 15 февраля 2019 года решением Ельниковского сельского Совета депутатов было утверждено Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы сельсовета, затем - 8 апреля - решением Ельниковского сельского Совета был объявлен конкурс по отбору кандидатур на должность главы.
13 мая 2019 года состоялся конкурс, в котором приняли участие С. В. Косяков и С. Г. Литвинов. На заседании конкурсной комиссии присутствовали представители администрации Иланского района. 1 июня, в выходной день, состоялась очередная сессия Ельниковского Совета депутатов, на которой присутствовали и представители администрации Иланского района.
Учитывая, что председателем Ельниковского сельсовета был нарушен федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", представителями администрации Иланского района нарушены требования части 3 статьи 17 федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части недопустимости подчинённости органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования, а также то, что в результате нарушения конкурсной процедуры по избранию были нарушены конституционные права и свободы кандидата на должность главы сельсовета С. В. Косякова, он направил жалобу на имя прокурора Иланского района.
В результате прокурор обратился в Иланский районный суд с административным исковым заявлением к административному ответчику - Ельниковскому сельскому Совету депутатов о признании результатов голосования недействительными, решения Ельниковского сельского Совета от 1.06.2019 года N 39-89-р "Об избрании главы Ельниковского сельсовета Иланского района Красноярского края" незаконным.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой Иланского района проведена проверка соблюдения законодательства о выборах и противодействии коррупции при избрании главы Ельниковского сельсовета депутатами Ельниковского сельского Совета.
17 сентября 2019 года в рамках гражданского дела N 2а-460/2019 (УИД24 RS0021-01-2019-000554-70) Иланским районным судом Красноярского края было вынесено следующее решение:
"Исковые требования прокурора Иланского района удовлетворить. Признать результаты голосования 01.06.2019 года депутатов Ельниковского сельского Совета депутатов Иланского района Красноярского края по избранию главы Ельниковского сельсовета Иланского района Красноярского края недействительными. Признать решение Ельниковского сельского Совета депутатов Иланского района Красноярского края от 01.06.2019 N 39-89-р "Об избрании главы Ельниковского сельсовета Иланского района Красноярского края" незаконным".
29 января 2020 года в ходе рассмотрения апелляционной жалобы Красноярский краевой суд решение Иланского районного суда от 17 сентября 2019 года оставил без изменения.
Следующий факт нарушения конкурсной процедуры по избранию главы муниципального образования я обнаружил в Нижнеингашском районе.
25 октября 2019 года в Нижнеингашской районной газете "Победа" N 43 (10147) было опубликовано решение Нижнепойменского поселкового Совета депутатов от 22 октября 2019 года N 35-198 "Об избрании главы посёлка Нижняя Пойма Нижнеингашского района Красноярского края", согласно которому главой избран Виктор Васильевич Кочан.
Не согласившись с этим решением, один из кандидатов на должность главы подал жалобу в прокуратуру Нижнеингашского района. Та провела проверку, в ходе которой, согласно ответу прокурора от 11 ноября 2019 года N 739-ж, установлено:
"Решение Нижнепойменского поселкового Совета депутатов от 22.10.2019 N 35-198 "Об избрании главы посёлка Нижняя Пойма Нижнеингашского района Красноярского края" является незаконным, поскольку принято с нарушением установленной процедуры избрания главы посёлка из числа кандидатов, предоставленных конкурсной комиссии.
По выявленным нарушениям в Нижнеипойменский поселковый Совет депутатов 11.11.2019 было внесено представление с требованием устранения выявленных нарушений путём отмены принятого решения от 22.10.2019 N 35-198 "Об избрании главы посёлка Нижняя Пойма Нижнеингашского района Красноярского края", признания выборов главы посёлка 22.10.2019 несостоявшимися и объявления нового конкурса".
В результате был объявлен новый конкурс, и 24 декабря 2019 года главой посёлка Нижняя Пойма Нижнеингашского района был избран всё тот же Виктор Васильевич Кочан.
А сколько всего таких случаев "выборов-назначений" глав муниципальных образований в крае? Неужели власти региона такая ситуация устраивает?
Ещё раз убеждаюсь, что в Красноярском крае нужно возвращать прямые выборы глав муниципальных образований. Можно предположить, что конкурсные выборные процедуры не обходятся без коррупционной составляющей.
Хочу также напомнить, что в 2017 году я создал на сайте change.org петицию "Отменить конкурсные комиссии по выборам глав муниципальных образований в Красноярском крае", поэтому заходите и подписывайтесь.
Виталий МАКАРОВ.
Нижнеингашский район.
Подписывайтесь на "КР" в отделениях связи или через онлайн-сервис "Почты России", а также - совершенно бесплатно - на канал "Красноярский рабочий" в "Яндекс.Дзен", читайте и комментируйте статьи вместе с многотысячной аудиторией!
Гость (премодерация)
Войти