Из почты "КР": "Искусство не продаётся!"

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

06.02.2019 12:01
4

Читать все комментарии

941

Уже давно бескорыстие перестало быть чем-то обыденным, оттого ещё больше радуются сотрудники Дивногорского художественного музея подаркам художников.

Шутка ли! За прошедший 2018-й, юбилейный для музея год, были переданы в дар - совершенно бескорыстно и с радостью - 298 произведений! Из них 252 художественных работы приняты сотрудниками в основное музейное собрание, а 46 предметов, по причине нарушения сохранности, - в научно-вспомогательный фонд.

Гигантские цифры! Обычно наши скромные фонды пополняются не более чем 10 предметами в год, и уже это очень хороший показатель.

Поясню для большего понимания, что в художественный музей принимаются не фотографии, предметы быта, документы и другие важные для истории артефакты. К нам поступают произведения изобразительного искусства, которые собственники или художники могли бы продать в салонах и галереях, подарить друзьям и родственникам, оставить у себя для последующих выставок.

Ответственные авторы, друзья музея, мастера, желающие оставить свой след в культуре, от чистого сердца просто дарят нам свои работы. Они понимают: искусство должно жить и видеться со зрителем! В музее картина или скульптура будет экспонироваться, каждый раз представая в новом свете. Зачем же ей пылиться в мастерской или быть скрытой от глаз в чьей-то квартире?

К тому же музейные фонды - это настоящий "Форт-Нокс", отсюда произведение уже не уйдёт к неизвестным коллекционерам, в частные руки. Здесь оно будет храниться долгие годы. Ведь, попадая в нашу коллекцию, предмет ни при каких условиях из неё не выйдет, не исчезнет и не будет передан "третьим лицам".

Следующие 5, 10, 20 и даже 100 лет произведения художников будут храниться, изучаться и экспонироваться. Так что подарок музею для художника - это вклад в будущее, сохранение собственного имение, просвещение новых поколений.

Дивногорский художественный музей обладает небольшими фондами, у нас всего 4 843 предмета. Каждое новое произведение очень ценно. Поступление почти 300 художественных предметов - праздник. И он стал возможен благодаря щедрым красноярским и дивногорским мастерам.

Ровно год назад 20-летний юбилей музея был отмечен уникальной по составу выставкой "Дивногорская палитра". После неё авторы и собственники поздравили учреждение подарками - картинами, скульптурами, предметами декоративно-прикладного искусства и графическими листами.

Например, кафедра "Художественная керамика" Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского приняла участие в выставке почти полным педагогическим составом. Свои произведения оставили члены Союза художников России, профессоры Елена Анатольевна Краснова, Иван Николаевич Кротов, Ирина Геннадьевна Окрух, Александр Яковлевич Мигас, член Союза и доцент кафедры Вероника Валерьевна Резинкина.

К ним присоединились профессоры, педагоги кафедр "Живопись", "Графика", "Скульптура" и "Народная художественная культура" Сергей Петрович Горбатко, Светлана Михайловна Гинтер, Виталий Николаевич Гудвилл, Владимир Иванович Переятенец, Надежда Алексеевна Стрижнева, Максим Николаевич Руднев, Евгения Николаевна Дружинина.

В целом педагоги Института искусств принимали самое активное участие в пополнении фондов Дивногорского художественного музея в прошлом году. Их вклад особенно ценен для коллекции декоративно-прикладного искусства, которая не пополнялась новыми предметами с 2015 года.

Внесли свою лепту и свободные художники из Красноярска, Дивногорска, Абакана и Улан-Удэ. Светлана Эдуардовна Шинкаренко оставила в музейных фондах "Дракона" - керамический сосуд, напоминающий кухлю, но с тремя тонкими высокими горлами, имитирующими трёхглавого дракона.

Выразительность предмету придаёт болотно-зелёная глазурь и крупный размер, удачное сочетание классической техники и переосмысленной формы традиционного русского сосуда.

Василий Яковлевич Сивцев предложил в музейную коллекцию небольшую круглую скульптуру "Аня", отлитую из бронзы. В ней он воплотил идеализированный образ маленькой девочки в платье с широкой юбкой и с двумя пышными хвостами.

Красноярский график Иван Николаевич Шаповаленко поздравил музей с юбилеем работой "Шестикрылый Серафим", выполненной на христианскую тему с соблюдением иконографического образа.

Мария Сергеевна Сазонова также занимается графикой, однако её работы более неоднозначны и многогранны. Композиция из серии "Кружева пространства" говорит со зрителем абстрактными формами, разделёнными на чёрное и белое.

Чёткие плавные линии, крупные, понятные формы, пульсацию белого на чёрном использует в графических работах из серии "Гэсэр" художник из Улан-Удэ, член правления Бурятского регионального отделения Союза художников России Евгений Анатольевич Болсобоев.

Он и абаканская художница Надежда Яковлевна Кобыльцова оказались на дивногорской земле благодаря посредничеству "Арт-галереи Романовых". Они работают в своих мастерских, а их творческое наследие путешествует по всей Сибири и пускает корни в музеях.

Вновь порадовали возвращением на родную землю работы Евгения Александровича Шепелевича, ушедшего от нас в 1993 году и оставившего огромное наследие. В фондовом собрании Дивногорского художественного музея насчитывается уже более тысячи его произведений.

Все они после смерти мастера были переданы на хранение его дочерью Натальей Евгеньевной Лариной. Большое количество графических работ наследница оставила себе и увезла в Саяногорск. Она очень бережно относится к творчеству отца и не продаёт их в частные руки, постепенно передавая эти последние осколки прошлого в музеи.

В честь 20-летия Дивногорского художественного музея Наталья Евгеньевна подарила коллекцию из 174 портретов. Они выполнены графитным карандашом, углём, тушью, фломастерами и ручкой.

В них отражены образы самых разных людей, встреченных художником в начале творческого пути: воспитанники детского дома, работники колхозов, строители Красноярской ГЭС. Человеческие лица в портретах очень живые, в них чувствуются эмоции, не только внешние черты, но и индивидуальность характера.

Кроме сборной экспозиции "Дивногорская палитра", принёсшей нам столько чудесных даров, в музее проходили персональные выставки. После одной из них молодой красноярский керамист Антон Анатольевич Тхоренко передал на постоянное хранение 11 предметов с единственной просьбой - экспонировать их как можно чаще.

Подобные пожелания сотрудники музея выполняют с большой охотой. Наши экспонаты не чахнут в фондохранениях, а постоянно выставляются для общения со зрителем.

Например, создавая экспозицию "Дивногорской палитры - 2019", мы решили отдать один из залов под работы, столь щедро подаренные музею в прошлом году. Все перечисленные выше произведения искусства, кроме портретов Е. А. Шепелевича, сейчас можно увидеть на выставке, которая будет принимать посетителей до 12 марта.

Столь плодотворный год стал неожиданностью для наших работников, а подарки - знаком того, что искусство и культура ещё не превратились окончательно в коммерцию. Художники понимают значение музейной деятельности, важность сохранения собственного творчества и возможность сделать это только в учреждениях музейного типа.

Изобразительное искусство - важная часть нашей культуры и самосознания.

Порой самые сложные образы говорят о самых простых, но трудновыполнимых вещах, таких как необходимость мечтать, желание любить себя и близких, быть в гармонии с самим собой, познавать окружающий мир и многое другое.

Бывает, в картине спрятаны потаённые мысли автора, о которых не хочется говорить, но которые необходимо выразить. Зрителю они тоже близки и понятны: отчаяние, печаль, непонимание окружающих или просто переполняющее всё человеческое существо восприятие окружающего мира.

Как говорил Альберт Эйнштейн, "искусство - выражение самых глубоких мыслей самым простым способом".

Екатерина ХАЛЮКОВА,

искусствовед, главный хранитель Дивногорского художественного музея.

Дивногорск.

Комментарии (4)

Николай


06.02.2019 16:37

Где-то музейщики лукавят...Сотрудники музея говорят о том, что экспонаты будут годами выставляться и радовать посетителей, а не пылиться в мастерских. Всем понятно, что выставляются предметы "похуже", а что в самом лучшем виде- прячется за занавеской. "Случайную" потерю экспонатов всегда можно списать на переезд, пожар, наводнение и прочее, потом догадайся: что же на самом деле произошло, куда подевались предметы истории. У меня отец находил старинные монеты на берегу, царские ярко-красного медного цвета, приносил в музей, отдавая даром. Где они? История умалчивает.. В начале 80- х на своем городе мой отец с соседом вытащил из ила принесенный водой старинный колокол. Он судя по всему, в 20-х г. был украден из старинной церквушки деревни Каменка, когда там начали сносить всё это. Для старинного нашего города, колокол - настоящая  реликвия, ценная находка. Подарили  местному краеведческому музею, а после и след простыл...Так что сохранность музейщики обеспечивать не могут...

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Владимир Павловский

ответил Николай


06.02.2019 17:11

В данном случае речь идёт всё же не о краеведческом, а о художественном музее. Причём, музее с достаточно малым количеством картин.

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Сергей Орловский

ответил Николай


06.02.2019 20:26

Был в 2004 году в Енисейске. Пошёл возле храмов искать могилу моего родственника протоиерея Абаканского отца Стефана (Степана Григорьевича Смирнова). 1828- 1903. Он в Енисейске доживал последние годы, там и похоронен. Степан (отец Стефан)- сын крепостного из Воронежской губернии- окончил Томскую духовную семинарию в 1850 году. Крестил множество язычников шаманского толка Хакасии и Тывы, за что имел ряд высших церковных орденов. Степан впоследствии  был протоиреем Абаканским, на старости лет возглавлял тюремные церкви Ачинского отдаления. Могилы не нашёл, хотя по статусу должен был похоронен возле храма. Батюшка сказал, что в революцию могли могилу разрушить. 

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Сергей Орловский

ответил Glavred1905


06.02.2019 20:33

Владимир Евгеньевич. А куда могли "уйти" картины В.А. Зеленова и хранившиеся там-же ряд работ А. Поздеева, исчезнувшие при сожжении его мастерской. В пепле не оказалось деталей рамок, на которых крепились холсты. И больно бойко на месте мастерских стало строиться что-то. Моё предположение- строивший или продавший участок из-под мастерских и есть воры и убийцы художника 9не пережил он гибели ВСЕХ работ. И интересно, что вора, укравшего какую-то мелочь, ищут и иногда находят, а этих воров и поджигателей, поимевших участок в центре, никто не допрашивает. Хотя при интенсивном допросы человек, строящий там объект, обязательно бы признался. Отсюда надо мною вопрос, как топор - а кому это выгодно? 

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры