Сохранить теплоход для потомков

Войдите, чтобы добавить в закладки

29.08.2018 14:20
666
1

В газете «Красноярский рабочий» 10 августа была опубликована статья в прошлом капитана и генерального директора Енисейского речного пароходства Ивана Антоновича Булавы «Реликвия индустриализации».

В ней рассказывается об истории трёх легендарных теплоходов, пришедших на Енисей в 1930 году,  о «трёх богатырях» -- «Красноярском рабочем», «Советской Сибири» (переименован во «Владимира Ленина») и «Комсеверпути» (он же «Клим Ворошилов», «Михаил Калинин»).

Уникальнейшие суда во всех отношениях. И по мощности, и по внешнему виду. Ничего тут не скажешь -- умеют немцы строить корабли! Осанистые и внушительные, как сибирские мужики, неповторимые своим обликом теплоходы -- силачи для своего времени вызывали уважение к себе, как и их капитаны. Внешне одинаковые, они были легко узнаваемы по названиям ещё за несколько километров.

Чем это объясняется? Наверное, только тем, что судов буксирного флота было тогда немного, и проследить их огромные караваны на лесоэкспортной (в основном) линии было совершенно не сложно.

Нам, флотским мальчишкам, с завистью глядевшим на их палубы с множеством механизмов, горевших на солнце бронзовыми элементами оснастки, смертельно хотелось побывать в многочисленных помещениях хотя бы одного такого теплохода. Но эта мечта так и осталась несбыточной.

Желание откликнуться на «крик» бывалого капитана возникло у меня, прежде всего, как у историка-краеведа, неплохо знающего историю судоходства. Да, сохранился один из трёх теплоходов этой серии. Наверное, единственный не только на Енисее, но и во всей России. И до боли обидно, что он потихоньку умирает.

Я солидарен и полностью поддерживаю Ивана Антоновича в вопросе создания на борту этого судна музея истории освоения Енисейского Севера. Такой музей, безусловно, нужен и городу, и краю, да и в Сибири подобного, наверное, нет.

И как бы ни был против Красноярский институт водного транспорта, ему, наверное, надо смириться с тем, что корабль следует передать для благого дела. Ведь от этого выиграют абсолютно все.

Это необходимо сделать ради истории, нашей с вами истории, и потомки скажут спасибо. Мы уже немало потеряли уникальных судов, которые могли бы стать музейными экспонатами, подобно «Св. Николаю».

Это и первенец туерного флота, пароход-туер «Ангара», который верой и правдой отслужил более шестидесяти лет в Казачинском пороге. Не осталось и знаменитых газоходов, строительство которых было освоено ещё до войны Красноярской судостроительной верфью, и многого другого.

Судно морально устарело -- и его на слом! Я до сих помню запах перегретого пара и машинного масла на пароходах тюменской постройки, которые, несмотря на свою неуклюжесть, обеспечивали завоз грузов по Большому Питу, а потом всё лето добросовестно возили круглый лес ангарских леспромхозов в Красноярск.

Сегодня эти трудяги остались только на фотографиях. Такая же судьба может ожидать и «Красноярский рабочий».

Но предлагается замечательный выход. Я даже вижу тематику экспозиций будущего музея-теплохода: «Пясинские экспедиции», «Норильстрой» и «Норильлаг», «История строительства Игарского порта», «хлебные экспедиции» и т. д.

Для более успешного решения этого вопроса считаю необходимым привлечь ветеранов ЕРП, руководство «Норникеля», администрацию края, тем более что речь идёт о туристической привлекательности Красноярского края. И если вопрос сдвинется с места, то дело за оргкомитетом.

Александр КОМКИН,

историк-краевед, член правления Лесосибирского городского литературного клуба «Радуга», член клуба Енисейских капитанов.

Лесосибирск.

Фото:

Комментарии (1)

Отклики из Фейсбука:

Denis Alexandrov Обращался я с этой идеей и к Прохорову, пока он был Генеральным, и к Губернатору - ено тогда хорошему другу. С Благих встречался по этому вопросу. Даже в тоннель гребного вала "Красноярского рабочего" забирался - состояние судна оценить. Увы. Теперь наверное, только РГО под сиятельеым патронажем может помочь - объектом Музея освоения Севера сделать, наравне с Дугласом. 

 Вячеслав Белоусов У нас берегут старинный пароход.Правда,имя у него более короткое и скромное- Н.Гоголь.

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото