Из редакционной почты: "Человеком мало родиться. Им ещё нужно стать"

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

21.06.2022 07:55
1

Читать все комментарии

2485

После 90-х годов двадцатого века в нашей стране остаются актуальными проблемы возрождения промышленности и воспитательной работы с населением.

Государство выпустило из рук рычаги всякого влияния на культурную политику страны, допустило вседозволенность, особенно на телевидении, в театрах, на эстраде. А ведь экран, сцена - это духовное стратегическое оружие.

Особенно нужно задуматься над возрождением детских и юношеских организаций. В настоящее время школы в этом вопросе остаются в стороне. Создание юнармейской организации не является всеобъемлющей для учащихся 1-11-х классов.

В 2021-м в закон об образовании были внесены поправки по поводу воспитания. Но сколько времени потребуется педагогическому сообществу для разворота в эту сторону, неизвестно.

Введена новая программа воспитания. Она отличается от прежней, когда этот процесс носил календарный оттенок - есть план мероприятий, и его нужно выполнить. А какова суть, скрывающаяся за этим планом, мало кого волновало.

Теперь ставится задача формирования мировоззрения. Вводится должность советника директора школы по воспитанию. Это своего рода наставник. А ведь есть уже заместитель по воспитательной работе...

Как говорит президент академии образования Ольга Васильева: "Воспитание начинается с рождения. То, что вы заложили до пяти лет, то и будет дальше развиваться".

Детский сад, школа, колледж, институт - здесь происходит шлифовка того, что заложено в семье. "Человеком мало родиться. Им ещё нужно стать",- пишет писатель Эдуард Асадов. Воспитывать можно только личным примером и вовлечением в волонтёрские и социальные проекты, экологические акции. Воспитание же у нас оставляет желать лучшего.

Сейчас идёт полемика: вводить в школе предмет под названием "Патриотизм" или нет? По этому поводу вот что говорил актёр и режиссёр Александр Ширвиндт: "Патриотизму научить нельзя. Патриотизм - он в крови, это пуповина, это корни. Воспитание - это всё напускное, главное - это гены. Сколько меня за это журят, где бы я ни вякал, но я всё равно считаю: где бы ты ни учился, всё равно то, что заложено в твоих генах, в конце концов так или иначе проявится".

В советское время учащихся приобщали к работе в коллективе. Наблюдался ступенчатый рост активности - октябрята, пионеры, комсомол. А у нас до сих пор нет программы работы с молодёжью. Министерство просвещения должно решать, как организовать школьников, какие выбрать направления. А кто возглавит работу со студентами, рабочей молодёжью?

Что касается патриотического воспитания, то здесь назидания бесполезны. Для настоящих патриотов страна всегда одна. И в мирное время есть где проявить свою уникальность. Молодёжь должна знать своих героев и гордиться ими. Константин Симонов писал: "Нужно чаще рассказывать детям о людях, добившихся успехов в жизни честным трудом. Пусть их цели будут трудными, а притязания - высокими".

Перестройка от социализма к капитализму не выдвинула альтернативу, которая была бы понятна народу и способствовала бы сплочению. А так - что будем строить, куда идём?

А вот у коммунистов был посыл - построение коммунизма! Даже была названа дата: к 1980-му мы будем жить при коммунизме! Но в моральном плане мы не доросли до этого. Не только мы, а всё человечество. А надежды и устремления были.

Такова природа человека. Не получилось. Но надежды преобладают над обидами и разочарованиями. Ведь всё должно планироваться. Каждый человек, каждая семья не живут без плана, да и без мечты. Но человек без мечты гаснет.

"Я планов наших люблю громадьё, размаха шаги саженьи," - писал Владимир Маяковский. Эта масштабность стимулировала и вдохновляла на трудовые подвиги. Человек считался сопричастным к делам страны.

Нынешние попытки государства активизировать население, привлекая его к выполнению нацпроектов, которых много, тщетны. Одна из флагманских федеральных программ - "Формирование комфортной городской среды" - принята к исполнению, но может притормозиться из-за слабого контроля. Были определены территории для строительства городов-казино, началась мусорная реформа - всё буксует. Ещё один пример - так называемый майский указ президента.

Теперь патриотизм стараются насаждать административно. Ведь патриотом может быть любой человек, даже других идеологических убеждений. Так, в царское время меценаты строили для Отечества, оказывали спонсорскую помощь. Их имена известны и сейчас. У нас тоже есть такие люди, но о них мало пишут, их мало показывают.

В нашей стране нужно создать систему принуждения к благотворительности, к практическому патриотизму, если люди сами того не понимают. Во многих странах такая система есть. И начинать надо с истории обогащения каждого. Если всё честно - нет вопросов. Но что-то мне не верится в честность миллиардеров.

Поэт Сергей Михалков писал: "Нужно ли учить патриотизму? Кому по силам это сделать? Семье, школе, искусству..." А ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков разъяснял: "Чувство патриотизма свойственно человеку. В России всегда смотрели на образование как на единство обучения и воспитания".

Это было в нас воспитано в советской и дореволюционной школе, присущей национальной культуре. Общество не может развиваться без патриотического воспитания.

Возьмём нынешнюю обстановку с пандемией. Что заставляет (я не говорю - кто) идти в так называемую "красную зону"? Деньги? В незначительной степени. Клятва Гиппократа? Да. А в основном - стремление облегчить участь болящих, несмотря на угрозу своему здоровью. Эти люди в белых халатах - как спецназовцы на передовой. Вот кому нужно ставить памятники!

На сессии Законодательного Собрания края поддержали законопроект о патриотизме, который позволит систематизировать мероприятия патриотической направленности, даст возможность создать условия для воспитания патриотизма у молодёжи.

Дмитрий Свиридов уточнил, что в проекте закрепляются правовые, экономические, организационные основы деятельности краевой власти. В законе предложено закрепить праздники, посвящённые памятным датам и дням воинской славы России. И вот здесь я ставлю вопрос: почему же власти не додумались разработать федеральный закон о патриотизме?

Чем же закончатся у нас разговоры о возрождении патриотизма, вернее - патриотического воспитания? Вот что пишет обозреватель газеты "АиФ" Вячеслав Костриков: "Крах идеологии коммунизма привёл к вымыванию целых героических пластов. Идёт выгорание официального патриотизма. Нет идей, которые освещали бы будущее и рождали новых героев".

В этой связи досадую, что руководители организаций, учреждений и предприятий безразлично относятся к истории их возникновения и развития, к достижениям работников. В большинстве нет стендов и музеев. Как-то обычным стал ответ: "А кому это нужно?"

Нужно! Нашим потомкам! Ну, доколе мы будем себя выставлять себя Иванами, не помнящими родства?

Красноярск.

Комментарии (1)

Отклик со страницы КР в "Одноклассниках

Евгения Николаевна: "Проблема в образовании не в воспитании детей, а в отсутствии воспитания - заменили настоящего педагога на УВР и помощников и заместителей, которые только бумажки пишут. Была у нас такая УВР классная и ребёнок в классе трудный - и ничего не могли с ним сделать, так как не делали. Вернуть школу СССР, когда были директор и учителя, потому что сейчас как раз работают и учат детей педагоги старой закалки... Школьная реформа ужасна и приводит к травле, унижениям, избиениям и массовым убийствам!"

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры