В красноярской школе прошёл урок мужества, посвящённый снятию блокады Ленинграда
Вчера, 27 января, в России отмечали день полного снятия блокады Ленинграда, которая продолжалась долгие 872 дня и ночи.
Ветераны полка патрульно-постовой службы полиции управления МВД России "Красноярское" провели для учащихся 7-х классов средней школы № 63 краевого центра Урок мужества, приуроченный к этой дате.
В начале встречи ученики посмотрели небольшой фильм с кадрами хроники тех лет о жизни блокадного Ленинграда.
17 сентября 1941 года город подвергся самому длительному артобстрелу, длившемуся 18 часов 33 минуты. По Ленинграду был произведён 331 выстрел.
К началу блокады там находилось недостаточное для длительной осады количество продуктов и топлива. Единственным путём сообщения с Ленинградом оставался маршрут через Ладожское озеро, находившийся в пределах досягаемости артиллерии и авиации осаждающих, а также военно-морских сил противника, действовавших на озере.
Пропускная способность этой транспортной артерии не соответствовала потребностям города. В результате этого начавшийся в Ленинграде массовый голод, усугублённый особенно суровой первой блокадной зимой, проблемами с отоплением и транспортом, привёл к сотням тысяч смертей среди его жителей.
Ветераны рассказали ребятам о тяжёлых испытаниях, выпавших на долю жителей осаждённого города: о голоде и холоде, о детях и женщинах, работавших наравне с мужчинами на заводах, о защите и обороне Ленинграда советскими солдатами.
Ребята узнали о том, как маленькие ленинградцы в блокадном городе сражались с голодом, холодом, смертью. Как с первых дней войны старались помочь взрослым: вставали за станки вместо ушедших на фронт родителей, строили оборонительные укрепления, ухаживали за ранеными, собирали металлолом, необходимый для изготовления патронов и снарядов.
Школьники услышали историю ленинградской школьницы Тани Савичевой, которая во время блокады вела дневник, содержащий девять страшных строк: каждая посвящена смерти одного из близких. Её дневник стал одним из символов Великой Отечественной войны.
Большое впечатление на детей произвёл рассказ о норме хлеба для блокадников, о том, что значили в то время хлебные карточки. Ребята смогли воочию увидеть и подержать в руках эти самые карточки!
С огромным интересом они выслушали рассказ о знаменитой "Дороге жизни", проложенной по льду Ладожского озера. С не меньшим интересом узнали и о второй – сухопутной железнодорожной "Дороге Победы", проложенной в районе Шлиссельбурга.
"Дорога Победы" - временная железнодорожная линия Поляны - Шлиссельбург, действовавшая с 5 февраля 1943 года по 10 марта 1944 года и служившая как более эффективная замена "Дороги жизни" для доставки грузов в блокадный Ленинград.
В отличие от "Дороги жизни", проходившей по Ладожскому озеру, "Дорога Победы" пролегала по левому берегу Невы и по южному побережью Ладоги, проходя на некоторых участках в 3 - 4 километрах от немецких артиллерийских позиций, за что получила прозвище "Коридор смерти". Она сыграла важную стратегическую роль в обороне Ленинграда, в том числе, и в полном снятии блокады.
12 января 1943 года войска Волховского и Ленинградского фронтов в ходе операции "Искра" перешли в наступление и 18 января объединились на левом берегу Невы, тем самым прорвав блокаду Ленинграда. Появилась возможность связать город с остальной страной дорогой по суше, заменив ледово-паромную переправу.
В результате в тот же день Государственный комитет обороны Союза ССР принял решение: построить в образовавшемся узком участке суши железную дорогу. 5 февраля 1943 года железнодорожная линия Поляны - Шлиссельбург, построенная раньше намеченного срока, всего за 17 суток, была сдана в строй благодаря усилиям главного инженера "Путьрема" № 3 Бориса Соломоновича Черняка. Её длина составляла 33 километра, на ней находилось 3 моста (через Неву, Назия и Чёрную) и 3 разъезда, а также устройства для электро- и водоснабжения.
Вначале направление поездов на трассе чередовалось, и удавалось пропускать лишь две - три пары поездов в сутки. Для увеличения количества составов был применён караванный способ: в одну ночь все они шли в Ленинград, в следующую - в обратную сторону. Интервал между поездами был сокращён, за ночь в одну сторону удавалось пропускать 16 - 25 составов.
Летом и осенью 1943 года удалось наладить и пассажирские железнодорожные перевозки: сначала 2 пассажирских вагона в составе грузовых поездов, а затем и пассажирский поезд № 21/22 Ленинград - Москва (через Тихвин, Кабожу, Подборовье, Сонково).
После прорыва блокады в январе 1943 года снабжение города было постепенно нормализовано, и уже с середины февраля в Ленинграде начали действовать "нормы продовольственного снабжения военного времени", установленные для других промышленных центров страны. Однако осада города вражескими войсками и флотом продолжалась до января 1944 года.
В январе - феврале 1944 года советские войска провели Ленинградско-Новгородскую операцию, в результате которой противник был отброшен на 220 - 280 километров от южных рубежей города. Таким образом, страшная блокада города на Неве была окончательно снята!
По окончанию Урока мужества присутствующие почтили минутой молчания всех тех - от мала до велика, от школьника до генерала, кто погиб в те страшные годы!
Страшные цифр блокады:
Длилась 872 дня.
Самая маленькая норма хлеба в день – 125 грамм.
Было сброшено на город 107 тысяч авиабомб и 150 тысяч артиллерийских снарядов.
Разрушено около 3 тысяч и повреждено около 7 тысяч зданий.
Самый долгий авианалёт длился 13 часов 14 минут.
Самый долгий артобстрел длился 18 часов 33 минут.
Погибли в блокаду от 650 тысяч до 1,5 миллиона человек.
Умерли от голода 97 процентов от общего числа умерших.
Совершено 2 015 случаев каннибализма.
Павел ЯНКУН,
председатель Совета ветеранов полка патрульно-постовой службы управления МВД России "Красноярское".