«Cреди зрителей имели место истерики и обмороки»: из истории драмкружков Енисейска

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

12.02.2025 16:33
0

Читать все комментарии

3245

Предлагаемая вниманию читателей заметка посвящена малоизученной истории самодеятельного театра в Енисейске 1930-х годов. В культурной жизни города участвовали как представители ссыльной интеллигенции, так и местные таланты.

Любовь к искусству объединяла сердца людей. Каждый из тех, кто сеял разумное, доброе, вечное, был по-своему интересен. Но, к сожалению, сохранилось мало сведений о деятельности творческих коллективов того времени.  

В письме в Енисейский краеведческий музей от 13 декабря 1968 года режиссёр любительского театра Гавриил Гавриилович Башуров упомянул о воздействии постановок на эмоциональное состояние зрителей:

«Не помню название пьесы, - в последнем её акте декоратор Илья Андреевич Панкратов сумел создать полную иллюзию бушующего моря и гибнущего корабля. В пьесе «Сполошный зык» он так обставил застенок, где пытали Разина, что среди зрителей имели место истерики и обмороки».

Один из спектаклей длился до трёх часов ночи, но никто из зрителей не ушёл до тех пор, пока в финале последнего акта не опустился занавес.

Башуров рассказал о случившемся примерно в 1927 году разделении среди артистов. Молодые артисты вышли из труппы городского театра и организовали кружок любителей драматического искусства при клубе Совета профсоюзов. Драмкружок профклуба вели Башуров и Михаил Степанович Коновалов.  

Вскоре артисты Енисейска снова объединились в один коллектив. Постановки проводились в Городском театре, Дворце труда, на летней сцене городского сада.

В 1928 - 1936 годах Башуров работал в Северо-Енисейске, поэтому в его письме отсутствует информация о театральной жизни Енисейска в те годы.
 
Вспоминая о работе в Енисейском краеведческом музее в начале 1930-х годов, Мария Михайловна Левис отметила, что в Енисейске «в местном клубе» действовал драмкружок, в котором участвовали ссыльные Николай Владимирович Барский и Владимир Вячеславович Коневский.

Н. В. Барский и В. В. Коневский присутствуют среди исполнителей главных ролей на афишах Городского театра, сохранившихся в фондах Енисейского историко-архитектурного музея-заповедника имени А. И. Кытманова. В 1929 году Барский играл в драме Щеглова «Пурга (Класс. Человек. Зверь)», Коневский - в драме Афиногенова «Волчья тропа».

Николай Барский (1902 - 1964) родился и вырос в артистической среде. Его отец, Владимир Григорьевич Барский (1866 - 1936), прежде чем стать довольно известным советским актёром, режиссёром и сценаристом, руководил театром и играл различные роли в Иваново-Вознесенске.

Там, в театре Литературно-музыкально-драматического общества, В. Г. Барский впечатлял публику актёрским мастерством, смелыми режиссёрскими находками, яркими декорациями и спецэффектами. Например, в спектакле «Анна Каренина» на сцене появлялся паровоз с горящими фонарями, из-под его колёс вырывались клубы пара, а в кабине суетился машинист. В спектаклях, посвящённых столетию Н. В. Гоголя, перед глазами зрителей возникал памятник литератору в окружении его персонажей, коих изображали артисты театра.

Члены семьи Владимира Барского - жена Мария Францевна, дети Ольга, Александр, Константин, Борис, Николай - также увлекались театром.

Поселившись в Москве, Николай Барский сдружился с артистами театров - Камерного театра, Семперантэ и других. В круг его общения входили артисты А. А. Румнев, И. Н. Русинов, В. А. Матисен, К. В. Эггерт, А. В. Нарбут, М. Д. Курская.

Знания о актёрских техниках, приобретённые в семье и среди столичных актёров, пригодились Николаю в Енисейске, куда он был сослан в 1928 году в связи с арестом брата Александра. В следственном деле Н. В. Барского, в частности, отмечено, что «несмотря на десятилетнюю службу в Красной армии он увлекался игрой в теннис, фокстротами и другими несерьёзными вопросами».

В. В. Коневский (1903 - 1980-е) происходил из среды интеллигенции Нижнего Новгорода. В период Енисейской ссылки (1928 - 1936 годы) был сотрудником краеведческого музея, моряком-полярником Главного управления Северного морского пути (ГУСМП) и актёром-любителем.

В списках культпросветучреждений Енисейска за 1932 - 1934 годы значатся профсоюзный клуб, татарский клуб имени Вахитова, клубы ведомств и учреждений: Дом крестьянина, Дом обороны, Дом заключения, Дом санпросвещения.

С 1935 года существовал драматический кружок при Клубе имени О. Ю. Шмидта рабочих и служащих Енисейской базы Сибирского гидрографического управления Главного управления Северного морского пути. Клуб размещался в здании Иверской церкви на улице Ленина.

В отчёте за 1935 год заведующий клубом Владимир Иванович Стрельников (1915 - 1943) сообщал, что в драматическом кружке участвовали 20 человек, в музыкальном - 10, за год было организовано 13 спектаклей и концертов.  Драмкружком руководили молодые режиссёры - упомянутый выше В. В. Коневский и Яков Александрович Пильников, а музыкальным - Александра Васильевна Семушина.

При клубе действовали и другие кружки: Осоавихима, физкультурный, общеобразовательный, политический. В работе клуба Шмидта принимала участие Елена Ильинична Коробейникова, жена Владимира Стрельникова. Евдокия - старшая сестра Елены - играла на сцене городского театра.  

Помимо работы в клубе комсомольский активист Стрельников трудился в судоремонтных мастерских. В 1940 году он переехал в Раздолинск Удерейского (ныне Мотыгинского) района. В феврале 1942 был призван в армию, умер от ран на фронте близ города Велиж Смоленской области 30 мая 1943 года. Имя Владимира Стрельникова указано на памятнике погибшим в Великой Отечественной войне в центре Раздолинска.

Я. А. Пильников (1909 - 1976), сын красных партизан из Большой Мурты, в 1930-e так же, как и Коневский, состоял в личном составе Енисейской базы СибГУ ГУСМП. Позже, в 1940 - 1941 годах Пильников стал одним из основателей посёлка речников Беляй на реке Чулым в Первомайском районе Томской области. Работая в Беляе на руководящих должностях, Яков Александрович продолжал участвовать в художественной самодеятельности.

Клуб имени Шмидта был закрыт в 1940-е годы. Однако в 1980 - 1990-х годах в здании Иверской церкви вновь появились артисты, так как бывший клуб водников передали Народному драматическому театру. В настоящее время Иверская церковь восстановлена и является действующим храмом Русской православной Церкви.

Aфиши Енисейского городского театра. Фото из Енисейского историко-архитектурного музея-заповедника имени А. И. Кытманова. «Волчья тропа» - ЕКМ КП 3257/33, «Пурга» - ЕКМ КП 3257/44

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры