Ай да Пушкин! Ай да... Сами знаете, кто...
Красноярский театр кукол показал премьеру "Сказки о царе Салтане" А. С. Пушкина в постановке творческой группы из Санкт-Петербурга во главе со Светланой Озерской.
Режиссёр известна красноярскому зрителю по ярким, нашумевшим спектаклям "Сказки для тех, кто ещё не вырос" по материалу родоначальника театра абсурда Эжена Ионеско и "Мифы" по поэме Овидия "Метаморфозы".
Светлана Озерская обратилась к "Сказке о царе Салтане" не первой, поскольку совсем недавно, в 2018 году, прикоснулся к этому пушкинскому шедевру на красноярской сцене столичный режиссёр Иван Пачин, озаглавив своё творение как "Не сказка о царе Салтане" с возрастными границами от 12 лет.
Молодой москвич решил раскрыть тему как отношения сына и отца, как мысли ребёнка о семье, об отсутствующем отце, о желании понять его и простить. Это попытки человека быть честным не только с собой, но и с окружающим миром - и тогда всё получится, волшебство случится, а мечты сбудутся.
- Почему не сказка? - размышлял Иван Пачин.- Потому что мы взяли всю драматическую составляющую произведения. Не все пушкинские "кружева", а саму драму: коварство женщин, история матери, которая остаётся одна с ребёнком, отец, который не понимает, где его жена и сын, и поэтому не едет за ними. Эту семейную трагедию мы попытались раскрыть в такой современной острой форме.
Тема, конечно, была поднята постановочной группой серьёзная, актуальная, но далеко не все зрители её восприняли. Достаточно сказать, что если критики отнеслись к спектаклю серьёзно, то простые красноярцы разочаровались в театральном взгляде Ивана Пачина настолько быстро, что "Не сказку о царе Салтане" столичного гостя пришлось вскорости убрать из репертуара.
Если Ивана Пачина со товарищи заинтересовали дела семейные, то для юных зрителей, думается, важнее яркая картинка с белкой, грызущей золотые орешки, с богатырями, выходящими из вод морских, с царевной-лебедью с непременной звездой, горящей во лбу.
Кстати, у Пачина рыжеволосая царевна прыгала через резиночку, демонстрировала приёмы восточных единоборств, забавно изображала белку. Царь Салтан выходил в галстуке, а царевич-безотцовщина спрашивал мать: "Любил ли меня отец? А какой он? Увидимся ли мы с ним когда-нибудь?" По словам режиссёра, была поставлена цель убрать пушкинские "кружева" и показать саму драму. Поэтому постановка и называлась "не сказка".
- Кукол нет, потому что было желание открыть ребят, чтобы они играли живым планом, чтобы они играли по-своему, истинно, по-настоящему,- говорил Иван Пачин.- Спектакль достаточно острый. Может быть, даже где-то чересчур. Может быть, где-то зрителю придётся потерпеть какие-то моменты, чтобы действительно прочувствовать то, что мы хотели сказать.
Светлана Озерская и её товарищи - художник Андрей Запорожский, композиторы Дарья и Вячеслав Гайворонские, хореограф Светлана Вакуленко, художники по свету и видео Ксения Козлова и Елизавета Хломова - естественно, пошли по своему пути, решив показать не проблемы семьи, отношений отцов и детей, а творческий процесс создания литературного произведения.
Предваряет же встречу с творением великого русского поэта интерактив "Погружение в сказку" - выставка, посвящённая А. С. Пушкину, развешанные в ближнем к зрительному залу фойе подушки, из которых звучат фрагменты разнообразных произведений Александра Сергеевича. А ещё можно обнять мягкого котика, который расскажет вам сказку. На входе раздают разноцветных рыбок, которые, как утверждается, выполняют любые желания.
Далее ведущие интерактива общаются с маленькими зрителями, задают им вопросы, касающиеся стихов и сказок Пушкина, водят с экскурсиями по театральному зданию. Конечно, это напоминает то, что придумала Светлана Озерская ранее для своего проекта "Мифы", но, как говорится, лишних знаний не бывает. Зрителей встречает познавательный интерактив от актрисы Галины Качаевой - с бумажными рыбками с пожеланиями от детей, которые можно прочитать: "Хочу сестрёнку!", "Хочу не болеть!", "Хочу, чтобы меня любили!", "Хочу, чтобы в мире никогда не было войны!".
И лишь затем маленьких и взрослых театралов приглашают в зрительный зал, чтобы те окунулись в волшебную сказку. Причём сразу же обозначено, что представление будет озорное, бесшабашное. Я бы сказал - безбашенное, словно то, о чём писал Пушкин, да ещё и приговаривал: "Ай да Пушкин! Ай да..." Ну, дальше вы сами знаете, о чём речь.
- Мы заложили, как сейчас молодёжь говорит, пасхалочки для взрослых - что на самом деле имел в виду Пушкин,- поясняет хореограф Светлана Вакуленко.- Это сейчас мы его считаем классиком, а в своё время он писал, был абсолютно живым человеком, много он туда заложил именно человеческого.
На сцене на виду у всех поэтические строки оживают буквально на глазах благодаря таланту видеохудожника Елизаветы Хломовой. На белых листах появляются строчки сказки Александра Сергеевича Пушкина. Поэт пишет, добавляет что-то новое, затем зачёркивает и творит вновь, доводя произведение до идеала.
Сюжет хорошо знаком всем: однажды поздно вечером три девицы пряли у окна и мечтали о замужестве, однако они и не подозревали, что этот разговор подслушивает сам царь Салтан (Алексей Беляев). Удача улыбнулась одной (Ирина Нечитайло). Но зло поджидает её на каждом шагу: завистливые родственницы не могут смириться с обидой и плетут интриги.
Далее появляются сцены теневого театра. Конечно, жаль, что Светлана Озерская несколько ушла от канонического текста, "пожалев", к примеру, коварных Ткачиху, Повариху и даже бабу Бабариху и не позволив комару их покарать, чем, наверное, разочаровала маленьких зрителей, рассчитывавших на весёлый экшен.
Однако она вовсю поиграла со взрослыми в "на одной ноге с Пушкиным", когда артисты, произнося вечный текст, вдруг обнаруживают в нём некий двойной смысл, или, возможно, писательскую неряшливость. Например, когда "царь дивится", слышится Салтану - как "царь-девица", что, естественно, удивляет государя. Можно вспомнить "нетленку" из юмористической программы, где прозвучало "глядь". "Вы сказали - "глядь"?"
В спектакле знакомая, может быть, но изрядно подзабытая история обретает новые грани. Магия света и тени, танец и поэтический текст переплетаются на сцене и становятся единым целым. Вы видите превращения и чувствуете дыхание волшебства.
- Спектакль представляет собой живую интерпретацию сказки А. С. Пушкина,- рассказала Светлана Озерская.- Зрители увидят процесс создания сказки и её трансформацию из черновиков в осязаемые образы.
Завершает действие зажигательная огненная цыганочка, которую самозабвенно танцует вся небольшая (четыре артиста) труппа, после чего вы ещё долго, даже выйдя из зала, будете напевать запоминающуюся мелодию.
- Мы здесь танцуем цыганочку,- говорит актёр Алексей Беляев.- Это не цыганочка, а под музыку цыганочки. Вы такого Пушкина точно не видели.
Автор: