Поставленный в Красноярске балет "Корсар" стал пиршеством танца и музыки

14.06.2024 06:13
0 5477
Евгений Корюкин

Классическая часть репертуара красноярской балетной труппы в конце мая пополнилась новым спектаклем - "Корсаром". Это второе обращение нашего театра оперы и балета - спустя несколько десятилетий - к одному из наиболее значительных явлений в истории жанра.

Московский хореограф Юлиана Малхасянц, талант, эрудиция и фантазия которой в полной мере проявились ранее в таких спектаклях, как "Князь Игорь", "Катарина", "Лакме", вновь подарила сибирской публике великолепную, без преувеличения, постановку.

Не выходя за рамки классической лексики и бережно сохранив в ряде номеров танцевальный рисунок легендарного Мариуса Петипа, Малхасянц создала собственную хореографическую редакцию. В ней все движения танцовщиков осмысленно связаны между собой и с музыкой, тонко выстроены пантомимные мизансцены. А как режиссёр Юлиана Геннадьевна драматизировала образ Медоры - главной героини балета.

И ещё она превратила старца Сеид-пашу в молодого красавца. На то есть несколько причин. Внешняя привлекательность Сеид-паши подчёркивает силу чувства Медоры к её избраннику - корсару Конраду: никакие соблазны не могут заставить эту отважную девушку отказаться от мечты о воссоединении с любимым. Кроме того, в данной режиссёрской версии наложница Сеида Гюльнара стремится обратить на себя внимание повелителя не из корысти, а по причине большой любви к нему.

Замысел Ю. Малхасянц нашёл явный отклик в сердцах всех участников спектакля. Создаётся впечатление, что солисты и кордебалет чувствуют её хореографию на уровне рефлексов.

Одинаково хороши в роли Медоры Екатерина Булгутова и Анна Кудрявцева (Федосова). Обе очень естественны как в лирических сценах, так и в трагедийном эпизоде, когда Медора принимает глубокий сон Конрада за его смерть и отчаянно сопротивляется намерению коварного корсара Бирбанто отдать её работорговцу Ланкедему. Особая трепетность, эмоциональная наполненность проживаемого Булгутовой и Кудрявцевой образа вольнолюбивой гречанки берут зрителей в плен в буквальном смысле этого слова.

Определение "танцующая актриса" как нельзя лучше подходит и Олесе Алдониной в роли Гюльнары. Пластическая речь этой балерины редкостно выразительна. Женский шарм её героини, претендующей на положение главной жены Сеид-паши, в конце концов помогает обольстительнице пленить его.

Виртуозное мастерство, поставленное на службу наиболее полного воплощения задуманного хореографом-режиссёром, присуще и исполнителям центральных мужских ролей. Юрий Кудрявцев до сих пор был известен публике как прекрасный, поэтичный лирический танцовщик. Своим выступлением в роли лидера среди корсаров он доказал, что ему подвластна и героическая партия.

Георгий Болсуновский, обладающий геном безмерной самоотдачи на сцене, в разных исполнительских составах прекрасен в ролях как благородного Конрада, так и предавшего его лицемерного Бирбанто.

Ответственные партии доверены и целому ряду совсем молодых солистов. Пока они сосредоточены (что вполне естественно) прежде всего на технической стороне. Но и Анастасия Нигматулина, и Елена Михеечева (обе в партии Гюдьнары), и Олексий Скалюн (Бирбанто), и Руслан Аболмасов (Раб) очень перспективны.

В эффектном, соответствующем стилю классического "большого" балета, художественном оформлении "Корсара" проявился изысканный вкус декоратора Марии Высотской и Натальи Земалиндиновой, по эскизам которой пошиты костюмы.

Равноправным участником действия является оркестр под управлением талантливого энтузиаста Эдьдара Нагиева. По давным-давно сложившейся традиции, в "Корсаре", наряду с музыкой А. Адана, звучат также опусы целого ряда других композиторов. В том числе таких знаменитостей, как Р. Дриго, Ц. Пуни, Л. Делиб. И Э. Нагиеву пришлось провести огромную работу, чтобы музыкальное сопровождение не воспринималось, как лоскутное одеяло.

Маэстро говорит, что он поставил перед собой задачу сделать музыку не менее значимым компонентом спектакля, нежели танец. И с этой задачей Нагиев справился блестяще!

Фото Евгения Корюкина.

Красноярск.

Автор:

Любовь Лаврушева