Большинство ответственных партий в опере "Манон" доверили молодым
В текущем сезоне Красноярский театр оперы и балета вновь провёл фестиваль "Парад звёзд", посвящённый памяти выдающегося сибирского тенора Петра Ивановича Словцова. И что особенно ценно,- вне зависимости от какой-либо круглой даты, связанной с его именем.
В рамках фестиваля состоялся ряд концертов с участием гастролёров из Армении, Казахстана, Китая, Монголии и из обеих культурных столиц России во главе с уникальным меццо-сопрано из Большого театра Еленой Манистиной. Также в фестивальную программу вошли две оперные премьеры.
К сожалению, не располагаю сведениями о том, приходилось ли Словцову быть участником постановок "Орфея" Х.-В. Глюка и "Манон" Ж. Массне. Но вполне возможно, что фрагменты из этих произведений входили в его обширный концертный репертуар.
В течение заключительной декады "Парада звёзд" красноярцы побывали на первых показах "Манон". Одна из лучших французских классических опер - весьма редкое явление на российских сценах. И в нашем городе прежде она никогда не исполнялась полностью: ни гастролировавшими театрами, ни своими артистами. Поэтому стоило ли удивляться переполненному зрительному залу 20 и 21 апреля?
Не могу не отметить, что за последнее время зарубежная часть Красноярского оперного уже в третий раз - после "Лакме" Л. Делиба и "Синей Бороды" Ж. Оффенбаха - пополнилась замечательным творением из французской музыкальной сокровищницы.
Главный режиссёр Ирина Лычагина перенесла в Красноярск спектакль Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (МАМТ), поставленный авторитетным мастером своего дела Андрейсом Жагерсом. Будучи активным членом его творческой команды, Лычагина успешно справилась с этой задачей: оказала нашим артистам существенную помощь в постижении и воплощении многогранных характеров как центральных персонажей, так и их окружения.
Невозможно переоценить вклад в успех новой работы красноярцев и главного дирижёра МАМТ Феликса Коробова, который многому научил местных певцов и оркестрантов по части овладения стилем музыки Массне.
Хотя действие оперы по воле А. Жагерса перенесено из ХVIII века на два с лишним столетия вперёд, это не вызывает возражения, поскольку печальная история, показанная в "Манон", не являлась и не является редкостью как когда-то, так и сейчас.
Видеоряд спектакля, созданный внушительной группой художников разных профилей во главе с Рейнисом Сухановсом, отмечен хорошим вкусом и обеспечивает комфортную среду обитания для артистов.
Особенно сильное впечатление, без каких бы то ни было оговорок, производит оркестр. Стараниями маэстро Коробова инструментальный пласт оперы получился удивительно цельным и детально проработанным. В кульминациях ощущается симфонический масштаб. Юмористические фрагменты идеально артикулируются, а лирические - глубоко прочувствованы. Ещё одно неопровержимое достоинство работы дирижёра - отлично выстроенный баланс между оркестровой ямой и сценой. Нигде оркестр не заглушает певцов, напротив, он является их союзником.
На высоте и хор, тщательно подготовленный к участию в этом спектакле его руководителем Дмитрием Ходошем и Ириной Лычагиной. До чего же остроумна исполнительская интерпретация хорового эпизода сцены в храме!
Большинство ответственных партий в новой работе красноярской оперной труппы доверено молодому поколению солистов. И этот сложный творческий экзамен оказался ему по плечу. В процессе подготовки премьеры сложились два дуэта, создавших запоминающиеся образы ветреной прелестницы Манон и её благородного возлюбленного де Грие: Анна Авакян и Давит Есаян, Виолетта Гришко и Валентин Колесников. Их пение и игра тонкостью психологического наполнения вызывают в слушателях-зрителях чувство сопереживания.
Обеим исполнительницам заглавной роли в равной степени удаётся превращение наивной, простодушной провинциалки в гламурную диву. Но темпераментная южанка Авакян убедительна прежде всего в драматических сценах оперы. В то время как Гришко, наделённая нежным, хрустальной чистоты высоким сопрано, раскрывается с наилучшей стороны в лирических эпизодах.
Что же касается прочтения финала оперы, где умирающая Манон осознаёт в полной мере свою вину перед де Грие, то здесь трудно отдать предпочтение какой-то одной из этих талантливых представительниц нашей театральной молодёжи.
К сказанному хочется добавить, что в сезоне 2023-2024 годов Виолетта Гришко трижды подтвердила своё право на положение ведущей солистки театра: кроме партии Манон, ей удалось покорить и такие репертуарные вершины, как Снегурочка и царская невеста Марфа в операх Н. А. Римского-Корсакова. Опера Массне выдвигает сложнейшие вокально-сценические требования и тенорам, берущимся за партию кавалера де Грие.
Несомненны увлечённость Д. Есаяна и В. Колесникова музыкальным материалом и их стремление быть предельно искренними в передаче душевных метаний своего героя. Типично лирическому голосу Валентина легче преодолевать многочисленные певческие препоны. Тем более, что, в отличие от Давита, этот артист уже имеет опыт исполнения французской оперной музыки - в его послужном списке есть центральная партия в "Лакме".
В творческом портфеле Есаяна до сих пор преобладали роли, предназначенные для обладателей так называемых "крепких" голосов. В эпизоде, именуемом "Грёзами де Грие", певец демонстрирует необходимую изысканность вокализации. Но в подавляющем большинстве других сцен его буквально захлёстывают эмоции, провоцирующие форсирование звука. А это далеко не безопасно! Молодость и завидные природные данные пока помогают Есаяну выдерживать колоссальную тесситурную нагрузку. Но если он претендует на певческое долголетие, ему следует задуматься о совершенствовании вокальной техники.
В спектакле удачно подобраны и исполнители всех других ролей. Радуют органикой своего пребывания на сцене Денис Гречишкин и Севастьян Мартынюк в образе кузена Манон, неожиданно превращающегося из блюстителя морали в бесшабашного и распутного кутилу.
Выступающий в роли де Грие-старшего Владимир Александрович, как и в других своих творческих работах, подкупает редкостным синтезом используемых им музыкальных и сценических нюансов. Другой граф де Грие - Евгений Севастьянов - пока сосредоточен прежде всего на вокальной партии.
Роль богатого баловня судьбы де Бретиньи не принадлежит к разряду центральных, но рассчитана на певца первого положения. Образ этого хитроумного циника, ловко заманившего в свои сети шестнадцатилетнюю очаровательную простушку, успешно воплощает Александр Михалёв. Здесь очень кстати его истинно европейская манера пения и умение играть голосом. Эта роль вполне удалась и Алексею Соколову.
Нельзя обойти молчанием трио беспечных любительниц сладкой жизни Пусетты (Дарья Фролова, Ольга Монастыршина), Жавотты (Виктория Маслюкова, Зоя Ржеплянская) и Розетты (Виктория Кангина). Роль этих особ в сюжете оперы весьма важна. Ведь восхищение юной Манон их внешним блеском и желание стать похожей на них оказываются главной причиной морального падения бедняжки. Все упомянутые актрисы с азартом поют и танцуют, образуя очень слаженный ансамбль.
Наша публика тепло встретила новый спектакль, достойный длительной сценической жизни.