В Ачинском драматическом театре режиссёр Никита Рак поставил спектакль "Медной горы хозяйка"
В канун Нового года в наш край пришла "Медной горы хозяйка" - так называется премьерный спектакль Ачинского городского драматического театра, который придумал и поставил вместе со своей командой новый художественный руководитель творческого коллектива Никита Рак.
Это постановка по мотивам знаменитых уральских сказов Павла Бажова "Хозяйка Медной горы", "Голубая змейка", "Серебряное копытце", "Огневушка-поскакушка" и "Кошачьи уши" стала заметным явлением в культуре нашего региона, а также щедрым подарком к Новому году для детей и их родителей.
Уральский журналист Павел Петрович Бажов в тридцатые годы прошлого столетия начал публиковать свои сказы, но при этом всегда подчёркивал, что какие-то истории он слышал от своего деда и других местных старожилов, но не помнит, где, когда и что конкретно. Иными словами, он сам придумывал эти истории, как мог, это изначально был не фольклор, а литературные произведения, в которых осмысливались истоки характера "уральских мастеровых людей". В этом "сказитель" чувствовал свою миссию, чтобы мир восхитился Данилой-мастером, Хозяйкой Медной годы и всеми остальными героями его сочинений.
В сказах Бажова хранительница драгоценных пород и камней предстаёт перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой - в виде ящерицы в короне. Хозяйка Медной горы ведёт своё происхождение от языческого "духа местности", но не только. Некоторые исследователи считают, что таков преломлённый фантазией автора образ богини Венеры, знаком которой на протяжении нескольких десятков лет в XVIII веке клеймилась так называемая полевская медь. В посёлке Полевском на Урале родился и рос сам Павел Бажов. Его стиль вбирает в себя опыт и мотивы не только национального, но и мирового искусства.
Словом, Ачинский драмтеатр совершенно не случайно выбрал этот материал для главной своей премьеры в 2023 году. Получилось или нет? Ответ неожиданно, буквально на следующий день после премьеры, прилетел на берега Чулыма прямо с Урала.
Восторженный отклик от мемориального дома-музея П. П. Бажова был таков: "Только посмотрите на эту красоту! Какие декорации! Постарались поклонники творчества Павла Петровича из Сибири - артисты Ачинского драматического театра в постановке "Медной горы хозяйка". Сердечно поздравляем с премьерой!"
Такая реакция дорогого стоит, потому что музейщиков не обмануть, они почувствовали, что дух Бажова возродился в сибирском спектакле, а ещё это крепкая нить, протянувшаяся через половину России, соединила Урал с Сибирью. Словом, одна страна, один народ.
Но вернёмся к премьере. По заказу театра оригинальную инсценировку придумал Артём Казюханов, а воплотил на сцене Никита Рак, который сумел несколько известных сказов соединить в единое, очень пластическое действие, насытив его народной музыкой и танцами.
Да-да, именно танцами, а точнее - той самой городской русской кадрилью, которую в первой половине прошлого века танцевали на вечёрках как в сибирских деревнях, так и в рабочих посёлках Урала. Затейливые узоры фигур этого танца, его игровой и очень "заводной" ритм определили и пластическое решение ачинской постановки.
Она действительно какая-то танцующая. Все персонажи играют в ироничном ритме кадрили, который придаёт всему действию увлекательную динамику и позволяет о самых сложных и важных вещах говорить с той лёгкостью, с которой хороший танцор выкидывает на сцене самые неожиданные "коленца".
Видимо, именно так и должна работать мейерхольдовская биомеханика, когда актёр слов много не говорит, но покачает головой, кивнёт плечиком, затейливо махнёт ручкой, и вот он готов - характер персонажа. Будь это паук-заводчик, красавица невеста или старатель Стёпа со своей волшебной лопатой.
Естественно, спектакль был бы невозможен без оригинального музыкального сопровождения, придуманного красноярским композитором Ириной Беловой. Её загадочные вокализы буквально пронизывают действие, переходя очень органично в мелодию танца, а затем тактично уступая место собственно народным песням. Музыкальная партитура спектакля сделана с большим вкусом, она поддерживает сказочную атмосферу, которой отличается "Медной горы хозяйка".
А вот непосредственно за сказочную атмосферу отвечала художник-постановщик Полина Рак. На сцене расцветают малахитовые деревья с особым орнаментом кущи, что использовался уральскими камнерезами. Сами сценические камни-самоцветы сделаны живыми, они в нужный момент вдруг начинают сверкать прямо на сцене, приводя зрителя в восторг. И, наконец, удивительной красоты костюмы персонажей.
Малахитовые "ящерки", то есть девичьи персонажи, как бы ведут весь спектакль, появляясь в нужный момент. Они не только комментируют сценическую интригу, но ещё и украшают её своей живой реакцией, а порой прямо у всех на виду совершают настоящее чудо, когда из разрозненных частей соединяют и оживляют то таинственную кошку ("Кошачьи ушки"), то оленя - серебряное копытце, а то и заповедную змейку, обнажающую золотую жилу.
И, наконец, костюмы сразу двух хозяек Медной горы! Эти платья освещают сцену благородными переливами цвета, сияют так, что глаз не оторвать. Говорят, что они пошиты из очень редкой специальной - струящейся - ткани, которую было непросто достать. Но в Ачинске это сумели сделать, взяв очень высокую профессиональную планку.
И в костюмах этих вполне русского стиля есть один секрет - они напоминают платье и головной убор египетской царицы Нефертити. И это ещё одно театральное чудо, ещё одна примета русского стиля, вбирающая в себя всё самое лучшие и оригинальное из мировой пинакотеки. Молодец, Полина!
Впрочем, внимательный зритель обратил внимание и на то, что в спектакле действуют почему-то сразу две хозяйки Медной горы.
- Это родилось само собой, когда в начале действия голос хозяйки раздаётся с разных сторон, когда главный герой видит её то справа, то слева. Это же очень таинственный персонаж, который по логике волшебства разделился на две фигуры, и две наши актрисы удивительно синхронно исполнили эту роль, взаимно дополняя друг друга, усиливая дуалистический эффект! - рассказывает режиссёр.
Зачем это надо? А затем, как сказал поэт Серебряного века Андрей Белый, все русские - чудаки... Но чудаки мудрые и добрые.
Именно таким и получился спектакль Ачинского театра. Он очень лёгкий, ироничный и в то же время современный до такой степени, чтобы любая народная традиция зазвучала со сцены свежо и органично. Вот как об этом говорил ещё Иван Тургенев:
"Да, русская старина нам дорога, дороже, чем думают иные. Мы стараемся понять её ясно и просто; мы не превращаем её в систему, не втягиваем в полемику; мы её любим не фантастически вычурною, старческой любовью: мы изучаем её в живой связи с действительностью, с нашим настоящим и нашим будущим, которое совсем не так оторвано от нашего прошедшего, как опять-таки думают иные".
Украшением спектакля стали хозяйки Медной горы - Галина Никонова и Татьяна Панич-Коренская. Они воплотили в себе высшее достоинство женщины - то ли богини, то ли царицы, они вызывают невольное поклонение перед собой, как перед символом вечной жизни и любви. А исполнение песен ачинскими примами было особо проникновенным и трогательным, высокопрофессиональным.
Три изумрудные змейки - Капитолина (Ольга Бойко / Виктория Тишкина), Авдотья (Антонина Крупенникова / Роксана Мальцева) и Лукерья (Мария Лазаренко / Юлия Щусь) через всё сценическое действие заряжают зрителей энергией, моментально переходя от одной мизансцены к другой. Во многом именно благодаря им зрителю не становится скучно ни на секунду!
Приказчик Пашка (Владимир Иноземцев / Владимир Коренский) - получился очень современным, он хочет выучиться, мечтает о карьере, но в конце концов не предаёт ни своего друга, ни самого себя. Здорово, что об этих серьёзных вещах актёры говорят очень лаконично, но точно, ценя каждую свою реплику на вес золота.
Старатель Степан (Михаил Вергунов / Георгий Грибенюк) ведёт свою роль легко и как-то даже беспечно, герой простодушен и одновременно твёрд, как гранит, в своих убеждениях. И это характерные черты именно русского характера.
Никита Андреевич - паук-заводчик - (Илья Емельянов / Виктор Чекменёв) - одновременно неприятен, немного страшен и... смешон. Он мгновенно переходит от алчности к трепету перед своей женой, делает это во многом через пританцовывающий рисунок своей роли, поэтому она и получилась у него такой ёмкой.
Огневушка-Поскакушка в исполнении Елизаветы Иноземцевой - очень символический образ крестьянской женщины в красном художника Абрама Ефимовича Архипова, изображения которой можно сегодня увидеть в Русском музее Питера, что говорит само за себя.
Спасибо хочется сказать всему Ачинскому театру под руководством опытного директора Елены Паньковой. Не случайно по итогам 2023 года этот театральный коллектив признан одним из лучших в нашем крае.
.
Ачинск.
Автор:
Леонид Фёдоров
Гость (премодерация)
Войти