В произведениях Виктора Астафьева звучит душа народа, душа природы

11.09.2023 21:43
2 11334
Иллюстрация к рассказу "Васюткино озеро"

Каждое произведение В. П. Астафьева пропитано огромной любовью к сибирской тайге, охотникам, простым жителям глубинки. Тайга для писателя являлась особым местом, наполненным воспоминаниями, историями, ритуалами, мифами.

Я восхищаюсь его знанием традиций и обычаев, передаваемых из поколения в поколение, народностью его речи - выразительной и проникновенной. Во все повествования живописно вписываются пословицы и поговорки, в которых выражена мудрость веков.

"Я давно и трепетно уважаю старые поверья, порой чудные и наивные,- писал он.- Вот плотник и стекольщик должны начинать своё дело только на старую, полную луну, тогда рублено будет крепко, стеклено прочно. "Окоротишь, не воротишь",- говорят умельцы друг другу. А какие чудные надписи на поддужных колокольцах писались, "с наставленьями и верой в них": "Езжай-потешай, звони-утешай", "кого люблю, того звоном одарю". И юмор народный, порою неуклюжий, озорной: "Отчего женщина забеременела, хлеб в печи сгорел, человек утонул?" - "Поздно вытащили".

Вот так говорит о прозе Виктора Петровича кандидат педагогических наук Пётр Пустовалов:

"...Чтобы продолжить наблюдения над лексикой прозы Астафьева, хотя бы немного приблизиться к пониманию её специфики, важно не забывать, что только земля и люди, живущие на ней, могли "родить" такие слова и выражения, как "задворки нашего села", "подшив из досок", "завозня", "хозяин, а не нищеброд", "в заветрии", "затянуло разной дурниной", "прятались в сусеках", "заваривать траву в чугунке" ("Далёкая и близкая сказка"). "Пошли на ближний увал по землянику", "упирался пряслом в увал", "никли долу цветы куриной слепоты", "ромашки приморщили белые ресницы на жёлтых зрачках", "плыли встречь течению реки", "рассыпался многоэхо по распадкам" ("Зорькина песня"). "Приятно вам кушать, девушка", "подосадовал на себя", "ребятишки шли, распинывая листья и гомоня", "навалился на мороженое молодняк" ("Ясным ли днём"). Черпать из астафьевской золотой россыпи слов можно до бесконечности.

Буквально притягивает к себе система изобразительно-выразительных средств его языка. Что подкупает в ней? Исключительная тонкость, умение увидеть и передать то, что вряд ли доступно каждому из нас.

Выделим и рассмотрим ряд конкретных примеров: "белёсые брови" (зрительный эпитет), "вечер тихо спускался с гор, бесшумно выползая из глубоких распадков" (слуховой эпитет, метафора), "листья не хлопали ладошками" (сравнение, метафора), "простор реки, холодноватый и мирный, подхватил Галку, нёс на мягких руках, покачивая и лаская" (эпитет, метафора) ("Песнопевица"), "ворот просторной дедушкиной рубахи подскакивал хомутом" (сравнение), "Мишка Коршунов широко развёл гармошку и тут же загнул её немыслимым кренделем", "Мишка наяривал, подпрыгивал на скамейке, будто на лошади", "дядя Левонтий смахнул с себя, словно муху, тётку Васеню" (сравнения), "какая-то по-особенному тоскливая, сонная неподвижность охватила дом" (эпитеты) (рассказ "Бабушкин праздник")".

...Читая Астафьева, я выписываю пословицы и поговорки, приметы, афоризмы, его "мудрости", которых великое множество "поселилось" в его книгах.

Приведу, например, часть пословиц: "Война не по лесу, а по народу", "На кого беда падёт, того нужда не оставит", "В спину плюют, а он идёт вперёд", "Голова дана человеку соображать, а не шапку носить", "Пей по всей, да привечай гостей", "Не пьют двое - кому не подают и у кого денег нету", "Сиятельству - палаты, хозяину - скотный двор", "Навонят в обутку, да и помалкиват"; "Старым воспоминания, молодым - мечты", "Птичка зорька утро встречает, всех птиц об этом оповещает", "Нет той птицы, чтобы пила-ела, но не пела".

Продолжу это ряд: "В искусстве, как в солдатской бане, пустых скамеек не бывает", "Бог напитал, никто не видал"; "Нет худа без добра и добра без худа", "Время - целое беремя", "Человек не иголка - найдётся", "Хочешь быть сыта - садись подле хозяйки, "в Сибири июнь - ещё не лето, август - уже не лето", "Чем хуже дела в приходе, тем больше работы звонарю", "Голый голого тянет и кричит: "Рубашку не порви!".

А вот встречающиеся в его произведениях поговорки: "дулю в нос", "губа не дура", "вошёл в раж", "море по колено", "будто в воду канул", "собачья жизнь", "чем Бог послал", "чурка с глазами", "полный ажур", "не ударить лицом в грязь", "перебиваться с хлеба на квас", "правду на хлеб не намажешь", "загребать жар чужими руками", "не в коня корм", "за семь вёрст киселя хлебать", "пьян, как сапожник", "бить баклуши", "режет правду-матку, "как ветром сдуло", "спустить на тормоза", "стоять на шухере", "клин клином вышибать", "Ваньку валять", "чин чином", "как ветром сдуло".

Астафьев имел "свой голос", в котором звучала душа народа, душа природы. Работоспособность, выносливость, творческая энергия его поразительны.

"Каждый слышит, как он дышит",- говорил Булат Окуджава. И Виктор Петрович дышал такой человеческой проникновенностью ко всему живому на нашей земле, что просто восхищаешься его волшебным строчкам, синонимам, омонимам, сравнениям, эпитетам...

Некоторые его фразы очень красноречивы: "Мудро поседели хлебные поля", "Щетинится густая осока", "Ветер сконфуженно залёг в лесу", "Солнце упирало в горы", "Деревья остановились на склоне горы", "Сумерки крадутся по лесам", "Дождь подкрался мелкими шажками", "Растворилась в жизни, как соль в воде", "Первые морщинки птичьим следом обозначились у глаз", "Та сторона неба потекла чернотою во все стороны", "С рекою целовались первые лучи", "Мягко картавя, звучал ручей", "Дремота опускает веки", "Хариус катится из мелких речек", "Гусь заговорил о чём-то быстро, горячо и невнятно", "Облака гоняются друг за другом по небу, и кричат, как ребёнок".

Можно продолжать: "косолапая черешня", "зелёные ладошки кувшинок", "запламеневшая рябина", "небо зажмурилось", "угнездилось разочарование", "зарницы тревожились", "зори играли", "присмирелая бесплотная душа", "тёплая душевная нотка", "возмущённая сострадающая душа", "костлявый тополь", "егозливая натура", "выплаканная память", "сверхразвратные воры", "сыпучий вятский говорок", "рахитный забор".

Из книги "Пионер - всем пример": "Не хвались замужеством третьего дня, а хвались третьего года",- гласит людская мудрость. И ещё: "Прожитое - что пролитое". Или: "Человек, в древнем одеянии цвета рожалой, чёрной земли бросал им вслед крестики, словно сеял зёрна. А зёрна, уроненные доброй рукой в родную, слезами и потом орошённую землю, всенепременно дадут всходы. Всенепременно!"

Астафьевская россыпь редких слов-жемчужин в наше время редкость.

Из пьесы "Черёмуха": "Состоит в бригаде "ух", что работает с девяти до двух", "Исключение из правил не могут поколебать самих правил", "Беда дак беда - уродилась во ржи лебеда", "Бог-то Бог, да сам не будь плох", "Судьба, судьба - кобыла крива", "Хватит языками куделю чесать"...

Широк и богат язык его прозы: "прикемарить", "изгаляться", "кочевряжиться", "мокрошшолка"...

Из рассказа "Соевые конфеты": "Дальше фронта не сошлют, больше смерти не присудят", "На тебе, Боже, что нам негоже", "Бог шельму метит", "Живы будем - не помрём", "Как бабка обшептала", "Сердцем копья у недруга не переломишь", "Дорога ложка к обеду", "Росли, словно в поле трава", "Ни за понюх табаку", "Без соплей мокро", "шаляй-валяй", "себе на уме", "вынь да положь", "собачье чутьё", "наломать дров", "суп рататуй".

И опять слова из народа: "шуровать", "укоцать", "щепериться", "замастырить", "выдрючиваться", "сосунок", "шибздик", "чинодральство", "заскорузлость ума", "детдомовские кореша", "солёные частушки", "чайушки - посказушки", "профукать", "втюриться", "кавардак"...

Из повести "Обертон": "В ногах правды нет", "Не подпускать на выстрел", "Гни берёзу по себе", "Не по нашей ноге лапоть", "Что было, то сплыло", "Тень на плетень", "Сладкого помаленьку - горького не до слёз", "Плоское катал, да круглое таскал", "За мужа завалюся - никого не боюся", "С работой колотишься, грешишь - торопишься, ешь - давишься, хрен когда поправишься".

И снова звучит мелодия русского языка, с колоритными сравнениями: "От речки наплывал ознобный воздух, из глубины сада веяло густо перевитыми запахами осени", "Сердце моё скользило обмылком в груди, рука, сжимавшая телефонную трубку, запотела - я бы уже и рад был, если бы телефон не ответил, но из запредельности лет, из ветхозаветной тайности, не иначе, раздался голос Любы...", "Слава бухал за стенкой корытом, доской стиральной, будто пулемётом строчил...", "И подбородок, будто донышко новенькой детской игрушки", "Сотворённые как бы из одного металла, струганы эти люди разными инструментами", "Это сколько же она мужиков уже свалила и свалит ещё, искрошит в капусту и схрумкает", "Покатились со скамеек (ступенек), что спелые тыквы от смеха", "Ах, юность, юность, войной опалённая, в боях изжитая, в бредовых госпитальных палатах пропущенная,- никак ты не хочешь сдаваться без весёлого баловства, без того, чтобы умчаться навсегда, не сверкнув серебряной подковою".

Из повести "Зрячий посох": "Проскочить между тик, и промежду так", "Среди стола, "в пещерке" мерцала стеклом старая, в обсохших чернилах, школьная непроливашка и тут же валялась деревянная ученическая ручка с пером "Союз"... Снова народные слова и выражения: "калякать", "выпить чеканчик", "наговорившись до отвала", "мотануть" (сбежать), "угоить" избу" (значит прибраться), "знай нас, калязинских", "тютелька в тютельку", "портянки" стихов", "жуём солому (так бы я назвал массовую культуру), да ещё и облизываемся".

И вновь - уже в повести "Ода русскому огороду" - восхищение речевым богатством народного творчества: мелодика слова, присказки, словечки, выраженьица, поверья, игра слов.

"Стою на житейском ветру голым деревом, завывают во мне ветры, выдувая звуки и краски той жизни, которую я так любил и в которой умел находить радости даже в тяжёлые свои дни и годы..." "В поле, в покати, в каменной палате сидит молодец, играет в щелкунец. Всех перебил и царю не спустил" (про парной веник).

"Кину порохом, встанет городом" - сеючи мак, вещала бабка. "Не будь голенаста, будь пузаста" - наказывала бабка, высаживая квёлую блёклую рассаду непременно в четверг, чтобы черви не съели. "Без рук, без ног, ползёт на бадок" - горох. "Под дубком, дубком свилась репа клубком". "Овощ, где густо плюнута, где ветром дунута".

"Шило - мотовило, под небеса уходило, по-бурлацки певало, по-солдатски причитало", "пырей, что дождь, долговяз, в землю увяз", "колючий осот головой трясёт", "хозяин не под стать хозяйке, хил, невзгляден, и "ни шерсти от него, ни молока", "загнёт у русской печи".

"Хорошо на Дону, да никак на дому", "не живи с сусеками, а живи с соседями", "сон да дремота, пойди на болото", "с гуся вода, с лебедя вода, с малого сироты худоба", "сунь оглоблю - телега вырастет", "высосать из пальца", "как кость в горле", "не дуть в ус", "скрепя сердцем", "как за каменной стеной".

Из рассказа "Васюткино озеро": "Заспались рыбаки, рассолодели от безделья, даже шутить перестали", "Пощёлкивали капли росы, осыпаясь с деревьев", "Робкий свист пичужки... застучит по дереву дятел или протрубит дикий олень", "Голос его, Васютки, пролетел немного над тайгой и упал невесомо - кедровой шишкой в мох", "...Застонали гагары... озеро подёрнулось морщинами", "Скошенная щетинка осоки".

Сергей Орловский

11.09.2023 22:04

Спасибо, Галя, что за Виктора Петровича заступилась. А то его в ДиН Савиных так грязью облила, аж стыдно. 

Сергей Орловский

01.10.2023 01:30

Вот фото Астафьева не природе у Зеленова- просто шлю