Окунись в историю реки, ведь истоки флота глубоки

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

17.08.2023 20:29
1

Читать все комментарии

6787

Енисей, которым мы по праву гордимся, является главным стержнем транспортной системы края. О прославленном Енисейском флоте рассказывает горожанам и гостям города единственный в своём роде Музей истории и развития судоходства в Енисейском бассейне.

Открыт он 7 мая 1992 года. Его создателем и многолетним руководителем был Михаил Демьянович Селиванов, в прошлом знаменитый енисейский капитан, известный своей порядочностью и честностью, Почётный работник транспорта России, Почётный работник культуры Красноярского края, кавалер орденов Трудового Красного Знамени и Знак Почёта. Более пятидесяти лет проработал он на Енисее, только капитаном теплоходов и пароходов - свыше сорока лет.

В 1986 году капитан Селиванов получил предложение от начальника Енисейского речного пароходства Александра Афанасьевича Печеника возглавить музей, который ещё надо было создать. Из воспоминаний Михаила Демьяновича:

"Был уже 1987 год. Я начал сбор материалов для будущего музея. Работал в Красноярском краевом архиве и архиве пароходства. Надо отдать должное Печенику, он не жалел денег и посылал меня в командировки. Я бывал в Енисейском краеведческом музее имени Кытманова, в Минусинском краеведческом музее имени Мартьянова. В Красноярском краеведческом музее очень помогала Валентина Михайловна Ярошевская, были налажены доверительные отношения с сотрудниками и начальниками отделений. Я верил им, они верили мне.

Я посетил все предприятия города Красноярска, в которых были музеи. По внешней отделке мне понравился Музей комбайнового завода, по насыщенности экспонатами - музеи МВД, железной дороги. Знакомился также с музеями связи, судостроительного, шинного, алюминиевого заводов, Музеем цветных металлов и минералов. Цель таких посещений - набраться опыта, узнать, каков штат, кто чем занимается, как осуществляется финансирование, кто от предприятия курирует музейные вопросы. Меня интересовало также оформление и расположение стендов, соотношение тематики, как тогда говорили, рабочего класса и руководящего состава".

Из малой части воспоминаний Михаила Демьяновича понятно, как много знаний, трудов, духовных и душевных сил нужно потратить на создание такого великого детища, каким является музей. Десятки тысяч различных документов, фотографий, рукописей и публикаций, газет, журналов и книг, десятки географических карт и альбомов, макеты судов и множество других исторических реликвий собирали всем миром.

Тяжело продвигался процесс организации музея. Одному было очень трудно собирать и систематизировать материалы. И тут на помощь пришёл Виталий Данилович Сморгун, который хорошо ориентировался в истории Военно-морского и гражданского морского флотов, много лет проработал на Енисее. Хотя Виталий Данилович не получал за это никакой оплаты, но оказал большую, серьёзную помощь в становлении музея.

Около пяти лет администратором музея был Н. П. Скобло, который до этого прошёл путь от матроса до капитана пассажирского дизель-электрохода и капитана-наставника Енисейского пароходства. Также он известен как автор многих книг, посвящённых истории судоходства, десяти поэтических сборников, гимна ОАО "Енисейское речное пароходство", "Марша путейцев" и других песен о Енисее.

Значительную помощь в разборке материалов оказывала Полина Николаевна Елендюкова - хранитель ценностей, член совета ветеранов управления Енисейского пароходства.

Был создан совет музея, куда входили 13 человек. Объединяющим звеном служил Михаил Демьянович Селиванов. Совет работал на добровольных началах - доброе имя лучше богатства.

Судоходство на Енисее начиналось задолго до появления железной дороги в пределах нынешнего Красноярского края. Этот период представлен в музее стендами об экспедиции Витуса Беринга, которая в 1725 году по указу Петра Первого из города Енисейска на четырёх дощаниках поднялась по Ангаре до устья Илима и Усть-Кута, где были построены барки, в 1726 году волоком прошла на Лену, потом - в Карское море. Геодезист Пётр Чичагов в 1725 - 1730 годах сделал первую съёмку Енисея и части притоков.

Первопроходцам XIX века посвящены три стенда, один из них - экспедиции 1894 - 1895 годов под руководством контр-адмирала Андрея Ипполитовича Вилькицкого. После этой экспедиции впервые в Российской империи был издан атлас реки Енисей.

Материалы музея рассказывают о том, что первый пароход в Енисейском бассейне был построен в 1863 году и назывался "Енисей". Первым его капитаном был Андрей Степанович Попов.

В городе Красноярске первый пароход под названием "Москва" появился 14 мая 1882 года. Первым же судном, которое своим ходом преодолело Казачинский порог и проложило речной путь из Енисейска в Красноярск, был теплоход "Капитан Дальман", а капитаном на нём был Михаил Трофимович Тупицын. Это событие произошло в 1884 году.

Для потребностей строящейся Транссибирской железной дороги в 1905 году за границей были закуплены шесть пароходов и девять лихтеров. Большинство судов строились в Европе и перегонялись на Енисей Северным морским путём.

В 1903 году в Казачинский порог был поставлен туер "Ангара", предназначенный для подъёма судов через порог. Списанный в 1969 году, он был заменён туером "Енисей" мощностью 2 000 лошадиных сил - против 240 лошадиных сил у туера "Ангара". Кроме того, в Казачинском пороге велись дноуглубительные работы. С 1904 по 1916 год было вынуто 2500 кубических саженей грунта.

В 1902 году красноярскими купцами братьями Гадаловыми построен пассажирский пароход "Сокол", причём его машина была закуплена на Нижегородской ярмарке, а сам он строился на Енисее.

В 1935 году пароход под командованием капитана Н. А. Данцера привёз на Крайний Север первых строителей Норильского горно-металлургического комбината. Этот пароход, уже под именем "Спартак", возил пассажиров до середины 1960 годов.

Первое акционерное общество на Енисее под названием "Акционерное общество пароходства по реке Енисей" было создано в 1907 году. Учредителями его выступили купцы-судовладельцы - Н. Н. Гадалов, А. И. Кытманов, В. И. Корнаков, А. П. Кузнецов, Т. Цукерман. Компания имела большую часть флота, работавшего на Енисее, и получала, благодаря своему монопольному положению, баснословные прибыли.

Пассажирские суда "Спартак", "Мария Ульянова", "Фридрих Энгельс", "Иосиф Сталин", "Серго Орджоникидзе" возили заключённых вниз по Енисею на строительство Северной железной дороги и составляли главную часть флота во время Великой Отечественной войны.

После войны на Енисей стали прибывать новые суда: большая группа буксировщиков, пассажирские теплоходы "В. Чкалов", "А. Матросов", "Байкал", "Балхаш". Был осуществлен перегон судов из Тюмени в составе пароходов проекта 732 "Д. Менделеев", "Г. Невельский", "П. Нестеров", из ГДР - теплохода "Советский Север". И это только маленькая часть всех перегонов судов Северным морским путём на Енисей.

Судоходство в Енисейском бассейне - это ещё и судоходство по притокам Енисея. По ним речники перевозят как грузы, так и пассажиров. Первый пассажирский рейс по Нижней Тунгуске до Туры совершил в 1956 году пароход "М. Литвинов". Позднее рейсы по Нижней Тунгуске по большой воде стали выполнять такие крупные пассажирские теплоходы, как "Байкал" и "Балхаш".

Со знаменательными событиями русской истории связана судьба парохода "Св. Николай" (построен в Тюмени, собран в Красноярске в 1887 году, мощность 560 лошадиных сил, пассажировместимость 370 человек). На нём в 1897 году из Красноярска в село Шушенское был отправлен в ссылку В. И. Ульянов-Ленин, а ещё раньше, 1 июля 1891 года, прибыл в село Берёзовка цесаревич - будущий император России Николай Второй.

Владельцу парохода "Св. Николай" купцу Сибирякову не дано было знать, что в далёком будущем его пароход станет филиалом Красноярского краеведческого музея, в котором в качестве экспонатов разместят в одной каюте восковую фигуру Николая Второго, а в другой - В. И. Ленина, вождя революции, свергшего царское самодержавие.

В музее выставлен макет парусно-моторного судна "Омуль", на котором летом 1913 года из Енисейского залива в город Енисейск прибыл знаменитый норвежский исследователь Арктики Фритьоф Нансен. С ним - известный енисейский предприниматель С. В. Востротин. Об этом событии капитан Енисейского пароходства И. П. Таскин написал книгу "По следам Фритьофа Нансена", которая также представлена в музее.

Имеется интересная серия документов, посвящённых защите порта Диксон 27 августа 1942 года от нападения немецкого линкора "Адмирал Шеер". На подступах к Диксону был атакован немецким линкором и затонул пароход "А. Сибиряков", на борту которого находились 104 человека, а в живых остались только восемнадцать.

Сыны Енисея в войну, не робея,

Не ждали приказа - вступили в бой сразу.

В традициях отцов наш "А. Сибиряков",

Подобно "Варягу", не опозорил флага.

На фронты Великой Отечественной войны ушли две тысячи двести речников - работников Енисейского речного пароходства. Триста восемьдесят восемь из них погибли в боях, пятеро удостоены звания Героя Советского Союза.

Экспонаты музея рассказывают о том, как труженики тыла на Красноярском судоремонтном заводе производили бронекатера, на Красноярской судостроительной верфи - минные тральщики и морские охотники.

В Красноярском культурно-историческом музейном комплексе на Стрелке один из разделов посвящён репрессированным речникам. Экспонаты любезно предоставлены Музеем истории и развития судоходства в Енисейском бассейне. За 1937 - 1939 годы были репрессированы более 300 речников. Среди них - первые лица пароходства: П. М. Мещеряков - его начальник с 1932 по 1937 год, К. В. Сергеев - партсекретарь Енисейского бассейна и другие, а также капитаны (П. Ф. Очеретько - один из них), механики, штурманы, помощники механиков, боцманы.

В основном все они были расстреляны, либо, не вынеся ужасов заключения, погибли. Фотодокументы, копии ордеров на арест и решения "верховной тройки", фотографии политзаключённых, барж "Фатьяниха", "Ангутиха", "Ермачиха", макеты судов "Красноярский рабочий", "С. Орджоникидзе", на которых везли репрессированных в места заключения и ссылки, где многие нашли своё последнее пристанище, - эти уникальные свидетели трагического времени в жизни страны находятся в музее.

Енисей занимает пятое место среди величайших рек мира. Его длина от истока, верховья реки Бий-Хем, до мыса Сопочная Карга 3 993 километра, а до Диксона, включая Енисейский залив, - 4 224 километра. Около ста рек впадает в Енисей только с востока. Самая длинная, Нижняя Тунгуска, лишь немногим короче Волги.

Многие экспозиции посвящены наиболее значимым периодам истории судоходства на Енисее. Это Пясинские экспедиции 1933 - 1937 годов, когда была создана материальная база для строительства горно-металлургического комбината и города Норильска. Это покорение судами Нижней и Подкаменной Тунгусок, масштабные перевозки лесоэкспортной продукции до Игарки, участие в транспортном обеспечении строительства Курейской, Красноярской, Саяно-Шушенской, Богучанской и других гидростанций, промышленных предприятий, мостов.

Выставки музея рассказывают о знаменитых капитанах Енисея - Н. А. Данцере, Н. Н. Балакине, Е. К. Крылове, Н. А. Шангине, М. Е. Лиханском, И. Л. Перевалове, В. В. Ильинском, М. Н. Ильиной - первой на Енисее женщине-капитане, И. Т. Марусеве - Герое Социалистического Труда, о династиях механиков Плешковых, Баранцевых, Вакутиных, Алексеевых, Ефремовых, Каржавиных, Черкашиных...

Экспозиции музея посвящены многим событиям. В 1976 году постановлением правительства СССР установлен профессиональный праздник - День работников морского и речного флота. Он широко отмечается в первое воскресенье июля.

В 1977 году в Красноярске организовано Детское речное пароходство, которое носит имя своего первого начальника - А. И. Жуковича.

В 2001 году был создан хор ветеранов Енисейского речного пароходства "Енисейская волна". Он имел достойный репертуар, активно участвовал в районных и городских конкурсах, смотрах и творческих встречах. К сожалению, ему не удалось отметить свой десятилетний юбилей.

Хронологию событий с 1931 года можно проследить по газете "Речник Енисея".

Газету речную "Большевистский аврал"

Енисейский бассейн с нетерпением ждал.

Меняла названья, но жизнь продолжалась.

Любимицей многих доныне осталась.

В 2012 году бассейновая газета "Речник Енисея" и главный редактор Сергей Иванов отличились во Всероссийском профессиональном журналистском конкурсе, организаторами которого являются общественный фонд "Журналист" и Ассоциация районных и городских газет. "Речник Енисея" в номинации "Лучшее корпоративное издание России" занял третье место и удостоен диплома. А главный редактор Сергей Иванов в номинации "Лучший журналист корпоративной прессы России-2012" занял третье место и награждён дипломом. А всего в конкурсе приняли участие 1 372 журналиста, 596 изданий из 72 регионов России, в том числе региональные (краевые, областные, региональные приложения федеральных изданий), местные (районные, городские, муниципальные), специализированные, корпоративные (в том числе вузовские), а также сетевые издания.

В 1999 году в Красноярске создана Красноярская региональная общественная организация "Клуб капитанов" (КРОО "Клуб капитанов"), президентом которой избран И. А. Булава, знающий историю пароходства, так как работал в нём с 1959 года, а в 1995 -2003 годах был генеральным директором предприятия. При клубе капитанов действуют секции - литературно-историческая и секция по переименованию судов. Более пятидесяти теплоходов носят на борту имена знаменитых речников и красноярцев, которые навечно вписаны в историю судоходства на Енисее, в историю Красноярского края.

При газете "Речник Енисея" была создана литературно-историческая страница, где публиковались многочисленные материалы по истории пароходства, проводились литературные конкурсы. Клуб капитанов организовал выпуск коллективных сборников под рубрикой "Летопись Енисея". И всё это стало своеобразным толчком к писательским изысканиям, серьёзным историческим исследованиям.

Ни в одном пароходстве России нет столько пишущих речников. Вышло множество интересных очерков, повестей, рассказов, флотских баек о жизни и судьбах работников речного флота, изданы десятки исторических трудов по истории судоходства. На свет появились книги капитанов Михаила Филатова - "Имя на борту" (издана посмертно), Бориса Еремеева - "Кача впадает в Енисей", Николая Балакина - "О чём рассказывают старые пароходы", Виктора Ледневского - "Между рекой и морем", "Рейс к берегам прошлого" и другие, Павла Борейши - "В Енисейском заливе", флотского врача Людмилы Еремеевой - "Подтёсово - родной причал", Галины Черновой - "Ермолаевские жизнелюбцы" и другие. Все книги выставлены на стеллажах музея.

Рассказать о литературном творчестве, краеведческой работе, обо всех авторах не хватит газетных страниц, нужна отдельная книга о замечательных энтузиастах, увлечённых потребностью как можно больше поведать людям о своей любимой профессии, о живой истории Енисея. Значительные исследования провели И. М. Назаров, Л. М. Щипко, М. Е. Филатов, В. Г. Яковлев, И. П. Таскин, М. Д. Селиванов, В. И. Чумаченко, В. А. Козаченко, Н. П. Скобло, И. А. Булава, В. С. Ледневский и многие другие.

Плодотворно и увлечённо писательским трудом занимается И. А. Булава, член Союза писателей России с 2010 года. Его книги - "Флотская судьба", "Енисей - река жизни", "Второе дыхание", "Встречи на Енисее", "Летопись судоходства на Енисее", "Капитаны Великой реки". Огромное количество фотографий – и каких! Прекрасные, светлые лица тружеников флота, природа, история, праздники и будни - выстраивается золотой человеческий фонд России на берегах Енисея.

Отдельную главу в истории Енисейского бассейна составляет дружба наших речников с талантливыми земляками - писателями Г. И. Кублицким, С. В. Сартаковым, Н. Я. Шагуриным, В. П. Астафьевым, А. И. Чмыхало, с поэтами И. Д. Рождественским и К. Л. Лисовским, другими известными людьми. Именами некоторых из них были названы суда Енисейского пароходства: "Михаил Годенко", "Василий Суриков", теплоход "Ленанефть-2035" получил имя "Виктор Астафьев".

В 2002 году Музею истории и развития судоходства было присвоено звание "Народный".

Выстроились даты,

как в строю солдаты.

Историю хранят!

Столь событий важных,

Речников отважных

не будем забывать!

Бесконечно много

Водные дороги

могли бы рассказать...

Жизнь, как киноплёнку,

Можно лишь потомкам

перекрутить назад.

В 2007 году умер неутомимый труженик, собиратель и хранитель бесценных материалов Михаил Демьянович Селиванов. Почти четыре года музеем руководил Иван Иванович Пономаренко - капитан теплоходов "М. Глинка", "Советская Арктика", "Волго-Дон-5068", капитан-наставник, Почётный работник речного флота.

В январе 2010 года директором Музея истории и развития судоходства назначен Борис Михайлович Гончаров, проработавший 24 года начальником отдела кадров Енисейского речного пароходства. Человек, обладающий обаянием и даром непринуждённого разговора, знанием многогранной истории флотской жизни.

Минула двухлетняя реконструкция, и после коренной модернизации музей с новой силой продолжил прославлять Енисейский флот, его добрые традиции, которые помогают воспитывать молодое поколение в духе любви к своей профессии. Новшества произошли при поддержке ОАО "Енисейское речное пароходство" и его генерального директора А. Б. Иванова.

Во многом благодаря музею в 21-й век речники Енисея шагнули с гордостью и уверенностью в том, что энтузиазм исследователей не канет в лету. Ведь это наша история, а мы - её творцы.

Музей истории и развития судоходства в Енисейском бассейне обменивается опытом с другими музейщиками. В октябре 2012 года здесь был устроен семинар по научно-фондовой работе с участием двадцати пяти музеев. Были представители Музея-усадьбы В. И. Сурикова, Художественного музея имени В. И. Сурикова, Музея-заповедника "Шушенское", музея Сибирского федерального университета, Дивногорских художественного и городского музеев, Ачинского, Железногорского, Казачинского музейно-выставочных центров, Кежемского и Краснотуранского историко-этнографических музеев, Ачинского, Боготольского, Канского, Туруханского, Бирилюсского, Нижнеингашского, Заозёрновского, Большемуртинского, Идринского краеведческих музеев и других.

В том же году на базе Музея истории и развития судоходства состоялся семинар для ведомственных музеев, в котором приняли участие представители музеев истории Красноярской железной дороги, истории спорта Красноярского края, Красноярской таможни, "Красноярский тюремный замок", милиции Красноярского края, Революционной, боевой и трудовой славы, истории медицины, Музея леса, музеев Красноярского машиностроительного завода, истории банков, "Культбытстроя", музеев ряда высших учебных заведений и других учреждений.

Участники семинаров делились опытом архивной, методической, оформительской и экскурсионной работы. Гости высоко оценили наличие подлинных исторических реликвий Музея судоходства - штурвала, машинного телеграфа и магнитного компаса с теплохода "Красноярский рабочий", построенного в 1930 году в немецком городе Данциге. Особое восхищение вызвал интерьер восстановленной каюты этого судна - письменный стол, кресло капитана, диван, посудный шкаф, судовые часы, барометр и другие принадлежности.

Музейщики были очень удивлены, что речникам удалось сохранить в музее штурвал с теплохода "Некрасов", за который держался первый космонавт планеты Ю. А. Гагарин.

Более тридцати миллионов тонн грузов в лучшие годы перевозилось ежегодно по этой реке, в том числе ниже Дудинки. Глубины Енисея ниже Игарки достигают 45 метров, что позволяет крупнотоннажным морским судам подниматься вверх более чем на 700 километров.

В музее практически полностью выставлен модельный ряд пассажирского водоизмещающего флота Енисея, начиная с теплохода "Серго Орджоникидзе", построенного в Нижнем Новгороде и собранного в 1940 году в Красноярске. Другое такое же судно, построенное на год раньше, - теплоход "Иосиф Сталин". Располагает музей моделями теплохода "Байкал" (после переименования - "Академик Киренский"), дизель-электрохода "Латвия" - таких на Енисее было одиннадцать, строились они в Чехословакии во второй половине 1950-х годов.

Недавно здесь появилась модель теплохода "Валерий Чкалов", которую безвозмездно передал в дар музею бывший капитан пассажирского флота Енисейского пароходства, с 2006 года капитан ОАО "ПассажирРечТранс" Алексей Михайлович Бояринцев. Изготовил модель Виктор Андреевич Тюменцев, который работал капитаном в Подтёсовской РЭБ флота, директором Подтёсовского профессионального лицея, а сейчас пребывает на заслуженном отдыхе.

Теперь в музее не хватает модели одного только теплохода "Антон Чехов" - бывшего флагмана пассажирского флота Енисейского пароходства.

Двери музея всегда распахнуты для гостей города и жителей Красноярска. Приходите - и всё увидите сами. Откроете для себя очень интересную и важную страницу нашей великой реки Енисей и Енисейского речного пароходства.

Почему в музеях тишина?

Потому что память замерла...

Наблюдает молча и с тоской, -

Ведь не зря её зовут живой.

Память, память, сохрани,

До потомков донеси

Кладезь собранных трудов

Наших дедов и отцов.

Закружили вихри над страной,

И смешались злоба с добротой.

Потихоньку память всех простит,

Событийность фактов воскресит.

За собою память позову,

По музейным россыпям пройду,

Окунусь в историю реки, -

Ведь истоки флота глубоки.

Память, память, сохрани,

До потомков донеси

Кладезь собранных трудов

Наших дедов и отцов...

Между тем...

Музей (от греч. - дом муз) - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке, затем, с XVIII века, оно стало включать в себя также здание, где располагаются экспонаты. В XIX веке к этим признакам присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. А с шестидесятых годов XX века началась педагогическая деятельность музеев - специальные проекты для детей, подростков и взрослых.

В России около 2 700 государственных музеев. С развитием компьютерной техники и Интернета появились также виртуальные музеи на CD-ROM или в Интернете. В 1946 году была создана международная организация ICOM (International Council of Museums) для поддержки и развития деятельности музеев. Эта организация включает в себя более 27 500 участников из 115 стран мира и тесно работает с ЮНЕСКО и другими международными организациями. 

Красноярский край занимает шестое место в России по развитию музейной сети. В регионе 56 краевых государственных и муниципальных музеев.

Музейное дело помогает хранить нашу историю, её достояние, передавать традиции, обычаи, особенности быта - чтобы помнили, чтобы знали, чтобы берегли. Музеи - это часть нашей культуры. Есть разум - есть культура. Разум и культура делают человека разумным существом.

Читайте также

Комментарии (1)

А в 1913-м Нансен приезжал, П.С. Смирнову свою книгу подарил. - см. фото.

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры