"Словцовский" фестиваль - возрождённая красноярская традиция

24.04.2023 20:30
1 2000
Пресс-служба театра оперы и балета

Одним из важнейших событий сезона нашего театра оперы и балета стало возрождение фестиваля имени "сибирского соловья" Петра Ивановича Словцова.

Этот музыкальный праздник ведёт своё начало с 1986 года. Тогда он был приурочен к 100-летию со дня рождения замечательного тенора. В дальнейшем театр отдавал дань его памяти в 1993, 1996 и 2001 годах.

Теперь же о Словцове вспомнили в связи с тем, что в 1923 году, то есть 100 лет тому назад, Пётр Иванович и его жена Маргарита Николаевна Риоли-Словцова стали инициаторами постановки оперных спектаклей силами местных профессионалов, студентов Красноярского музыкального техникума (так к тому времени стала называться бывшая Народная консерватория) и музыкантов-любителей.

Действительно, показанные тогда "Травиата" Дж. Верди, "Русалка" А. Даргомыжского и "Дубровский" Э. Направника оказались важной вехой в истории музыкально-театральной жизни нашего города, и деятельность супругов Словцовых невозможно переоценить.

Но всё же неверно считать, что начиная лишь с 1923 года красноярская публика получила возможность посещать оперные спектакли, не выезжая за пределы родного города. Позволю себе напомнить авторам акции "Словцов. Постскриптум", что ещё в театральном сезоне 1892-1893 годов на красноярской сцене были показаны "Аскольдова могила" А. Верстовского и "Травиата" Дж. Верди.

А с сентября 1897 года по февраль 1898 года местные любители музыки посещали оперные и опереточные спектакли труппы, сформированной антрепренёром Валентином Ивановичем Розеноэром - профессиональным певцом, выпускником Петербургской консерватории. Репертуар того сезона включал в себя ни много ни мало 19 опер и 30 оперетт! Звездой этой труппы был тенор Михаил Резунов, спустя несколько лет блиставший на сценах Берлинской королевской оперы и Московского Большого театра.

В дальнейшем, на рубеже 1906-1907 годов, в течение нескольких месяцев в Красноярске имел место быть оперный "полусезон". Кроме того, почти ежегодно - в 1900, 1902, 1905, 1908, 1910-1915, 1917 годах - проходили гастроли оперных трупп из других городов, длившиеся, как правило, от одной до двух недель.

Всего за 20 лет - с 1897 по 1917 год - горожане получили возможность познакомиться с 37 операми. Едва ли не каждая труппа, показывавшая в Красноярске оперные спектакли, располагала хотя бы несколькими высокопрофессиональными певцами, признанными во всей России. У некоторых из них за плечами была не только учёба в столичных консерваториях, но и стажировка в Италии. В 1908-1909 годах у нас давали концерты ведущие солисты императорских театров - Мариинского и Большого.

Скорее всего, среди активных посетителей оперных спектаклей и вокальных концертов был и юный Пётр Словцов, в то время всё больше укреплявшийся в своём стремлении стать певцом и впоследствии вернувший оперный жанр в Красноярск.

Но вернусь к фестивалю-2023, проходившему у нас с 21 января по 16 апреля. Его программа включала в себя пять оперных спектаклей и два концерта. "Евгений Онегин" П. Чайковского и "Лакме" Л. Делиба вошли в фестивальную афишу, поскольку центральные теноровые партии в них некогда исполнял П. Словцов. Премьера "Опричника" П. Чайковского и "Аида" Дж. Верди приурочены к 150-летию великого Фёдора Шаляпина, сценическим партнёром которого неоднократно бывал наш талантливый земляк.

Только "Пиковая дама" П. Чайковского никак не связана с творческими биографиями ни Шаляпина, ни Словцова. Правда, она входила в репертуар "Трудового оперного коллектива", функционировавшего в Красноярске в течение пяти месяцев сезона 1924-1925 годов. Но П. И. и М. Н. Словцовы уже не входили в состав его труппы и художественного руководства, а выступали как гастролёры в нескольких спектаклях ("Евгений Онегин", "Русалка", "Травиата").

"Команда" приглашённых певцов состояла из солистов московских (Большого, Музыкального имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, "Новой оперы", "Геликона") и петербургских (Мариинского, "Зазеркалье") театров, а также академических Пермского и Новосибирского театров оперы и балета. Также в неё вошли монгольские бас и тенор.

О достоинствах солистов театра "Геликон" во главе с одним из лучших современных российских басов Алексеем Тихомировым я уже писала в своей рецензии на премьерные показы "Опричника". В "Аиде" вызвала восхищение красивейшим тёплым голосом и высоким профессионализмом исполнительница титульной партии Мария Баянкина (Мариинский театр).

В "Пиковой даме" порадовала своим прочтением партии-роли Графини опытнейшая Ирина Долженко, несколькими годами ранее являвшаяся художественным руководителем нашей оперной труппы, а затем вернувшаяся в Большой театр. В этом же спектакле была очень выразительна и как певица, и как актриса Ирина Ващенко (Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко).

Среди гастролёров-мужчин, выступивших в "Аиде", "Евгении Онегине", "Пиковой даме" и "Лакме", наиболее выгодное впечатление произвели уже знакомый красноярцам баритон из Новосибирска Алексей Зеленков (в партии Томского в "Пиковой даме") и особенно приглашённый солист Большого театра Сергей Поляков, проявивший в сложнейшей партии-роли Германа ("Пиковая дама") глубокое проникновение в образ человека, фанатично стремящегося к достижению своей цели, и отличное владение голосом.

Из всех теноров-гастролёров, выступивших в фестивальных спектаклях, начиная с февраля, именно его я назвала бы лучшим. Хотя вполне успешно выступили также молодой монгольский певец Цэрэнчунт Улзийбурэн (Ленский в "Евгении Онегине") и приглашённый солист Мариинского театра Денис Закиров (Джеральд в "Лакме").

Первый фестивальный концерт был посвящён памяти Ф. И. Шаляпина, и в его программу вошли арии и песни обширного репертуара гениального мастера. Что бывает очень редко, на сцену в тот вечер выходили исключительно обладатели низких голосов: гастролёры и красноярские солисты. Особенно хороши были монгольский бас Хурэлбаатар Оюнчимэг и солист Владивостокского филиала Мариинского театра Сергей Севастьянов.

В качестве гастролёров в концертах выступили также Павел Анциферов (15 февраля), Анастасия Лепешинская и Кристина Гонца (16 апреля). Все они получили высшее музыкальное образование в Красноярске и начинали свою творческую деятельность на нашей оперной сцене. Теперь Анастасия поёт в "Новой опере", Кристина - в Мариинском театре, Павел - солист новосибирской оперной труппы.

А. Лепешинская выросла в настоящего профи ещё в Красноярске. П. Анциферов заметно окреп в вокальном отношении по сравнению со своими ранними выступлениями. Но особенно поразила К. Гонца (в девичестве Алиева). Несколько лет назад её "козырем" был уверенный "штурм" предельно высоких нот. Теперь же к достоинствам этой молодой певицы добавилось округлое, наполненное, благородное звучание голоса в среднем регистре. Её исполнение труднейшей арии Лакме в заключительном концерте фестиваля выше всяких похвал. Лучшего до сих пор не приходилось слышать в нашем городе.

Число дирижёров, принявших участие в фестивале, равнялось числу его мероприятий. Красноярцы Анатолий Чепурной и Дмитрий Ходош не обманули слушательских ожиданий соответственно в "шаляпинском" концерте и в "Лакме". Хотя среди приглашённых маэстро был широко известный, имеющий международное признание Дмитрий Юровский, меня больше привлекла и захватила искренняя увлечённость исполняемыми произведениями Филиппа Селиванова ("Опричник") и Михаила Татарникова (заключительный концерт).

Среди красноярских артистов, участвовавших в фестивале "Словцов. Постскриптум", как и следовало ожидать, наилучшим образом показали себя Вера Баранова (заключительный концерт), Михаид Пирогов (Радамес в "Аиде"), Владимир Александрович (Вязьминский в "Опричнике", Гремин в "Евгении Онегине"), Александр Михалёв (концерт 15 февраля - Елецкий в "Пиковой даме", Онегин) и самое молодое меццо-сопрано труппы Виктория Кангина (Басманов в "Опричнике", Полина в "Пиковой даме").

Что же касается наших ведущих теноров, выступивших в заключительном концерте и тепло встреченных публикой, то и Давит Есаян, и Валентин Колесников, и Андрей Колобов наделены отличными природными данными. Но к пению каждого из них пока можно предъявить немало претензий: голоса не льются, верхние ноты частенько выкрикиваются...

Не мешало бы каждому из этих солистов внимательно прослушать и проанализировать аудиозаписи Петра Ивановича Словцова, обладавшего прекрасной вокальной школой, и позаботиться о преодолении перечисленных выше недостатков.

В заключение не могу не высказать несколько замечаний по поводу программы концерта "Словцов-гала". Поскольку он задуман как посвящение Петру Ивановичу, то не помешало бы обращение в его программе прежде всего к тем произведениям, которые были особенно дорогими сердцу одного из лучших отечественных теноров своего времени. Это "Русалка", "Фауст" Ш. Гуно, "Искатели жемчуга" Ж. Бизе, "Снегурочка" Н. Римского-Корсакова.

И ещё. Принявшему участие в обоих фестивальных концертах Гарри Агаджаняну (Пермь) лучше было бы спеть 16 апреля не арию со свистом из оперы "Мефистофель" А. Бойто, а арию Базилио из "Севильского цирюльника" Дж. Россини (в этой опере Словцов выходил на сцену вместе с Шаляпиным). Делаю на этом акцент по причине неуместного исполнения "сатанинского" номера в день светлого праздника Пасхи, с которым совпал заключительный аккорд фестиваля.

Но, несмотря на некоторые отмеченные недочёты, сама идея возрождения "словцовского" фестиваля отрадна и заслуживает благодарности.

Красноярск.

depo

29.02.2024 23:48

Любовь Георгиевна, браво! Обложка CD-диска, изданного Музеем имени М.И. Глинки в декабре 2007 года. В январе 2008-го диск был представлена 42-й международной выставке MIDEM-42 в Каннах (Франция), хотя я лично был бы в двойне удовлетворен, если бы его представили в моем родном городе Канск!