Ирина Нечитайло: "Беби-спектакли готова играть до пятидесяти лет!"

08.03.2023 07:45
0 19411
Актриса Красноярского театра кукол Ирина Нечитайло Красноярский театр кукол

Актриса Красноярского театра кукол Ирина Нечитайло поставила в начале года мюзикл "Мама", знакомый зрителям по фильму с участием Людмилы Гурченко и Михаила Боярского, и показала его на сцене родного театра.

В работе актрисы заняты воспитанники школы эстрады и джаза, где она преподаёт актёрское мастерство. Так символично начался для Ирины Нечитайло Год педагога и наставника в театре кукол.

- Как мюзикл "Мама" оказался на профессиональной сцене?

- Преподаю в школе вокала Аллы Сандул, которая находится недалеко от театра музыкальной комедии. Там занимаются дети, поющие с семи лет, некоторым уже по 14-16, участвуют в конкурсах, можно сказать, профессиональные вокалисты.

Веду у них актёрское мастерство, есть такое направление, как музыкальный театр. То есть мы делаем с ними мюзиклы. Была идея поставить "Маму", потому что я люблю этот мюзикл Жерара Буржоа. Потом пришла к нашему замечательному директору Татьяне Владимировне Поповой и попросила сыграть спектакль на площадке театра. Получилось, что премьера состоялась здесь, все были рады и счастливы, потому что работать на профессиональной сцене удобно и комфортно.

- Даже на такой маленькой?

- И артисты тоже маленькие, хотя их довольно много: в спектакле заняты 12 человек. Как говорится, в тесноте, да не в обиде. Старались поместиться, несмотря на массовые сцены. Дети участвовали с большим энтузиазмом, понимая, что выходят на профессиональную сцену. Воспринимали это как подарок. Занимаются с желанием, есть такие, которые готовы делать это чуть ли не ежедневно.

- Что послужило поводом для вашего прихода в педагогику?

- Позвонили и сказали: "Слышали, вы хороший педагог, преподаёте актёрское мастерство. Хотели бы позвать вас к себе". Пришла. Состоялся разговор о том, что мне интересен результат, необходимо делать какие-то проекты. Договорились с Аллой Сандул, что дети будут заниматься, чтобы потом показать мюзикл.

Преподаванием занимаюсь давно, сразу после окончания училища. Тогда мне было 20 лет. Работала в разных студиях, делала драматические, кукольные спектакли, но постановка мюзикла - мой первый опыт. Сейчас с ребятишками ставим "Гарри Поттера и Кубок Огня". Благо работаю в театре кукол, знаю всякие фокусы, что позволит юным артистам даже летать.

До этого мы делали "Алису в Стране Чудес", и также показывали её на нашей сцене. Наш директор положительно относится к занятиям преподавательской деятельностью. Подали заявку на детский фестиваль любительских театров, который будет проходить в Ачинске. Поедем туда с двумя спектаклями - "Мама" и "Ромео и Джульетта".

Последний мюзикл - классный вокальный материал, он меня вдохновил, тем более что в моей группе много подростков 14-15 лет, которым тема будет интересной и близкой. Однако у нас всё происходит в современном мире.

- Почему вы после училища не остались в Иркутске? Тем более что театр "Аистёнок" совсем неплохой?

- Работала там полгода, но уехала по личным причинам. Подала заявки в несколько театров: ответили Воронеж и Красноярск. Посмотрела на карте: Красноярск оказался ближе. Приехала - и не жалею. Люблю и Красноярск, и сам театр!

- Как вы пришли в профессию?

- В детстве вообще не знала, что такое театр кукол, поскольку в Иркутске в театре не была ни разу. Поначалу училась в балетной школе в Улан-Удэ, в 16 лет из-за болезни пришлось от балета отказаться - решила стать актрисой. В тот год в Иркутском театральном училище набирали только кукольников. Расстроилась: казалось, это же какие-то "зайчики-белочки", однако решила год отучиться, а потом перейти на драму.

Повезло, что мастером курса был главный режиссёр Иркутского театра "Аистёнок" Юрий Уткин, который показал, что театр кукол бывает абсолютно разным, а на сцене происходит магия, и непонятно, где заканчивается кукла и начинается человек.

Влюбилась в это волшебство и осталась, хотя кукловодом быть непросто. Куклы ведь бывают разные - марионетки, перчаточные, тростевые, маппеты, пальчиковые, плоские. И каждую нужно освоить, поэтому у кукольника двойная нагрузка - он должен играть и за себя, и за своего персонажа.

- Насколько знаю, многие из иркутских выпускников служат в Красноярске.

- Не слишком многие. Моя однокурсница Алёна Догадаева, избравшая профессию мамы и оставившая театр, Валентина Иосифовна Бернгард, Татьяна Петровна Сёмкина.

- Актрису какого амплуа видели в вас педагоги в училище? Или для театра кукол данный фактор никакого значения не имеет?

- В кукольном театре ты должен уметь всё: и куклу научиться водить, и быть драматическим артистом. Мы не прикрываемся куклой - поём, танцуем так же, как и актёры драмы. Сегодня почти нет изменения голоса, так как режиссёр отталкивается от возможностей актёра и его органики. Весь театральный мир стремится к естественности в образе, в том числе и в театре кукол.

Кстати, мне кажется, что в драме не совсем правильно, когда актёру дают амплуа героя, комика, трагика. А если человек хочет попробовать что-то другое? Мне кажется, в разные периоды жизни, в разном возрасте актёр может быть совсем иной. Допустим, в двадцать лет сказали, что ты героиня, а когда наступает сорок, что делать? Кому нужна престарелая героиня?

Это проблема, когда тебя запрограммировали всю жизнь играть девочек. (Смеётся.) Очень простой путь: ты выглядишь так - это будешь играть. Помню, одно время мне говорили: ты - характерная. А потом оказалось, что и героинь могу играть. Надо пробовать. Это классно!

- Что вам интереснее - живой план или куклы?

- Сегодняшняя тенденция - очень мало кукол. Марионетки не ставят совсем. Ширмовые спектакли также отсутствуют. Думаю, всё вернётся, как возвращающаяся мода. И то, и другое интересно, но есть ещё перчаточные и масса других.

Мне нравятся марионетки. С ними интересно работать. Когда мы были студентами, работали с цирковыми марионетками, которые могли устраивать фокусы, жонглировать. Прикольно, классно, интересно! Увы, таких замечательных кукол больше в руках не держала, потому что это тонкая работа, и людей, способных делать цирковые марионетки, в России очень мало, а подобные куклы стоят очень дорого

- Как вас встретили в Красноярске?

- Меня встретил Александр Иванович Кикоть, позвал в свой кабинет, вручил тростевую куклу: "Показывай, что умеешь!" Мне 21 год. Я трясущимися руками пытаюсь что-то показывать... Тогда было мало молодёжи, тяжело было вливаться в труппу. Потом всё стало проще и легче.

Сегодня в труппе средний возраст артистов - 30-35 лет. В последнее время в постановках режиссёры предпочитают молодёжь, потому как много физических нагрузок. Хотя, думаю, нужны разные артисты для разных ролей, характеров, фактуры.

- Ваш возраст - возраст Иисуса Христа. Порог, когда наступает пора переоценки ценностей.

- Есть такое. Думаю о том, чего бы мне хотелось дальше? Буду актрисой до пенсии или окончу режиссёрский факультет и стану сама ставить спектакли? А с другой стороны, вдруг не потяну? Вдруг не смогу? Вдруг у меня так ум не работает? Много сомнений по этому поводу. Мне лично интересно что-то делать самой.

- Надо дерзать. Хотя у вас как у актрисы получается неплохо.

- Да. Есть занятость, роли, спектакли, но всегда хочется чего-то ещё. Думаю опять-таки, захочу ли в пятьдесят лет скакать зайчиком? Скорее всего, нет, потому что зайчиками должны быть молодые девчоночки. Но это я сейчас так думаю, а через два года скажу: "Давайте мне всех зайцев и белочек! Я готова!"

- Но ведь сейчас белочек с зайчиками оттирают на второй план.

- Действительно, ставится современная драматургия, однако там тоже есть место для девчушек и ребяток.

- Но есть ведь и "Мифы"?

- Там всё нормально. То, что я хотела. Деметра, богиня плодородия, размеренная женщина, красавица. Приятная роль для меня. Матерей до этого не играла ни разу. И вот доросла!

Кстати, подобного перехода не боюсь. Иногда мне кажется, что в 33 года играть девочек невозможно. Вообще для меня интереснее отрицательные персонажи. Допустим, Баба-яга, Мачеха, Ведьма, то, что в "Пиковой даме" летает на метле... (Смеётся.)

- Нельзя забыть особый пласт вашего творчества - беби-спектакли.

- "Круглый год", "День и ночь", "Мой волшебный носок" - самый любимый. Ему уже десять лет. Во-первых, это моноспектакль, ты на сцене одна с куклой, нет ничего, кроме тебя, носка-героя и корзины. Нет музыки и декораций. Перед тобой маленькие дети, и тебе нечем и некем прикрыться.

Тогда ещё никто не делал беби-спектаклей, и было ощущение прыжка в прорубь. Стоишь, будто голый, и нужно своей энергией заполнить зал и удерживать внимание детей весь спектакль. Мне кажется, беби-спектакли - очень важный опыт, это не для всех.

Ко мне на премьеру тогда пришла маленькая зрительница, которая посетила этот спектакль в 2022 году. Прошло восемь лет, и уже 12-летняя девочка ко мне подошла и сказала, что она была на той самой премьере. В этот момент я, конечно, себя очень странно ощущала: "Что? Сколько лет прошло? А сколько мне тогда?!" Беби-спектакли готова играть до пятидесяти лет!

- Как держать зал в таком возрасте?

- Твоя энергия, которую ты отдаёшь, смена ритма, потому что дети не могут находиться в одном состоянии... Для маленького ребёнка, которому всё быстро надоедает, картинку нужно менять ещё быстрее.

- Никто из зрителей не бунтовал?

- Никогда! Они меня любят. Мне кажется, мой внутренний ребёнок находится с ними на одном уровне. Всегда держу ситуацию под контролем, чтобы не было напряжения у детей, чтобы им было интересно. Воспринимаю их как взрослых, слушаю их идеи, мысли, чувства.

Как они иногда смеются! Так заливаются, что ты понимаешь, что работаешь именно для этого. Смеются над детскими, им понятными шуточками: летит жучок - смешно, спрятался - смешно, не смог взлететь - смешно...

- Кроме "Носка", какие спектакли можете выделить для себя?

- "Я - кулак. Я А-Н-Н-А". Классный режиссёр. Хорошая пьеса. Прочитала и сразу решила, что это моё. Спектакль о том, что часто нас не слышат. "Сказки для тех, кто не вырос" Светы Озерской - тоже классный для меня материал. "Собака, которая не умеет лаять" Сергея Иванникова - это вообще моя любовь. Как можно быть таким прекрасным режиссёром? Легчайший спектакль, воздушный, который любят дети. Много юмора, много актёрской свободы, есть что поиграть.

"Паровозик" был выстрадан. Мы его долго придумывали, приносили разные мысли. Нравится начало спектакля, когда дети отвечают на вопрос, где самое лучшее место на земле. В последнее время везёт: я либо не попадаю в спектакль, либо попадаю туда, куда мне надо. И этому я рада.

- Что бы вы хотели сыграть?

Когда была студенткой, мечтала сыграть Жанну Д'Арк. Хотелось бы сыграть неважно кого, но в "Синей птице" Мориса Метерлинка. Это для меня самое кукольное произведение. Хочется сыграть какую-нибудь характерную старуху. Наивные девочки, типа Джульетты,- не моё.

Досье

Ирина Нечитайло родилась 1 января. В 2010 году окончила Иркутское театральное училище по специальности "Актёр-кукловод и руководитель творческого коллектива" (мастер курса - Юрий Анатольевич Уткин). В 2010-2011 годах работала в Иркутском театре кукол "Аистёнок". С февраля 2011 года - в труппе Красноярского театра кукол.

В 2016-2018 годах преподавала актёрское мастерство и работала разработчиком детских образовательных программ в Открытом молодёжном университете. Поставила частный спектакль для самых маленьких "Очень прожорливая гусеница". В 2018 году вернулась в труппу Красноярского театра кукол.

Участвовала в спектаклях "Самый большой друг" (Девочка), "Рикки-Тикки- Тави" (Рикки), "Репка" (Бабка), "Каштанка" (Каштанка), "Колобок" (Заяц), "Собака Пёс" (Дама в красном, Живодёр, Гиеныч), "Чук и Гек" (Чук), "Побег" (Пистенька), "Недоросль" (Цыфиркин), "38 попугаев" (Мартышка), "Мой волшебный носок" (Соня), "День и Ночь" (Иже и музыкант), "Я - кулак. Я - А-Н-Н-А" (Внутренний голос Анны), "Папины истории" (Лизи, дочка), "Cказки для тех, кто ещё не вырос" (Жозетта), "Паровозик" (Рассказчик-кукловод), "Собака, которая не умела лаять" (Собака), "Мифы" (Ариадна, Деметра, мойра Лахесис), "Есть ли жизнь в offline?" (Кошка Плюшка, интернет-зависимая жительница города).