Оперное приношение Красноярского оперного к юбилею великого драматурга
В преддверии 200-летия со дня рождения Александра Николаевича Островского Красноярский театр оперы и балета осуществил постановку "Бесприданницы".
Как это ни странно, из всего огромного наследия великого русского драматурга можно пересчитать по пальцам те его пьесы, которые стали литературной основой для опер.
А конгениальной своему источнику можно считать, пожалуй, только "Снегурочку" Н. А. Римского-Корсакова. К числу лучших музыкальных воплощений произведений Островского относятся также "Вражья сила" А. Н. Серова (по мотивам драмы "Не так живи, как хочется"), "Катя Кабанова" крупнейшего чешского композитора ХХ века Л. Яначека (по пьесе "Гроза"), "Воевода" П. И. Чайковского.
Созданная в конце 50-х годов минувшего века в "лаборатории советской оперы" - Ленинградском академическом Малом оперном театре (МАЛЕГОТе),- эта партитура получила новую сценическую жизнь в Красноярске.
Музыка Даниила Френкеля не претендует на новизну и самобытность. В ариях и ансамблях присутствует подражание стилю Чайковского, в хоровых номерах - Мусоргского. Увы, ни одна из мелодий, сочинённых автором этой оперы, не может соперничать с цитируемым им старинным романсом "Нет, не любил он" итальянца Альфонсо Гуэрчиа.
Некогда его блистательно исполняла в пьесе Островского выдающаяся актриса Вера Комиссаржевская. Спустя несколько десятилетий популярность этого шлягера рубежа ХIX-ХХ веков воскресил режиссёр Яков Протазанов. И красноярская оперная публика живо откликнулась на эту "цитату".
Некоторые оркестровые эпизоды оперы Френкеля заставляют вспомнить инструментальный фон в драматических кульминациях художественных фильмов того времени, когда она создавалась. Справедливости ради следует отметить, что иногда оркестровка всё же привлекает к себе внимание. По всей вероятности, там, где свою музыкальную редакцию предложил Алексанлр Михалёв - в равной степени талантливый и мастеровитый как композитор и как певец.
Несмотря на то, что дирижёру Александру Юдасину, хормейстеру Дмитрию Ходошу и концертмейстерам во главе с опытнейшей Натальей Агеевой пришлось иметь дело с далеко не первоклассным музыкальным материалом, они с огромной ответственностью подошли к своим обязанностям и помогли солистам-вокалистам, а также артистам хора и оркестра добиться впечатляющих результатов в прочтении сочинения Д. Френкеля.
За несколько лет творческой деятельности в нашем оперном театре выпускник ГИТИСа (Российского института театрального искусства) Даниил Дмитриев поставил целый ряд камерных спектаклей и приобрёл бесценный опыт ювелирной работы над произведениями малой формы. Постановка "Бесприданницы" - дебют молодого режиссёра на красноярской большой сцене. Бесспорно, это серьёзное испытание он выдержал с честью. Скрупулёзно, до мелочей выстроены все без исключения роли. Отлично решены массовые сцены. Едва ли не у каждого хориста есть индивидуальное актёрское задание, которое исполняется всякий раз с неподдельным энтузиазмом.
То, что Д. Дмитриев задумал, а именно: "максимально внятно показать конфликт происходящего, передать зрителям ключи к поведению персонажей, донести до них (зрителей), почему те поступают так, а не иначе",- удалось ему в полной мере.
Очень органично соединились с режиссёрским замыслом цыганские танцы в постановке Никиты Дмитриевского (он же - художник по свету), а также отмеченные тонким вкусом декорации и костюмы, выполненные по эскизам Марии Высотской.
В любом новом спектакле я стараюсь знакомиться со всеми исполнительскими составами. Такое знакомство произошло и на сей раз. Никто из солистов не разочаровал. Следуя пожеланиям режиссёра и дирижёра, каждый из них привнёс в трактовку партий-ролей нечто своё, индивидуальное. Каждый заслуживает похвалы. Список артистов, достойных внимания, получается длинным. Но было бы несправедливо обойти кого-либо молчанием.
Это совсем юная Виктория Маслюкова и более опытные Светлана Рацлаф-Левчук и Екатерина Кочетова, воплотившие образ романтически настроенной, утончённой и ранимой Ларисы Огудаловой; баритоны среднего (Алексей Бочаров, Андрей Силенко) и молодого (Севастьян Мартынюк) поколений, представшие в роли уверенного в своей неотразимости владельца пароходов Паратова, а также Алексей Соколов и совсем недавно начавший получать серьёзные роли Денис Гречишкин в образе самодовольного, кичащегося своим богатством купца Вожеватова.
К числу самых сложных в психологическом плане ролей в "Бесприданнице" относится роль "маленького" человека, страстно желающего прорваться в местный бомонд - ненавистного поэтичной Ларисе её жениха Карандышева. Глубокое проникновение в суть этого персонажа показали и Давит Есаян, и Андрей Колобов.
Очень напряжённая тесситура вокальной партии Карандышева их тоже не смущает. Трудно отдать предпочтение одной из трёх меццо-сопрано, играющих хитроумную и прагматичную мать Ларисы. Здесь одинаково выразительны и убедительны Ольга Басова, Елена Никитина и Наталья Плотникова.
За Борисом Сабировым давно закрепилась репутация яркого характерного актёра. Теперь он вновь подтвердил это в облике "массовика-затейника" по прозвищу Робинзон. Самых добрых слов заслуживает и другой Робинзон - Эдвард Арутюнян.
Одна из наиболее колоритных фигур в новом спектакле - крупный предприниматель Кнуров. В каждый из трёх премьерных дней в этой роли выходил на сцену Владимир Александрович. Мне представляется, что в его интерпретации этот крепко стоящий на ногах человек искренне увлечён красавицей Огудаловой-младшей и предлагает ей стать всего лишь его содержанкой, а не женой только потому, что не может разорвать давние семейные узы. Кнуров, каким мы видим его в красноярском спектакле, не так циничен, как его соперник Вожеватов, тоже имеющий виды на Ларису.
В. Александрович пользуется широчайшим спектром интонаций, что и наталкивает на мысли, высказанные выше. Этот певец, совершенствовавшийся в Италии, приехал в Красноярск несколько лет тому назад для обогащения своего репертуара басовыми партиями в русских операх. Полагаю, что имея в труппе поющего актёра (в лучшем смысле этого словосочетания) столь высокого уровня, нашему театру сам Бог велел вернуться после длительного перерыва к таким отечественным шедеврам, как "Русалка" А. С. Даргомыжского и "Борис Годунов" М. П. Мусоргского.
И вот ещё о чём хочется сказать. Весьма похвально обращение Красноярского театра оперы и балета к операм русских авторов ХХ-ХХI веков. Почему бы ему не включить в свой перспективный план такое яркое, привлекательное и для публики, и для артистов произведение, как "Пётр I" А. Петрова?
Красноярск.