В Красноярске поставили оперу Винченцо Беллини "Капулетти и Монтекки".
Дебют Беллини в Красноярске
В конце мая у красноярской публики появилась счастливая возможность познакомиться с раритетной для России оперой великого итальянского романтика Винченцо Беллини "Капулетти и Монтекки".
Несмотря на свой почтенный возраст - 182 года, это произведение по сей день не утратило своей притягательности. В основе сюжета - не бессмертная трагедия Уильяма Шекспира, а ряд литературных источников, на которые гениальный драматург опирался при создании "печальной повести" о Ромео и Джульетте.
Как отмечает один из музыковедов, в опере Беллини "пространственно-временную организацию отличают многомерность и полихроникальность, а временные координаты совмещают события ХIII века с временами итальянских новелл ХIV и ХV веков и трагедии Шекспира (конец ХVI века)". Композитор подчеркнул политические разногласия двух родовых кланов.
Отмеченную выше полихроникальность взяла на вооружение постановщик нового спектакля Елизавета Корнеева, соединившая в своём решении века давно минувшие с современностью. В этом нет ничего удивительного. Ведь до сих пор актуальны конфликты "отцов" и "детей", мечтаний о счастье и смертоносных сил. Это противостояние подчёркивается и в сценографии Екатерины Агений.
Елизавета Корнеева, вне всякого сомнения,- истинно творческий человек, находящийся в постоянном поиске. Правда, некоторые постановочные детали она перенесла в "Капулетти и Монтекки" из своей предыдущей работы - "Риголетто". Например, шествие девушек, подобных сомнамбулам.
Главным достоинством режиссёрской составляющей рецензируемого спектакля является, на мой взгляд, основательная, серьёзная работа, проведённая как с солистами, так и с артистами хора. Все они хорошо освоили предложенную им психологическую и пластическую "партитуру", органично существуют в ней.
Но есть в постановочной версии Елизаветы Корнеевой целый ряд моментов, с которыми трудно согласиться. Происходящее на сцене порой слишком интенсивно и отвлекает от дивной музыки. Думается, не нуждаются в каком-либо "иллюстрировании" вполне самодостаточные симфонические эпизоды. Многовато "игры" с одеялом, чемоданом и особенно свадебным платьем Джульетты. То, что Тебальдо (у Беллини не двоюродный брат, а жених героини) боготворит дочь Капеллио Капулетти, понятно и без его нелепых манипуляций с подвенечным нарядом девушки.
"Перебором" кажутся также немые "двойники" Джульетты и бытовые подробности типа кухонного гарнитура, холодильника, душевой кабины. Разделяю мнение и тех зрителей, которые считают "архитектурным излишеством" слишком большое количество статуй в виде мужских торсов, доминирующих в сценическом пространстве и символизирующих грубую, воинственную, кровожадную силу, которая губит влюблённых.
Музыкальным руководителем спектакля стал главный дирижёр оперного театра столицы Башкортостана Артём Макаров, нашедший энергетический контакт с творением Беллини. Оркестр под его управлением чутко и деликатно аккомпанирует певцам, убедителен в разнохарактерных чисто инструментальных "островках" произведения.
В "Капулетти и Монтекки" значительную роль играет хор. Дмитрий Ходош добился от возглавляемого им коллектива стройного и выразительного звучания. Если в первый премьерный день и присутствовали единичные расхождения с оркестром, то на завтра этот недостаток был успешно преодолён.
Многим театрам приходится отказываться от обращения к этой опере из-за отсутствия подходящей исполнительницы партии-роли Ромео, написанной Беллини для великолепной примадонны Джудитты Гризи. Здесь требуется не только подвижный низкий голос огромного диапазона, но и внешние данные, позволяющие обладательнице меццо-сопрано создавать достоверный образ юноши.
Все эти качества есть у ведущей солистки красноярской оперной труппы Дарьи Рябинко. С самых первых шагов на профессиональной сцене она стала любимицей публики благодаря редкой творческой самоотдаче. Невозможно пожелать большего погружения в роль, чем то, которое демонстрирует Дарья Рябинко. И голос певицы, передающий тончайшие нюансы эмоций, хорошо "ложится" на сверхсложную вокальную партию. Но, полагаю, Дарья осознаёт необходимость дальнейшей кропотливой работы по выравниванию всех голосовых регистров.
Выше всех похвал вокальная техника другого Ромео - молодой солистки оперного театра Дюссельдорфа Марии Бойко. Её природные данные несколько скромнее, нежели у Дарьи Рябинко. Но она отлично владеет важнейшими секретами классического бельканто. На всём диапазоне голос Марии Бойко звучит наполненно и без малейшего напряжения. И в сценическом отношении гостья из Германии очень естественна.
Искреннюю симпатию и сопереживание вызывают все три Джульетты: Анна Авакян, Зоя Ржеплянская, Инна Сподина. Каждая из них подкупает и глубоким проникновением в нежный, трогательный образ, и ласкающим слух пением, очевидной влюблённостью в божественные мелодии Беллини.
Партия Тебальдо рассчитана на мастеровитого тенора. Приглашённый из Москвы Юрий Ростоцкий в первый премьерный вечер был явно не в голосе. Но уже через сутки вполне реабилитировался, доказав, что певческая стажировка в Германии и Италии не прошла для него даром.
Красноярский солист Валентин Колесников, как и в предварительном - декабрьском - показе "Капулетти и Монтекки", бесстрашно преодолел серьёзные тесситурные испытания, уготованные беллиниевскому Тебальдо. Диву даёшься, как этот совсем ещё молодой певец выдерживает возложенную на него нагрузку лирического тенора первого положения, освоив за короткий срок несколько сложных (в том числе и крайне трудных) вокальных партий. Уже неоднократно доводилось отмечать и недюжинное актёрское дарование Валентина.
Высокого певческого мастерства требует и небольшая басовая партия Капеллио - отца Джульетты. Убеждена, что здесь вне конкуренции Владимир Александрович, получивший настоящую итальянскую школу. Он произвёл прекрасное впечатление на декабрьском показе фрагментов оперы. Совершенно непонятно, почему Владимира Александровича не оказалось среди участников майской премьеры.
Завидными вокально-сценическими данными наделён Сергей Самусев. Но в настоящее время он сумел показать только свой незаурядный потенциал. У главного баса уфимской оперной труппы Артура Каипкулова красивый, яркий голос. Однако горловая манера пения не соответствует строгим требованиям бельканто.
Включение в репертуар театра "Капулетти и Монтекки" - очень важное событие для Красноярска. Никогда ранее в нашем городе не исполнялись оперы одного из самых выдающихся итальянских композиторов. Эта облагораживающая музыка нужна не только меломанам. Она стимулирует профессиональное совершенствование певцов.
Фото Андрея Минаева и Ивана Карнаухова.