Империя наносит ответный удар
В Красноярске отважно оживили традицию так называемого русского имперского балета, представив зрителям удивительную "Катарину, или Дочь разбойника" Цезаря Пуни.
Тем самым художественный лидер Красноярского театра оперы и балета С. Р. Бобров продолжил свой творческий курс на возвращение из небытия забытых шедевров прошлого. Первой стала авторская редакция (то есть самого Петра Чайковского) "Лебединого озера", затем звонко прозвенел "Кавказский пленник" Цезаря Кюи, самой популярной оперы в дореволюционной России. И, наконец, комические "Богатыри", выдвинутые нынче на национальную премию "Золотая маска".
И вот появление новой реперной точки - балета "Катарина". Впервые он был поставлен в Лондоне в 1846 году, затем покорил Париж и, наконец, воцарился в Императорском балете России практически до конца XIX века.
Это была самая популярная балетная постановка того времени в Российской империи. По легенде, даже сам Николай Первый показывал балеринам, как правильно обращаться на сцене с ружьями, целиться и маршировать. Почему это было так важно для русского зрителя сто лет назад, почему это было забыто после революции и почему возрождение этой традиции стало возможно именно сейчас?
Полгода назад я спросил у Сергея Рудольфовича Боброва, зачем он так упорно берётся за возрождение шедевров оперного и балетного искусства России. Ответ был кратким: "Чтобы было не скучно!" И он не мог быть каким-то другим у солиста Большого театра в недавнем прошлом и талантливейшего хореографа, деятельнейшего организатора театрального дела - в настоящем. Тем более что Бобров нисколько не лукавил...
Его "Катарина" - весьма нескучное зрелище, которое буквально захватывает зрителя. Сначала нам представлена стихия итальянского народного танца, свободного и немного лукавого. Затем мы попадаем в мастерскую художника, где царствует классика и утончённые балерины в белых пачках. И затем на нас обрушивается фантазийная хореографическая лавина Римского, но скорее - Венецианского карнавала.
Маски комедии дель арте Пьеро, Арлекино и Коломбины вызывают бурю восторга и беззаботного веселья, позволяющую на целый вечер забыть унылость сибирского ноября и почувствовать ласковое тепло южного солнца и лазурь безоблачного средиземноморского неба.
Невероятно, но в этом балете зритель сразу проходит несколько балетных университетов, прикоснувшись к самым ярким образцам этого великого искусства... Вы получаете всё и сразу, вы переполнены впечатлениями, вы даже немного ошарашены и ощущаете приятную усталость, перенасытившись этим счастьем соприкосновения с искусством. И только потом, вспоминая тот или иной фрагмент постановки, тот или иной танец, начинаете понимать, как это было сделано и почему это было так прекрасно.
Во-первых, ещё до премьеры много говорилось о том, что этот балет был основательно забыт, и возрождали его буквально по крупицам. Например, в балете XIX века артисты многое старались передать жестами рук, и эта мелкая моторика сегодня напоминает почему-то язык глухонемых, но в то же время она выглядит оригинальным декоративным элементом, дополняющим костюмы и танцевальную технику.
Позволю себе сказать, что создатели этого балета ориентировались на знаменитый стиль ар-деко, предпочитающий чистые и сильные линии не только классической античности, но и народного искусства, а также неожиданные декоративные детали, существенно и смело оживляющие любой творческий замысел.
Например, в первом действии как бы обычные платья итальянских девушек-разбойниц дополнены трико с лампасами, которые сегодня, в XXI веке, являются очень актуальным и модным элементом. А как бы классические белоснежные пачки второго действия по своему силуэту и крою повторяют народные платья из первого.
И, наконец, фантазийные костюмы финального карнавала очень современны по дерзкой цветовой палитре и удивительным образом сочетаются с тем танцевальным рисунком, что придумали создатели этого балета - блистательная Юлиана Малхасянц и Сергей Бобров.
Вообще в этой истории с возрождением исторического прошлого есть важная доля театрального лукавства, что было подчёркнуто хотя бы тем, что при подготовке афиши "Катарины" была устроена фотосессия в живописных окрестностях Красноярска, где были найдены такие же причудливые скалы, что изображены и на картинах Сальваторе Розы, чья история с попаданием в плен к разбойникам послужила когда-то основой либретто этого балета.
Ну что ж, скалы действительно похожи, но они при этом совершенно реальные, ими любовались многие красноярцы... Точно так же зрители любовались костюмами, разработанными художником Большого театра Еленой Зайцевой. А также декорациями, созданными Альоной Пикаловой (Большой театр).
Так и с балетом - он, конечно, исторический, но представлен здесь и сейчас, его танцуют современные артисты, а наши хореографы буквально оживили каждый из этих танцев, внеся в них и очень точные психологические мотивировки, и юмор, понятный современному зрителю, и очень убедительную и современную драматургию каждого танца, которая дополняется историческими элементами столь изящно и легко, что в эту "Катарину" невозможно не влюбиться...
Безусловно, у Юлианы Малхасянц и Сергея Боброва получился вполне современный, очень талантливый и авторский вариант великого балета прошлого, который, я надеюсь, окажется интересен и важен России XIX века. Вы спросите, а как же быть с исторической достоверностью, как относиться к этой проблеме?
Позволю себе напомнить по этому поводу один известный исторический пример: когда французы, спохватившись, начали в XIX веке возрождать парижский Нотр-Дам, полуразрушенный их Великой революцией, то выяснилось, что от средневековых химер ничего не осталось. Но уверенный в себе и немного одержимый Эжен Виолле-ле-Дюк создал собственных химер, которые сегодня являются единственно возможной классикой прежде всего потому, что они реальны... и прекрасны.
Чтобы оценить сотворённое нашим театром, потребуется, конечно, время, но отдать должное безупречному художественному чутью и таланту Сергея Боброва можно, без сомнения, уже сейчас, после первых премьерных представлений. Прежде всего потому, что он смог собрать великолепную творческую команду, ярчайшей звездой которой вновь стал дирижёр Иван Великанов с его особым творческим даром оживлять самые забытые партитуры, представляя эту музыку очень динамично, радостно и со ставшей уже фирменной "великановской лукавой лёгкостью"... Основу этого сочинения, собрав и оркестровав, а местами и дописав, создал композитор Юрий Поспелов.
Безусловно, важным и ключевым звеном успеха "Катарины" стал мастеровитый потенциал и широкие творческие возможности нашей балетной труппы, буквально воспитанной самим Сергеем Бобровым и выпестованной репетиторами Большого театра, постоянно работающими нынче на берегах Енисея.
Об уровне нашего балета можно судить хотя бы по классическому дуэту из второго действия, исполненному Анной Федосовой и Юрием Кудрявцевым. Это по-настоящему вдохновенно и технически безупречно. Характерную партию Дьяволино очень энергично представил Георгий Болсуновский, это по-настоящему мужской танец в этом "женском балете".
Ну а кордебалет с ружьями прекрасных разбойниц настолько зрелищен и виртуозен, что является, на мой взгляд, важным дополнением к известной современной дискуссии по поводу женской эмансипации. Танцовщицы из нашей "Катарины" настолько прекрасны, лукавы и свободны, что остаётся только констатировать, что женская красота является той великой истиной, которую невозможно не признать и которой можно восторгаться все три действия спектакля "Катарина, или Дочь разбойника". И потом ещё вспоминать с восторгом в душе и радостью, что состоялось это соприкосновение с большим русским балетом, с его великим имперским стилем.
Кстати, по поводу этого самого "имперского стиля" - он, на мой взгляд, по-прежнему актуален (так, как был актуален в эпоху Николая Первого, когда в Крымской войне Россию попытались укоротить ведущие мировые державы, но не вышло), а сейчас на наших глазах мы наблюдаем, что по-настоящему значимая империя всегда способна на ответный удар: возрождается новая Россия, свободная и мощная, ничего не боящаяся и никому ничем не обязанная, страна, в которой живут свободные люди, не склоняющие головы ни перед какими авторитетами.
Мы - все вместе и каждый сам за себя, мы верим в лучшее будущее и стараемся поменьше ныть и побольше улыбаться, и верить в свою удачу, как это и делает главная героиня балета "Катарина".
От автора
Мне посчастливилось увидеть только один состав премьерного балета. Не сомневаюсь, что не менее хороши и своеобразны были и другие исполнители главных партий.
Автор:
Цецен Алексеевич Балакаев
20.11.2021 00:45
Пожалуйста, прикрутите кнопку лайк, чтобы лайкать хорошие статьи.