"Дон Жуан" на сцене Красноярского оперного - спектакль единомышленников
По прошествии II фестиваля Дмитрия Хворостовского красноярские любители оперного искусства остаются во власти воспоминаний об этом уникальном музыкальном празднике и не перестают восхищаться творческой активностью и изобретательностью его организатора Антона Левахина.
На протяжении двух последних недель октября в нашем городе состоялся целый ряд интереснейших концертов и шесть (!) показов премьеры моцартовского "Дон Жуана" - оперы, в которой блистал наш легендарный земляк.
Этот спектакль, созданный интернациональной творческой командой, был задуман как центральное событие фестиваля и действительно стал таковым. Удивляться не приходится. Ведь на приглашение приехать на родину Дмитрия Хворостовского с радостью откликнулись такие великолепные знатоки творческого наследия Вольфганга Амадея Моцарта, как посланцы его родной Австрии Михаэль Штурмингер (режиссёр-постановщик) и Кристиан Кох (ассистент дирижёра и ответственный концертмейстер), словак Петер Феранец (дирижёр). Каждый из них - это давно признанный авторитет в оперном мире.
То же можно сказать и о представителе Соединённых Штатов Америки Эй Джее Вейссбарде, который, безусловно, в красноярском спектакле подтвердил свою репутацию "чародея, преобразующего пространство светом", и мастера, способного сделать свет полноправным действующим лицом представления.
Успеху второй на красноярской сцене постановки "Дон Жуана" способствовали и соотечественники Михаэля Штурмингера: постоянно сотрудничающие с ним сценографы и художники по костюмам Ренате Мартин и Андреас Донхаузер. Нельзя не отметить и автора живописного занавеса - россиянина Ахсара Муриева.
Настоящим украшением спектакля стало участие в нём двух мастеров, без преувеличения, экстра-класса. Безупречных как в вокальном, так и в актёрском отношениях. Идеальное попадание в образ "севильского соблазнителя" продемонстрировал молодой многообещающий австралийский баритон Сэмюэль Дэйл Джонсон, всего несколько лет назад начавший восхождение на оперный Олимп. Какая виртуозная игра разнообразнейшими красками голоса! Какие свобода сценического поведения и пластическая выразительность!
Старший коллега Джонсона - итальянский бас-баритон Лука Пизарони - считается одним из лучших исполнителей партии-роли Лепорелло - слуги Дон Жуана, выступая в ней на самых престижных сценах мира. Теперь и красноярцам посчастливилось убедиться в магии его мастерства и таланта.
Молодая певица из Словакии Татьяна Хайзушова произвела очень приятное впечатление в партии страдалицы Донны Эльвиры. На высоте были и приглашённые из разных городов России Мария Мотолыгина (Донна Анна), Александр Нестеренко (Дон Оттавио), Владимир Феляуэр (Командор), Рауф Тимергазин (крестьянин Мазетто).
Вполне соответствуют высоким требованиям зарубежных постановщиков и красноярские артисты. Это не только опытные Владимир Александрович (Командор) и Алексей Соколов (Мазетто), но и их более молодые сценические партнёры.
Необходимо отметить, что перед П. Феранецом, К. Кохом и М. Штурмингером стояла задача не только подготовки спектакля, но и профессионального совершенствования красноярской оперной молодёжи, приобщения её к особой стилистике, свойственной музыке Моцарта. И труды зарубежных мэтров не пропали даром.
Приобретёнными навыками органичного существования в главном шедевре австрийского гения особенно порадовали Анна Авакян в сложнейшей партии Донны Анны и Дарья Рябинко, удивившая той лёгкостью, с какой она, меццо-сопрано, исполняет сопрановую партию Донны Эльвиры. Больше всего удалась этой талантливой певице вторая ария покинутой возлюбленной Дон Жуана.
Настоящим сюрпризом для публики стало выступление в титульной партии самого молодого баритона нашего театра Дениса Гречишкина. Никто не ожидал такого профессионального взлёта от неопытного солиста, который до сих пор выходил на сцену только в эпизодических ролях. Убедительная творческая работа Дениса в новом спектакле - это своего рода экзамен, сданный на "отлично" и по вокалу, и по мастерству актёра.
Достойное место в исполнительском ансамбле заняли Валентин Колесников (Дон Оттавио), а также Виолетта Гришко и Александра Черпакова в роли наивной крестьяночки Церлины.
В новом красноярском прочтении "Дон Жуана" наиболее убедительна, на мой взгляд, музыкальная составляющая, за что низкий поклон П. Феранецу, К. Коху, главному хормейстеру театра Дмитрию Ходошу и, конечно же, солистам-вокалистам, артистам хора и оркестра.
Главная заслуга М. Штурмингера видится в кропотливой работе над выстраиванием взаимоотношений персонажей и в актёрском раскрепощении молодого поколения красноярских певцов.
Нет сомнения в том, что этот спектакль войдёт в историю нашего театра оперы и балета.
Фото пресс-службы Красноярского театра оперы и балета.