10 февраля - День памяти Пушкина. Это действительно наше всё
И. С. Тургенев, один из лучших русских писателей, отзывался о великом и могучем русском языке как о единственной опоре и надежде в тяжёлую годину.
Мне кажется, что и сейчас, в период пандемии, это весьма актуально. Особенно с учётом того, что телевидение и радио в основном ориентированы на рекламу. Молодёжь мало читает книги, она занята Интернетом и смартфонами.
В юные и зрелые годы мне часто удавалось читать стихи вслух. И не просто стихи, а стихи А. С. Пушкина. И не просто Пушкина, а строфы из его романа в стихах "Евгений Онегин", который я почти полностью выучил наизусть.
Читал, например, после рыбалки, сидя со своими спутниками у костра на берегу наших северных речек Шумиха (приток Подкаменной Тунгуски), Кутукас, Сым (притоки Енисея). Это скрашивало наши вечера.
Иногда, работая в Политехническом институте, проводя лекции, я ненадолго прерывал материал и читал студентам "Евгения Онегина". Ребята были довольны такой разрядкой.
Хочется отметить некоторые особенности этого выдающегося литературного произведения.
Безупречная рифма
Где-то я слышал: когда первоклашек спросили о том, что такое стихи, они ответили: "Это когда в сказанных словах одинаковые концы". В этом невинном умилительном ответе большая доля истины.
У Пушкина практически во всём романе "Евгений Онегин" "концы" совпадают. Рифма великолепная. Гармония в поэзии, как и в музыке -- основа приятного душевного восприятия. За примером можно далеко не ходить, достаточно прочесть посвящение к роману:
"Не мысля гордый свет забавить,
Вниманье дружбы возлюбя,
Хотел бы я тебе представить
Залог достойнее тебя,
Достойнее души прекрасной,
Святой исполненной мечты,
Поэзии живой и ясной,
Высоких дум и простоты..."
Действенность и динамичность
В стихах Пушкина широко используются глаголы, деепричастия при описании того или иного события. Это делает изложение действенным, живым, динамичным. Приведу примеры:
"Был вечер. Небо меркло. Воды
струились тихо. Жук жужжал.
Уж расходились хороводы;
Уж за рекой, дымясь, пылал
Огонь рыбачий. В поле чистом,
Луны при свете серебристом,
В свои мечты погружена,
Татьяна долго шла одна..."
Или:
"Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.
Ещё прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей".
Народность
Кто-то из русских критиков назвал роман "Евгений Онегин" энциклопедией русской жизни XIX века.
Действительно, Пушкин описывает русскую жизнь с её особенностями в XIX веке: патриархальностью, порой -- с остатками язычества. Использует простой народный язык, иногда -- даже как бы неточный. Вот примеры:
"...Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод;
В день Троицын, когда народ,
Зевая, слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слёзки три;
Им квас как воздух был потребен,
И за столом у них гостям
Носили блюдо по чинам".
(Пучок зари -- это такая травка.)
Или:
"Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Её тревожили приметы;
Таинственно ей все предметы
Провозглашали что-нибудь,
Предчувствия теснили грудь..."
Или ещё (использование как бы неточных слов):
"...Вот мельница вприсядку пляшет
И крыльями трещит и машет;
Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,
Людская молвь и конский топ!.."
Обратный порядок слов
Обратный порядок слов в предложениях заставляет читателя более внимательно следить за мыслью автора, держит его на нити изложения:
"...Гремят отдвинутые стулья;
Толпа в гостиную валит:
Так пчёл из лакомого улья
На ниву шумный рой летит..."
Или:
"...И вот из ближнего посада
Созревших барышень кумир,
Уездных матушек отрада,
Приехал ротный командир..."
Образные сравнения
Жизнь познаётся в сравнениях. У Пушкина в его романе много образных сравнений. Приведу некоторые из них:
"...Как в лес зелёный из тюрьмы
Перенесён колодник сонный,
Так уносились мы мечтой
К началу жизни холостой..."
* * *
"...Невинной прелести полна,
В глазах родителей она
Цвела, как ландыш потаённый,
Незнаемый в траве глухой
Ни мотыльками, ни пчелой..."
* * *
"...Так бедный мотылёк и блещет,
И бьётся радужным крылом,
Пленённый школьным шалуном;
Так зайчик в озими трепещет,
Увидя вдруг издалека
В кусты припадшего стрелка..."
Противоречия
Противоречия, как единство и борьба противоположностей, свойственны всем явлениям природы и жизни. Пушкин в "Евгении Онегине" пишет:
"...Покамест моего романа
Я кончил первую главу;
Пересмотрел всё это строго;
Противоречий очень много,
Но их исправить не хочу..."
Отмечу ряд примеров из романа:
"...Не зная, что начать со страха,
Предчувствий горестных полна,
Ждала несчастья уж она.
Что ж? Тайну прелесть находила
И в самом ужасе она:
Так нас природа сотворила,
К противоречию склонна..."
Или:
"...Как грустно мне твоё явленье,
Весна, весна! Пора любви!
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови!
С каким тяжёлым умиленьем
Я наслаждаюсь дуновеньем
В лицо мне веющей весны
На лоне сельской тишины!.."
Лирические отступления
Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" весь пронизан и насыщен отступлениями автора. Они как бы связывают его с излагаемым материалом.
Эти отступления -- то лирические весёлые, то с юмором, то грустные -- часто выливаются во вполне самостоятельные стихотворения (часто входящие в школьные программы по литературе). Приведу некоторые из них:
"...Мои богини! что вы? где вы?
Внемлите мой печальный глас:
Всё те же ль вы? Другие ль девы,
Сменив, не заменили вас?
Услышу ль вновь я ваши хоры?
Узрю ли русской Терпсихоры
Душой исполненный полёт?
Иль взор унылый не найдёт
Знакомых лиц на сцене скучной?.."
* * *
"...Но наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнет и нет: известно это,
Хоть мы признаться не хотим.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало
Короче становился день..."
* * *
"...Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!.."
Часть этих слов золотыми буквами вписана в стены Московского метро.
Все мои размышления о приведённых семи характеристиках, конечно, субъективные. Просто мне нравится цифра 7: семь ночей и дней в неделе, семь пядей во лбу, на семи ветрах и так далее.
В действительности поэзия А. С. Пушкина многогранна и гармонична; она всесторонне оценена многими литературными критиками глубже, чем это сделал я здесь в своих записях.
Пушкин -- наше всё! Дорогие читатели газеты "Красноярский рабочий"! Читайте и учите наизусть стихи великого русского поэта! Это поможет нам, в том числе, и в борьбе с пандемией.
Рудольф КУТЧЕР,
доцент Красноярского политехнического института, ныне пенсионер.
Красноярск.
Гость (премодерация)
Войти