Андрей Кульманов: "Я сказал: "Выходите и побеждайте!"

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

23.02.2023 10:00
0

Читать все комментарии

19373

Как уже сообщал "Красноярский рабочий", образцовый художественный коллектив ансамбль танца "Кедровые орешки" Дворца труда и согласия имени А. Н. Кузнецова под руководством заслуженного работника культуры края Андрея Кульманова с победой возвратился из Москвы - со Всероссийского телевизионного конкурса "Щелкунчик".

Дома юные артисты не собирались почивать на лаврах, ведь впереди у них - торжества, связанные с 45-летием родного коллектива. Мы попросили Андрея Ивановича рассказать, с чего начались "Кедровые орешки".

- 45 лет - это прежде всего традиции, заложенные основателем, первым руководителем ансамбля Любовью Александровной Шабалиной. Именно она начала определять вектор развития коллектива, занимавшегося в народном направлении.

Чуть позже появилась молодая, талантливая Надежда Владимировна Ведмицкая, впоследствии взявшая на себя роль и руководителя, и постановщицы большей части репертуара. Здесь определился "годенковский стиль". Не случайно часто говорят, что "Кедровые орешки" - мини-ансамбль Годенко. И сюжетная линия в номерах, и большие полотна, и масса исполнителей - это всё определяет тот самый стиль.

С момента моего прихода в коллектив был сделан акцент на сохранении традиций. Что-то, конечно, пришлось усовершенствовать, так как время всё равно идёт вперёд. У нас появились новые педагоги, среди которых - бывшая артистка ансамбля Годенко Мария Колмогорова. И я, на сегодняшний день действующий артист ансамбля, и вся моя эстетика, все подходы основаны на том, чтобы всё лучшее, самое яркое привносить в "Кедровые орешки". Очень рад, что система, заложенная более сорока лет назад, по-прежнему актуальна.

- Как вас два года назад приняла Надежда Ведмицкая, которая к тому времени уже была легендой красноярского танца?

- Она была удивлена, что я намерен прийти в коллектив в качестве художественного руководителя. Мы с ней много общались. Она говорила, что передаёт в мои руки своё детище, на которое положила здоровье и жизнь. Сегодня она живёт в Москве, работает бабушкой, но мы периодически встречаемся, когда она бывает в Красноярске, обсуждаем, как развивается коллектив.

Сегодня самыми младшими, а именно студией Надежды Ведмицкой, руководит бывшая выпускница коллектива Ольга Чурикова, "Кедрашами" - Александр Вязников, Елена Яковлева, а шоу-балетом - Лада Федоришина, работавшая у Надежды Владимировны ассистентом балетмейстера. Команда, создававшая в своё время коллектив как большую структуру, по-прежнему здесь.

Кстати, в ансамбле Годенко есть артисты, которые раньше танцевали в "Кедровых орешках". Да и в других профессиональных коллективах страны наши выпускники работают. Словом, всё в порядке с обучением, с хореографической базой, которую мы закладываем. Люди учатся дальше либо в колледже, либо в институте, чтобы, окончив, выбрать стезю педагогики или артистов балета.

- Но вы ведь поначалу долгое время были без специального образования?

- Я родился в Нижнем Новгороде, окончил обычную общеобразовательную школу, занимался в детском хореографическом коллективе. После 11-го класса поступил в Самарскую академию культуры и искусств, где отучился год. После этого уехал работать артистом балета в Красноярск.

В 2008 году поступил в Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского, чтобы стать художественным руководителем. Впрочем, первая запись в трудовой книжке у меня - "педагог дополнительного образования по классу хореографии".

- Как ваш коллектив попал на конкурс "Щелкунчик"?

- Всё началось в прошлом году, когда организация хореографии под эгидой ЮНЕСКО пригласила меня в качестве эксперта выступить на их проекте. Я проявил себя, с их точки зрения, хорошо, и мне предложили членство в этой организации. Пришёл официальный сертификат, что я являюсь членом международного совета по танцу ЮНЕСКО.

Когда зашёл разговор на тему, есть ли у меня коллектив, с которым я могу себя позиционировать, сказал, что такой есть, руководство над ним я взял совсем недавно. И нас пригласили на конкурс, где собирались все ведущие коллективы страны.

Поездку начали организовывать за полгода - и финансово, и творчески. Я прекрасно понимал, что для коллектива это новый виток, хорошая встряска. Стоит отметить, что в двухтысячных годах ансамбль никуда не выезжал. Для нас за два года это была третья поездка в Москву: на фестиваль детского творчества "Солнце в детских ладошках", где стали лауреатами первой - второй степени, в январе прошлого года - на фестиваль-конкурс "Рождественские встречи", откуда младшим составом привезли три вторых места, и в этот раз поехали на "Щелкунчика", куда повезли смешанную группу детей 12-14 лет и где два больших номера - "Иван да Марья" и "Кедровые орешки" - взяли первый в своей истории Гран-при, завоёванный не на красноярской земле.

Для нас подобный формат конкурса - телевизионный - был крайне интересен, потому что обычно всё проходит так: приехал, оттанцевал, вечером тебя наградили, ты уехал. И всё это происходит в стенах какого-либо дворца. Здесь был посыл другой: не гала-концерт, а шоу, где все коллективы представляли фрагменты своих номеров, которые до этого отбирали онлайн.

На одной сцене в гала-концерте принимали участие более пяти тысяч человек из разных регионов России. Воочию увидеть, как танцуют в Ставрополе, на Кавказе, на Дальнем Востоке, в Сибири, на Урале - огромный проект неимоверных масштабов. Побывать там - уже счастье, а когда ты ещё и победил, оценён жюри - просто здорово.

Кстати, мы попали в один конкурсный блок с сильнейшими: с нами соревновались заслуженный коллектив РФ "Авангард" из Томска, крепкая команда из Ставрополья, заслуженный коллектив народного творчества РФ "Мечта" из Омска. Это ансамбли с готовой профессиональной основой - их ничему не надо учить. Тем почётнее победа. Нам дали оценку за высокохудожественный исполнительский стиль хореографических работ.

Причём мы были одним из самых массовых коллективов - около сотни участников. В одной постановке на сцену выходили 70 человек. Наша хореографическая сюита "Иван да Марья", поставленная ещё Надеждой Ведмицкой, на сегодняшний момент настолько актуальна, настолько поразила жюри: массовость, мгновенная смена картин и костюмов. В этой постановке показана душа русского народа, преемственность поколений (пара взрослых солистов - пара маленьких), всех собираем за одним дружным столом, выдаём боярский поклон.

Естественно, показали всё это в своей манере, ведь сибирский танец имеет определённые стилистические особенности. Сама картинка, сам внешний вид ансамбля очень впечатлял. Вторая постановка была посвящена природе Сибири: цветущий кедр, созревшие шишечки, ребята, их наколачивающие, и конечно, танец самих "Кедровых орешек", в финале которого показана общая картинка сибирской тайги.

- Где проходили собственно конкурс и заключительный гала-концерт?

- Мы работали в концертном зале "Измайлово", а гала-шоу проходило в большом выставочном холле Гостиного двора. Огромные площади, выстроена большая площадка. Предполагалось, что это будет Кремль, но буквально за месяц до нашего приезда организаторы сообщили, что Кремль - объект повышенной опасности, и большое количество детей там принимать не стали.

- Как же вы пережили тот случай, когда во время танца отключился звук, и вам пришлось буквально дирижировать из будки звукооператора?

- Как вспомню, бросает в дрожь. Очень страшно. Нам могли предъявить санкции и вообще снять с выступления, поскольку фонограмма технически оказалась неподготовленной. Вины нашей однозначно не было: мы отправили её в рабочем виде, но когда был перенос файлов, что-то произошло с компьютером, а звукооператор в недоумении лишь разводил руками, потому что звук свистит, пищит, падает в яму. Нас спасло, что фонограмма шла, а не перепрыгивала с места на место, не останавливалась.

Ужасное было состояние. Я находился рядом с радиорубкой, и когда услышал первый "бульк", стоял и руками командовал: "Работаем!" За кулисами ведущая обратилась к педагогам с предложением остановить выступление, но они отказались. Зал начал нам аплодировать, хлопать, поддерживать темпоритм. Отдельный балл жюри нам дало за то, что мы не остановились. Это высшая степень профессионализма. На детских лицах поначалу была некая растерянность, слёзки на глазах, но уже потом, когда увидели мои руки, все успокоились.

А через пять выступлений им надо было выходить со вторым номером... Сидят за кулисами, плачут, их успокаивают педагоги, родители. "Выходите и побеждайте! - сказал я перед вторым номером.- Вы взяли зал! Вы стали народными артистами конкурса!" А в зале все уже знали, что это те самые, которые справились с фонограммой и ни перед чем не остановились, воля к победе у них колоссальная.

Аплодисменты были просто потрясающие. Зал стоял, звукорежиссёр ликовал и кричал: "Красноярск! Красноярск! Сколько работаю в "Измайлове", ничего подобного не видел!"

- Где вас смогут увидеть красноярские зрители?

- У нас впереди активный период. Будем давать несколько концертов во Дворце труда и согласия имени А. Н. Кузнецова. Есть хорошая традиция посвящения в "Кедровые орешки", в артисты. Дети, которые занимаются первый год, выучили первые свои номера и будут показывать это зрителям. Основной состав покажет этим ребятишкам свою программу.

В апреле сделаем домашний, тёплый, уютный концерт в родном Дворце труда и согласия, где будем вспоминать историю коллектива, лучшие постановки, подготовим видеопоздравления. 21 мая в Большом концертном зале филармонии состоится торжественный концерт, на котором рады видеть поклонников, высоких гостей, чтобы нас поздравили с этой замечательной датой.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры