Вероника МАХОТИНА: "Нас бьют - мы летаем"

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

04.04.2021 18:46
0

Читать все комментарии

5713

Заслуженный работник культуры Красноярского края, артистка Красноярской филармонии, певица, чьё имя занесено в престижный энциклопедический справочник "Джаз в России", составленный лучшими критиками страны во главе с Владимиром Фейертагом, Вероника Махотина 9 апреля отметит на сцене БКЗ свой юбилей концертом в сопровождении Красноярского академического симфонического оркестра под управлением Владимира Ланде.

- Что увидят и услышат зрители в этот вечер?

- Концерт предстоит серьёзный,- отмечает Вероника Николаевна.- В оркестре также будет работать моя группа "Мейнстрим бэнд". Таким образом, получится не симфонический оркестр, а эстрадно-симфонический или даже эстрадно-джазовый. Участие примет симпатичная вокальная группа "Лунный свет". Откроет программу "Свободный балет" Валерия Терёшкина, который, думаю, с живым оркестром будет выглядеть очень красиво.

Не люблю, когда на сцене делают "голубые огоньки". Считаю, оркестр - самодостаточное явление. Просто нужно, чтобы была хорошая музыка. Будет выступать абсолютно уникальный человек Сергей Вервикишка, не имеющий музыкального образования, но запросто играющий сложнейшие джазовые баллады с первого раза на слух. Обязательно в конце - присутствие детского хора школы номер три для создания своеобразного пафоса.

Весь вечер на сцене моя лучшая подруга, прекрасная пианистка Татьяна Романовская, с которой мы и создали группу "Мэйнстрим бэнд" в 2003 году. Все эти годы она со мной и стала крёстной моего сына.

- Это участники, а что можно сказать о программе?

- Подбирали произведения, чтобы показать всё, что я могу. А могу я, поверьте, многое. Очень люблю в последнее время петь достаточно тонкую музыку с камерными составами, но этого, к сожалению, не будет. Буду петь и классические кроссоверы, и джазовые стандарты, и фирменную англоязычную музыку, например, Тины Тёрнер.

Это первое отделение, а во втором прозвучит так называемая лёгкая музыка, скажем, композиция Макса Фадеева "Нас бьют - мы летаем" с симфоническим оркестром. Очень актуальная тема. (Смеётся.) Причём меня попросили её спеть, поскольку очень полюбили в Красноярске в моём исполнении.

Люблю Юру Шевчука и его "ДДТ". Этот певец - человек и гражданин, таких людей встречается мало. Люблю не только потому, что он талантлив, но и за то, что не прогибается. С детским хором спою две его вещи - "Не стреляй" и в финале концерта - "Это всё, что останется после меня".

Когда мне сделали очень стильно с оркестром "Мадам Брошкину", столько было разговоров, негодующих вопросов: "Что она делает?!" Принципиально спою. Не считаю эту вещь какой-то пошлой. Это шутка. Её исполняет Народная артистка СССР в Кремлёвском дворце. Почему нельзя в Красноярске, да ещё и с оркестром? Что за ханжеское мнение? Это же классно! Это вкусно звучит. Концерт у меня очень серьёзный, а когда шутить? Принципиально, товарищи, получайте "Мадам Брошкину".

Люблю Еву Польну. Словом, будет звучать во втором отделении популярная музыка разных жанров, стилей и направлений. Шестнадцать лет пою с симфоническим оркестром. Напела три ящика разных вещей. И, конечно, сложно было выбрать. Одной темы не будет - музыка абсолютно разная.

- Наверное, не обойдётся без художественного оформления и режиссуры?

- Люблю, когда концерты красивые, на которые эстетически приятно смотреть. Режиссёр Марина Фирстова будет создавать так называемую "конфетную обёртку", которую мы с ней оговариваем. Впрочем, не может быть видеоряд везде насыщенный. Это распространяется на несколько вещей. Обязательно, скажем, на "Не стреляй".

- С чем вы подходите к собственному юбилею?

- Наработала опыт. Распелась. Стала мастером. Пришла мудрость. Сейчас меня можно критиковать или нет - мне всё равно. Общаюсь с людьми и знаю, что равных мне в Красноярске на данный момент в этом жанре нет.

- А кто у нас ещё поёт джаз?

- Никто. Мне как человеку с блестящим высшим вокальным образованием не нравится наблюдать жалкие попытки необученных девочек, выходящих на сцену на правительственных концертах и называющих себя певицами. Вокальное образование нельзя получить заочно. Как можно заочно выучиться петь? Между тем заочницы-вокалистки шуруют... Мало того, они ещё стараются преподавать.

Можно ко мне по-разному относиться, но с симфоническим оркестром пою я одна. И не плачу дирижёрам. Обратите внимание. Руководил оркестром Марк Кадин - с ним работала постоянно. Знаю, Марку Львовичу завистники постоянно говорили: "Зачем вам Махотина? У нас что, певиц нету?" - "Нету",- отвечал.

Приезжал из Питера Лев Дунаев - работала с ним. Он меня продвинул на вечер Александра Зацепина. Композитор сказал: "Это единственная в Красноярске певица, которую можно слушать". И сейчас - Владимир Ланде, которому тоже говорили: "Зачем вам Махотина?" В этом сезоне делаю с ним второй концерт.

- Вы человек неудобный?

- Моя мама говорила: "Тебя будут любить зрители".- "Почему, мама?" "Ты непохожа. Выбиваешься из общего ряда". У меня голос контральто, почти мужской тембр. Редкий. В Красноярске единственный такой голос. Уникальный. Божий дар. Даже в театре нет подобного.

Конкретно Екатерина Иофель определила, и оканчивала институт я как контральто. Она была у меня куратором. Очень меня любила. И научила многим вещам. Говорила Екатерина Константиновна: "Сердцем петь - этому не научишь. Это или есть, или нет. У тебя есть - и люди, слушая, будут плакать".- "Вы такая маленькая, хрупкая, а всех построили?" - спрашивала у неё. "Я не боюсь,- отвечала.- Пусть меня боятся. А боятся, значит, уважают. Не надо прогибаться. Раз прогнёшься, два, а потом выгонят".

- Что ещё вас связывало с Екатериной Иофель?

- Она ребёнка мне посоветовала родить. "А на что жить-то буду?" - "Ничего. Не хочу, чтобы ты старела, как я с кошкой. Когда она умерла, не хочу, чтобы ты, Вероника, переживала и плакала, как по человеку. Это ненормально". У меня сейчас сын. Тринадцать лет. Метр восемьдесят два. Профессионально занимается регби в спортивной школе "Енисей СТМ". Одна его поднимаю.

Даже у меня, хотя и называют звездой, зарплата небольшая, а зарабатывают те, кто к музыке не имеет отношения. Никому сейчас никто не нужен. Никогда не поинтересовались: с кем ты оставишь своего ребёнка? Никогда не прибегала к помощи так называемого звания матери-одиночки. Деньги от государства не получала - там больше справки собирать. С грудным ребёнком ездила на гастроли, хотя могла отказаться.

Однако я Овен. Крепкая. У меня есть стержень. Чего слёзы лить? Надо работать. "Я подумаю об этом завтра",- говорила Скарлетт. Мне тяжело дался ребёнок, но смотрю на бездетных подруг, вспоминаю, что дома меня ждёт сын. И мне хорошо... Как говорила Екатерина Константиновна: "А без сына тебе было бы ещё тяжелее..."

Мне повезло, что меня окружали хорошие люди, иначе я бы не выжила. Сколько добра мне сделал, когда я начинала, журналист Владимир Василенко. Ведь раньше не было Интернета и прочего, а мне нужно было нарабатывать уникальный джазовый репертуар, слушать выдающихся музыкантов. Всё это на кассетах и виниловых дисках было и есть у Владимира Семёновича.

Благодарна людям, прощаю тех, кто меня обидел, ни на кого не держу зла. Скольких я вывела на сцену, хотя добра от некоторых не увидела. Однако пришла ко мне житейская мудрость. Понимаю, что нельзя заниматься благотворительностью и говорить об этом. Это грех. Нельзя делать добро в надежде, что потом тебя будут хвалить. Это их проблема, кому я сделала добро и кто отплатил злом. А я его, как говорится, бросила в воду и забыла.

Раньше переживала. Сейчас самое главное - подобрать репертуар, какой хочу. Коллектив у меня высочайшего уровня. Пришли новые музыканты. Замечаю, что меняется аудитория, всё больше в зале молодёжи.

- Чтобы молодёжь да не ходила на джаз?!

- Понимаете, это клише, которое на меня навесили - джазовая певица. Между тем я эстрадно-джазовая. Просто посвятила жизнь джазу, который никогда не претендовал на большой концертный зал. Это другой жанр. Помнится, как джазовая певица начинала Лариса Долина, пока не спела "Погоду в доме". Как-то на Новый год я её перепела сотню раз. И так до сих пор ненавижу. А думаете, ей она нравится?

К сожалению, в Красноярске выбирать не из чего, потому что хороших композиторов практически нет. Поэтому когда говорят, что, мол, она перепевает чужое, хочу сказать, что делаю это абсолютно по-своему, оркестровки и аранжировки совсем другие.

- Как часто и где бывает ваш коллектив на гастролях?

- Мы много гастролируем по краю. Это здорово, но хочется выехать и за его пределы. Хочется, конечно, поездить, пока ещё в форме, но никто этим в филармонии не занимается, а самой навязываться некрасиво. Однако когда выезжала в Омск с симфоническим оркестром - там не было билетов, а я пять или шесть раз пела на бис, исполняла только классический и симфоджаз. Это ведь тоже своеобразный пиар для Красноярска.

- Каково ваше существование в нынешней филармонии?

- Можно ко мне по-разному относиться, но с симфоническим оркестром подобные программы в два отделения исполняю я одна, и за этим стоят годы учёбы и напряжённой работы. К сожалению, в филармонии нет единой труппы. У каждого коллектива свои проблемы, задачи, свой мирок, который нужно сохранить. В каждом коллективе свои традиции, приоритеты. Это каким же руководителем надо быть, чтобы всё это сохранить?

Между тем и руководство живёт в своём мире, и артисты - в своём. Жаль, что ни у одного руководителя филармонии нет музыкального образования. Это нонсенс. Мне, с двумя высшими образованиями, блестящей школой - и вокальной, и менеджмента, с кем и о чём там разговаривать?

- Однако вы с вашим образованием вполне способны заниматься организацией фестивалей и концертов?

- Да, с моей энергией я могу и петь, и быть организатором одновременно. И самое главное, чего я добилась - зрительской любви. Но не нравится, что обо мне присутствует некое негативное мнение: несдержанная, ужасный характер. Да с моим образованием одна могу делать всё, а несдержанная - так я не в ларьке рубли алкашам ссужаю.

И при чём здесь мой характер? Лучше посадим на концертную деятельность пиарщицу, которая не отличит Крутого от Моцарта? Зато характер что надо... Если красноярские музыканты не нужны, если возить только москвичей, тогда надо закрыть все местные учебные заведения. У нас талантливые люди, а молодёжь болтается по ресторанам. Попробуй устройся...

Это страшно, если будут уничтожать красноярскую культуру, забывая, сколько лет нашей, крупнейшей за Уралом, филармонии со своими сложившимися традициями. Руководить филармонией должны менеджеры с музыкальным образованием, знающие о профессии артиста и музыканта всё! А не случайные люди, торговцы музыкой.

Несдержанная? Я артистка. Я темпераментная! Я не дремлю в тёплом кабинете. (Смеётся.)

#красноярская филармония #махотина #джаз

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры