"Система мер социальной поддержки нуждается в корректировке"

06.12.2019 12:05
0 500

В прошлом году общий объём расходов на различные меры социальной поддержки в Красноярском крае составил тридцать три миллиарда рублей. При этом более полумиллиона жителей нашего региона по-прежнему живут за чертой бедности. К таким выводам пришла Счётная палата края в результате очередной проверки. О том, насколько эффективно расходуются бюджетные деньги в социальной сфере, рассказывает аудитор Лариса ТИТОВА.

- Лариса Леонидовна, скажите, почему Счётная палата заинтересовалась вопросом оказания мер социальной поддержки в крае?

- Начну с того, что план работы Счётной палаты края формируется на основании предложений Законодательного Собрания края и губернатора края, и в этом вопросе интересы законодательной и исполнительной ветвей власти совпали.

Возможно, одна из причин заключалась в том, что сфера социальной защиты уже давно сама нуждалась в помощи. Что, кстати, совсем недавно и нашло своё отражение в реальности - отрасль подверглась структурной реорганизации, которая, будем надеяться, положительно скажется и на качестве её работы.

Добавлю ещё, что на проблемы в системе соцполитики публично обращал внимание губернатор края Александр Усс. В апреле этого года во время своего ежегодного отчёта перед депутатами он говорил о том, что поддержку необходимо оказывать именно нуждающимся жителям края и решать проблему конкретного жителя адекватными деньгами.

- Но разве сейчас этого не происходит? Какое количество социальных выплат в настоящее время предоставляется жителям края?

- Количество соцвыплат является довольно внушительным, однако их качество не отвечает сегодняшним требованиям. Приведу несколько цифр. В прошлом году в крае насчитывалось более 300 мер социальной поддержки, по которым предусматривались различные выплаты. Общий объём расходов на эти цели превысил тридцать три миллиарда бюджетных рублей.

При этом, например, средний размер ежемесячного пособия на ребёнка из семьи, где доход ниже прожиточного минимума (который на момент проверки был чуть больше одиннадцати с половиной тысяч рублей), составил всего 384 рубля, а ветеран труда края в среднем получал 321 рубль.

Наибольшее количество мер соцподдержки предусмотрено в трёх группах - это меры по поддержке семьи, материнства и детства, меры для граждан, имеющих особые заслуги, и меры за особые условия труда или службы.

В своём отчёте мы отмечаем, что размер большинства регулярных денежных выплат в регионе является мизерным, и это не может быть эффективным использованием бюджетных средств ни с точки зрения социальной защищённости получателей, ни с точки зрения администрирования системы мер социальной поддержки.

А ведь вопрос оказания господдержки отдельным слоям населения остаётся очень актуальным. За последние пять лет доля населения Красноярского края с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума увеличилась с 15,2 до 18,7 процента и превысила средний российский показатель (13,2 процента).

Среди субъектов Сибирского федерального округа ситуация по этому показателю хуже только в республиках Тыва и Алтай. В настоящее время за чертой бедности находится каждый пятый житель нашего региона.

- А кто эти люди? Пенсионеры?

- Вы знаете, нет. Подавляющее большинство (95 процентов) из тех, кто нуждается в социальной помощи,- это дети и трудоспособное население. Наибольшее количество мер соцподдержки предусмотрено в трёх группах - это меры по поддержке семьи, материнства и детства, меры для граждан, имеющих особые заслуги, и меры за особые условия труда или службы.

В денежной форме предоставляется 70 процентов всех выплат - это ежегодные, ежемесячные, единовременные пособия, стипендии, премии, социальные доплаты к пенсиям, различные компенсации.

Наша проверка показала, что малообеспеченные жители края пока не являются основными получателями социальной помощи, а целесообразность, результативность и влияние выплат на изменение жизненной ситуации людей или вклада в сохранение их здоровья не оценивается.

- В чём вы видите основную причину сложившейся ситуации?

- Причин несколько. Во-первых, на краевом уровне пока не установлено определение таких базовых понятий, как адресность и нуждаемость. Это приводит к разночтению норм, не обеспечивает единого подхода при назначении выплат, а также не способствует созданию чёткого правового режима для всех участников процесса. В результате доля мер соцподдержки, предоставляемых с учётом уровня доходов, составляет всего семь процентов от их общего числа.

Во-вторых, мы отметили, что существующая в крае модель управления системой социальной поддержки является громоздкой, а органы исполнительной власти не всегда координируют работу между собой. Так, финансирование мер социальной поддержки осуществляется сразу двенадцатью министерствами и ведомствами края, что создаёт сложности для системного и эффективного исполнения государственных полномочий.

И третье, на что нельзя не обратить внимание,- это многочисленные недостатки и нарушения, выявленные непосредственно на местах, на муниципальном уровне. Органами местного самоуправления не всегда верно рассчитывались размеры выплат и определялись категории их получателей, не соблюдались сроки предоставления мер соцподдержки и так далее. К тому же были вопросы к фактической нагрузке на специалистов отделов соцзащиты и обоснованности их штатной численности.

Кстати, добавлю, что одним из предложений Счётной палаты края, сделанных по результатам проверки, было оценить целесообразность и необходимость реализации государственных полномочий именно на муниципальном уровне. Можно сказать, что нас услышали, и реорганизация отрасли была начата.

- Какие ещё предложения сделала Счётная палата края по итогам проверки?

- Мы продолжаем говорить о том, что в условиях ограниченности бюджетных ресурсов необходимо пересмотреть систему мер социальной поддержки в сторону их укрупнения и выработать методику оценки эффективности и результативности предоставляемых выплат. Иначе при существующей системе мер соцподдержки будет крайне сложно справиться с бедностью в регионе.

Я напомню, что на ближайшее время одной из главных национальных задач, обозначенных президентом России Владимиром Путиным, является не просто борьба с бедностью, а снижение её уровня вдвое. Думаю, что все условия для этого у нас в крае есть.

- Спасибо за разговор.

Антонина ФЁДОРОВА.