Лесопромышленность: Красноярский край оказался крайним
Основная часть этого материала размещена не в бумажной версии газеты, а в Интернете. И немудрено. Объём ответов органов власти на наши обращения оказался настолько большим, что на их публикацию потребовалось бы четыре газетных полосы...
В сентябре 2024 года в "Красноярском рабочем" были опубликованы материалы круглого стола "Лесопромышленный комплекс Красноярья: поиск источников роста в условиях западных экономических санкций", организованного редакциями газеты "Красноярский рабочий" и "Бизнес-Сайта" при участии Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края. Затем на сайте названных изданий была выставлена его резолюция.
Председатель оргкомитета круглого стола, главный редактор газеты В. Е. Павловский официально направил материалы этого мероприятия в федеральные и региональные органы власти с просьбой дать комментарий по существу поднятых на нём вопросов.
Развернутые ответы пришли из Минпромторга России, Минфина России, Минэкономразвития России, Рослесхоза, Росреестра, Росжелдора и ОАО "РЖД", а также из правительства Красноярского края. Из Совета Федерации Федерального Собрания РФ пришло письмо с уведомлением, что его материалы приняты к сведению, а из Законодательного Собрания края поступил ответ за подписью председателя комитета по природным ресурсам и экологии В.А. Дроздова, в котором он сообщил, что материалы круглого стола будут использованы при планировании работы комитета. Поскольку я, как модератор и редактор резолюции круглого стола, непосредственно отсылал соответствующие письма в органы власти, то ответы поступили на моё имя.
В силу их достаточно большого объема, а также того, что они могут быть интересны не широкому кругу читателей, а тем, кто непосредственно связан с лесопромышленной отраслью, было принято решение публиковать их не на страницах газеты, а разместить на сайтах медиаресурсов, выступивших организаторами круглого стола, под этим материалом.
Отмечу, что мы, организаторы, ожидали большего. К сожалению, серьёзного прорыва для устранения причин современного прозябания лесопромышленной отрасли в регионе не удалось добиться. Коснусь лишь двух тем, из числа обозначенных в резолюции круглого стола и ответах властей.
Во-первых, не удалось кардинально снять проблему по расчётам за поставляемую на экспорт лесопромышленную продукцию. Из-за западных санкций крупные банки Китая не рискуют проводить платежи в Россию, а работа со сравнительно небольшими финансовыми учреждениями восточного соседа далеко не всегда приносит искомый результат. Судя по поступившим ответам, существенного продвижения в этом вопросе нет.
Во-вторых, не снята проблема перезагруженности Восточного полигона ОАО "РЖД". Для того, чтобы получить разрешения на отгрузку пиломатериалов в контейнерах (так называемые ГУ-12) лесопромышленникам немало приходится ждать. Что же касается отправки на экспорт круглого леса, то на территории Красноярского края Красноярской железной дорогой соответствующие разрешения вообще не выдаются.
По официальным данным, за девять месяцев года в 2024 года в целом из России в Китай было отправлено 5,3 млн тонн пиломатериалов (снижение на 11 процентов), а круглого леса - 0,9 млн тонн (снижение 25 процентов). Иными словами, доля круглого леса в общем объеме лесных грузов, отправляемого в Поднебесную из нашей страны, хотя и существенно снизилась, составила всё же 14,5 процентов. В то же время из Красноярского края за девять месяцев 2024 года было отправлено в Китай более 2,3 млн кубометров пиломатериалов, а круглого леса -- только 0,004 млн кубометров, то есть меньше 0,2 процента от общего объема лесных грузов.
О том, сколько по железной дороге было вывезено из края круглого леса в Китай в прошлом году данных у меня нет. Зато известно, что плановый показатель составлял порядка 0,4 млн тонн. Иными словами, Красноярский край в уходящем 2024 году оказался, извините за игру слов, крайним. Кому позволяют экспортировать кругляк? Участники рынка помогли мне найти ответ на этот вопрос. Оказывается, в отличие от Красноярской железной дороги Восточно-Сибирская и Дальневосточная железные дороги разрешения на экспортную перевозку кругляка выдают.
Раньше поставки круглого леса на экспорт были большим подспорьем для лесопромышленников региона. Всё-таки, на значительной части лесосек, ими арендуемых, осина и берёза в составе насаждений составляет порядка 60-70 процентов. Это томичам и иркутянам можно везти кругляк на местные ЦБК и комбинаты, производящие фанеру, МДФ и прочие материалы, используемые в строительстве и мебельной отрасли. В Красноярском крае ситуация иная. Местный ЦБК давно обанкротился. На расположенном в Сосновоборске фанерном заводе (ООО "Красфан") весной уходящего года случилась мощная авария, и вряд ли до весны следующего года он сможет возобновить производство фанеры в сколько-нибудь значимых объемах. Планы и проекты по созданию в крае предприятий по глубокой переработке лесного сырья в крае есть. Но когда они будут реализованы нет полной ясности.
Чтобы из края вывезти круглый лес на экспорт, необходимо оформить его перевозку до какого-нибудь транспортного железнодорожного узла на территории наших восточных соседей. Там этот груз следует задекларировать, получить фитосанитарный сертификат и далее везти в Китай как экспортный товар, якобы срубленный где-нибудь вблизи Иркутска или Читы. Такая нехитрая бумажная перевалка груза обходится в сумму порядка 100 тысяч рублей за вагон. Некоторые лесопромышленники края пытались использовать этот рецепт, однако по итогу получается, что можно по части прибыли уйти в ноль или вообще получить убытки.
В общем, лесопромышленникам региона, тем, кто ещё не обанкротился, ничего не остается, как распиливать осину и берёзу на доски, сушить и отправлять на экспорт в контейнерах в виде пиломатериала. Ситуация осложняется тем, что сибирская берёза в отличие от европейской, особенно произрастающей в Кировской области, имеет неровные стволы. А потому из 100 кубометров берёзового кругляка получается не больше 30-35 процентов кубометров пиломатериалов. В общем, от экспорта пиломатериалов из малоценных лиственных пород особых доходов не удаётся получить. Нельзя не отметить, что в уходящем году довольно существенно выросли объемы отпуска лесоматериалов из края на внутренний российский рынок. Однако поскольку при продаже лесных материалов на внутреннем рынке их поставщики не освобождаются от уплаты НДС, доходность отрасли резко снизилась. Надеюсь, власти не допустят банкротства градообразующих предприятий лесной промышленности, так как иначе возникнут социальные проблемы.
Ответы на обращение оргкомитета круглого стола "Лесопромышленный комплекс Красноярья: поиск источников роста в условиях западных экономических санкций" в органы власти
Минпромторг России: Логистика должна быть устойчивой
В. И. Пантелееву
Уважаемый Владимир Иванович!
Департамент легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга России совместно с Минфином России, Минэкономразвития России, Рослесхозом, Росреестром, Росжелдором, ОАО "РЖД" рассмотрел Ваше обращение, направленное письмом Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций от 2 октября 2024 г. № А26-20-112837432- СО1 и письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 4 октября 2024 г. № 82393-П11, по вопросу реализации предложений круглого стола "Лесопромышленный комплекс Красноярского края: поиск источников роста в условиях западных экономических санкций" и в пределах компетенции сообщает.
По пункту 1. В целях обеспечения согласования заявок на перевозку грузов (форма ГУ-12) для перевозки лесных грузов в экспортном сообщении, в том числе состоящих в пятой очереди, создан Оперативный ситуационный центр Минтранса России по обеспечению устойчивой логистики пассажиров и грузов. Сообщить о проблемной ситуации, а также получить разъяснения и консультации можно посредством направления обращения в соответствии с установленной формой в адрес данного центра либо через "горячую линию" Минтранса России по номеру +7 (495) 221-70-15.
Вместе с тем согласно перечню поручений Президента Российской Федерации В. В. Путина от 22 марта 2023 г. № Пр-562 и в рамках государственной политики, направленной на увеличение глубины переработки лесопромышленной продукции, протоколом заседания правления ОАО "РЖД" от 28 февраля 2024 г. № 9 внесены очередные изменения во Временные правила определения очередности перевозок грузов (далее -- Правила), которые предусматривают отдельный приоритет для экспортных перевозок лесопромышленных грузов (позиции грузов ЕТСНГ в тарифной группе с номерами: 091-094, 102, 103, 111, 121-122, 125-127, 131-133), заявляемых грузоотправителями, обладающими собственными производственными мощностями по переработке древесины и/или лесосырьевой базой, и включенными в перечень Минпромторга России.
Необработанная древесина не включена в указанный перечень и перевозится в обычном порядке наряду с иными грузами, в том числе "круглый" лес мягколиственных пород в экспортном направлении.
По вопросу согласования предприятиям лесопромышленной отрасли Красноярского края заявок по форме ГУ-12 информируем, что Минпромторг России продолжает актуализировать перечень грузоотправителей, обладающих собственными производственными мощностями по переработке древесины и/или лесосырьевой базой с выделением предприятий малого и среднего предпринимательства, в связке с организациями, обеспечивающими вывоз продукции указанных предприятий, в целях включения в планы ОАО "РЖД" по приоритизации отправки лесопромышленных грузов в экспортном направлении (далее -- грузоотправители).
С целью своевременной проработки информации Минпромторг России запрашивает у высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в срок до 10 числа последнего месяца каждого квартала в формате excel актуализированную информацию по грузоотправителям и направляет её в ОАО "РЖД".
По пункту 3. Льготное кредитование предприятий лесопромышленного комплекса осуществляется Фондом развития промышленности (далее -- ФРП).
Целевые займы предоставляются по ставке от 1 до 5 %% годовых, сроком до 7 лет и в объеме до 2 млрд рублей.
Вместе с тем продолжается реализация мероприятия "Государственная поддержка российских организаций промышленности в целях компенсации затрат на транспортировку промышленной продукции", направленного на переориентацию экспорта на новые рынки сбыта. Предельный размер государственной поддержки на одну лесопромышленную организацию составляет 300 млн рублей.
Пеллеты включены в перечень промышленной продукции, подлежащей субсидированию в рамках вышеуказанного мероприятия в соответствии с Решением о порядке предоставления субсидии № 23-68921-00950-Р взамен постановления Правительства Российской Федерации от 28 июля 2022 г. № 1347, что позволяет производителям данной продукции воспользоваться мерой поддержки.
При этом предприятия, реализующие инвестиционные проекты в рамках соглашений о защите и поощрении капиталовложений, могут частично возместить затраты на строительство обеспечивающей и сопутствующей инфраструктуры, в том числе коммунальной.
В части введения отсрочки выполнения обязательств по приоритетным инвестиционным проектам сроком не менее 24 месяцев или до стабилизации ключевой ставки ЦБ РФ на уровне 10 или менее процентных пунктов отмечаем, что, принимая во внимание введение ограничений со стороны иностранных государств, в 2022 г. Минпромторгом России разработано два постановления, принятых Правительством Российской Федерации:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2022 г. № 492 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2018 г. № 190".
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2022 г. № 1887 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2018 г. № 190".
Поименованные постановления направлены на нивелирование последствий ограничительных мер в отношении Российской Федерации и продляют сроки выполнения обязательств инвестора по созданию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или по модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных в период с 1 марта 2022 г. по 1 сентября 2024 г. поквартальным графиком реализации инвестиционного проекта и (или) предписанием о необходимости устранения нарушений, на 12 месяцев со дня его наступления.
Вместе с тем отмечаем, что по данным Федеральной таможенной службы в 2022 - 2023 гг. импорт панелей из древесины перекрестноклееной (CLT) на территорию Российской Федерации отсутствовал, таким образом включение указанной продукции в перечень приоритетной продукции, а также перечень критической продукции лесопромышленного комплекса Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов не представляется целесообразным.
Дополнительно Департамент направляет поступившие позиции Минфина России, Минэкономразвития России, Рослесхоза, Росреестра, Росжелдора и ОАО "РЖД".
Г. Г. Гусев,
заместитель директора Департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга России.
Минфин России: взаиморасчёты с Китаем в центре внимания
Министерство финансов Российской Федерации в пределах установленной компетенции рассмотрело обращение Пантелеева В. И., поступившее письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 4 октября 2024 г. № 82393-П11, и относительно предложения по установлению тарифной квоты с применением нулевой ставки вывозной таможенной пошлины на пиломатериалы естественной влажности, произведенные на территории Красноярского края, сроком на 12 месяцев на основании части 4.1 стати 36 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 "О таможенном тарифе" сообщает, что не поддерживает данное предложение, поскольку оно не соответствует решениям, принятым Президентом Российской Федерации (подпункты "д" и "ж" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 6 ноября 2020 г. № Пр-1816) и Правительства Российской Федерации (пункт 16 раздела I Плана мероприятий по декриминализации и развитию лесного комплекса от 1 октября 2020 г. № 9282п-П11, утвержденного
заместителем Председателя Правительства В. В. Абрамченко.
Кроме того, указанное предложение не согласуется с реализуемой в настоящее время Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2021 г. № 312-р, направленной на стимулирование внутреннего производства продукции высокой степени переработки древесины, а также может привести к увеличению объемов экспорта древесины с низкой степенью переработки и потере части доходов федерального бюджета от уплаты вывозной таможенной пошлины.
Вместе с тем сообщаем, что Минфин России и Банк России находятся в постоянном контакте с финансовыми регуляторами КНР по актуальным вопросам двусторонней повестки, в том числе в части бесперебойного проведения взаимных расчетов.
В настоящее время отмечаются трудности при проведении расчетов с экономическими субъектами КНР в связи с углубленным рассмотрением китайскими финансовыми институтами кодов ТН ВЭД на предмет их возможного соответствия односторонним ограничительным мерам третьих стран в отношении Российской Федерации.
По информации китайских финансовых регуляторов, китайские коммерческие банки самостоятельно определяют порядок осуществления расчетов с российскими контрагентами на основании оценки существующих рисков, в том числе посредством проведения внутренних проверок. Конкретное содержание и сроки проведения внутренних проверок определяются в соответствии с внутренней политикой китайских банков.
Дополнительно информируем, что обсуждение с китайскими контрагентами вопроса о возможности открытия ими счетов в китайских банках, расположенных в северо-восточных провинциях КНР и имеющих прямые корреспондентские отношения с российскими кредитными организациями, может способствовать сокращению цепочек платежей и налаживанию бесперебойных расчетов с китайской стороной.
А. В. Яковлев,
директор Департамента финансовой политики Минфина России.
Минэкономразвития России: Снижать вывозные таможенные пошлины на "влажные" пиломатериалы не целесообразно
Департамент секторов экономики Министерства экономического развития Российской Федерации рассмотрел обращение Пантелеева В.И. по вопросу реализации предложений круглого стола "Лесопромышленный комплекс Красноярья: поиск источников роста в условиях западных экономических санкций", организованного и проведенного 27 августа 2024 года редакцией газеты "Красноярский рабочий" и информационным порталом "Бизнес-Сайт", и в рамках компетенции сообщает следующее.
В части тарифов на железнодорожные перевозки контейнеров отмечаем, что их уровень должен обеспечивать безубыточность данного вида перевозок для перевозчика, при этом тарифные решения не должны дискриминировать иные категории грузоотправителей.
В части установления тарифной квоты с применением нулевой ставки вывозной таможенной пошлины на пиломатериалы естественной влажности, произведенные на территории Красноярского края, сроком на 12 месяцев, на основании части 4.1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-I "О таможенном тарифе" отмечаем.
В части применения мер регулирования внешней торговли отмечаем, что для осуществления точечной корректировки таможенно-тарифной политики Федеральным законом Российской Федерации от 25 декабря 2023 г. № 630-ФЗ была предусмотрена возможность Правительства Российской Федерации вводить "региональные" тарифные квоты в виде сниженных ставок вывозных таможенных пошлин на ограниченный объем продукции, произведенной в конкретном субъекте Российской Федерации и вывозимой с его территории, на срок, не превышающий двенадцати месяцев.
Соответствующий механизм может применяться в отношении отдельных видов товаров, произведенных на территории субъекта Российской Федерации, в отношении которого действуют ограничительные меры в связи с недружественными действиями отдельных иностранных государств или товаров, произведенных на территории субъекта Российской Федерации, географическое положение которого оказывает негативное влияние на формирование себестоимости и отпускных цен таких товаров.
Согласно установленному порядку рассмотрение соответствующих предложений в части мер таможенно-тарифного регулирования, включая корректировку ставок таможенных пошлин, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 1166 отнесено к компетенции подкомиссии по таможенно- тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции (далее -- подкомиссия).
Для обеспечения предметного и всестороннего рассмотрения в подкомиссии такие предложения должны включать в себя экономическое обоснование предлагаемой меры таможенно-тарифного регулирования, содержащее описание и характеристику, в том числе количественную и стоимостную рынка рассматриваемых товаров, финансово-экономические расчеты, отражающие социально-экономическую эффективность введения предлагаемой меры и иные документы и сведения, которые могут иметь значение для принятия решения по данному вопросу.
Рекомендуемая форма представления обосновывающих информационно#аналитических материалов по вопросам изменения ставок ввозных таможенных пошлин размещена на Едином портале внешнеэкономической информации Минэкономразвития России в сети "Интернет" (http://www.ved.gov.ru) в подсистеме "Меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, защитные меры во внешней торговле" (подраздел "Инициативы о применении мер таможенно#-тарифного регулирования").
При этом обращаем внимание, что решение о введении повышенных вывозных таможенных пошлин на "влажные" пиломатериалы принималось в целях реализации перечня поручений Президента Российской Федерации от 6 ноября 2020 г. № Пр-1816 по развитию и декриминализации лесного комплекса.
А. А. Хочуев,
заместитель директора Департамента секторов экономики Минэкономразвития России
Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор): Круглый лес не в приоритете
В соответствии с поручением Минтранса России от 04.10.2024 № К-11/71120 Федеральное агентство железнодорожного транспорта во исполнение поручения Аппарата Правительства Российской Федерации от 04.10.2024 № 82393-П11 рассмотрело обращение Пантелеева В.И. о реализации предложений круглого стола "Лесопромышленный комплекс Красноярья: поиск источников роста в условиях западных экономических санкций", проведенного 27.08.2024 редакцией газеты "Красноярский рабочий" и информационным порталом "Бизнес-Сайт" при участии Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края, и по информации, полученной из ОАО "РЖД", сообщает следующее.
Планирование перевозок, в том числе на лимитирующих направлениях, осуществляется исходя из применения единых критериев для всех грузоотправителей с учетом положений статьи 11 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Перевозки лесных грузов на лимитирующих направлениях регулируются Временными правилами определения очередности перевозок грузов, утвержденными правлением ОАО "РЖД" (протокол от 28.02.2024 № 9, в редакции от 24.09.2024 № 75, далее -- Временные правила), которые разработаны в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации и базируются на принципах, заложенных в Правилах недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных Правительством Российской Федерации.
В рамках государственной политики, направленной на увеличение глубины переработки лесопромышленной продукции, и в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации данные Временные правила разработаны с учетом приоритизации экспортных перевозок пиломатериалов и изделий из древесины над прочей лесопромышленной продукцией при условии наличия у грузоотправителя производственных мощностей по переработке древесины и/или лесосырьевой базы на основании данных Минпромторга России по представлению главами субъектов Российской Федерации.
По информации, полученной из Центра фирменного транспортного обслуживания -- филиала ОАО "РЖД", Минпромторг России письмом от 16.05.2024 № ШВ-50375/08 проинформировал ОАО "РЖД", что приоритизация грузовых перевозок направлена на лесопромышленные грузы определенных позиций и не подразумевает приоритизацию отгрузок необработанной древесины и не поддержал (письмо Минпромторга России от 04.12.2024 № БО-130093/08) предложение руководителей регионов по повышению приоритета экспортных железнодорожных перевозок круглых лесоматериалов, поскольку экспорт необработанной древесины противоречит действующим поручениям Президента Российской Федерации по увеличению переработки древесины.
С учетом значительной доли заявок грузоотправителей Красноярского края на перевозку пиломатериалов (более 70% от заявленных объемов перевозок лесных грузов) на экспорт в восточном направлении, существующая пропускная способность железнодорожной инфраструктуры общего пользования по данному маршруту за 9 месяцев 2024 года была полностью использована под перевозки пиломатериалов и другой переработанной древесины.
По вопросу дефицита порожнего подвижного состава на лимитирующих направлениях, включая Красноярскую железную дорогу -- филиал ОАО "РЖД", сообщаем, что в настоящее время рынок услуг по предоставлению грузовых вагонов сбалансирован и способен обеспечить потребности грузоотправителей в подвижном составе для перевозок.
В этой связи для удовлетворения производственных нужд по вывозу продукции рекомендуется:
заключить долгосрочные контракты с условиями предоставления вагонов под заявки на перевозку грузов, что позволит предусмотреть их ритмичное предоставление по периодам года, в том числе в пиковые периоды;
закупать услугу по предоставлению необходимых вагонов для перевозки грузов у широкого круга операторов железнодорожного подвижного состава.
А. О. Иванов,
заместитель руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Центр фирменного транспортного обслуживания ОАО "РЖД": Кругляк нет возможности перевозить
ЦФТО ОАО "РЖД" рассмотрел Ваше обращение по вопросу согласования объемов на перевозку лесных грузов в Китай и сообщает следующее.
Планирование перевозок грузов, в том числе на лимитирующих направлениях осуществляется исходя из применения единых критериев для всех грузоотправителей с учетом положений статьи 11 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Важно отметить, что перевозки лесных грузов на лимитирующих направлениях осуществляются в соответствии с действующей нормативно#-правовой базой и в очередности, предусмотренной Временными правилами определения очередности перевозок грузов, утвержденными правлением ОАО "РЖД" протокол от 28 февраля 2024 г. № 9 (в редакции от 24 сентября 2024 г. № 75, далее -- Временные правила),
В рамках государственной политики, направленной на увеличение глубины переработки лесопромышленной продукции, и в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации данные Временные правила разработаны с учетом приоритизации экспортных перевозок пиломатериалов и изделий из древесины над прочей лесопромышленной продукцией при условии наличия у грузоотправителя производственных мощностей по переработке древесины и/или лесосырьевой базы на основании данных Минпромторга России по представлению главами субъектов Российской Федерации.
Дополнительно Минпромторг России письмом от 16 мая 2023 г. №ШВ-50375/08 за подписью заместителя Министра Шпака В.В. проинформировал ОАО "РЖД", что приоритизация грузоперевозок направлена на лесопромышленные грузы определенных позиций и не подразумевает приоритизацию отгрузок необработанной древесины.
Также необходимо отметить, что Минпромторг России письмом от 4 декабря 2023 г. №БО-130093/08 за подписью заместителя Министра Бочарова О.Е. не поддержал предложение руководителей регионов по повышению приоритета экспортных железнодорожных перевозок круглых лесоматериалов, поскольку экспорт необработанной древесины противоречит действующим поручениям Президента Российской Федерации по увеличению глубины переработки древесины.
С учетом значительной доли заявок грузоотправителей Красноярского края на перевозку пиломатериалов (более 70% от заявленных объемов перевозок лесных грузов) на экспорт в восточном направлении, существующая пропускная способность железнодорожной инфраструктуры общего пользования по данному маршруту за 9 месяцев 2024 г. была полностью использована под перевозки пиломатериалов и другой переработанной древесины.
ОАО "РЖД" продолжит работу по повышению эффективности грузовых перевозок на лимитирующих направлениях за счет мероприятий технико-технологического характера.
В. М. Баккал,
заместитель начальника Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО "РЖД".
Рослесхоз: Арендные каникулы лесопромышленникам не предусмотрены
Федеральное агентство лесного хозяйства рассмотрело обращение Пантелеева В. И, направленное письмом Аппарата Правительства Российской Федерации, по вопросу оказания содействия реализации предложений кругового стола "Лесопромышленный комплекс Красноярья: поиск источников роста в условиях западных экономических санкций", отраженных в его резолюции, и в рамках компетенции сообщает следующее.
По подпункту 3.1 пункта 3 Резолюции (по вопросу рассмотрения возможности введения арендных каникул при оплате арендных платежей за лесные участки в ее федеральной составляющей) -- в настоящее время законодательством Российской Федерации не предусмотрены соответствующие правовые основания для снижения размера арендной платы, отсрочки или полного освобождения от арендных платежей в федеральный бюджет по договорам аренды лесных участков.
По подпункту 3.2 пункта 3 Резолюции (по вопросу принятия нормативного акта, предусматривающего предоставления субъектам лесной промышленности, являющимся арендаторами лесных участков для заготовки древесины, отсрочки по уплате арендной платы в краевой бюджет на срок не менее 12 месяцев) -- данная мера поддержки арендаторов в части арендной платы, превышающей минимальную и предусмотренной к поступлению в региональный бюджет, может быть рассмотрена на уровне субъекта Российской Федерации в рамках переданных полномочий главного администратора доходов бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
По пункту 4 Резолюции (по вопросу обращения Митяева Д.А.) -- правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее -- Федеральный закон № 172-ФЗ), иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 02.07.2021 № 301-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон № 172-ФЗ, вступившие в силу с 01.03.2022, согласно которым установлен запрет на перевод земельных участков из состава земель лесного фонда, предоставленных в пользование для осуществления рекреационной деятельности в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, в земли других категорий.
А. В. Панфилов,
заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства
Росреестр: Это не в нашей компетенции
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии рассмотрела обращение Пантелеева В.И., поступившее из Аппарата Правительства Российской Федерации относительно реализации предложений круглого стола "Лесопромышленный комплекс Красноярья: поиск источников роста в условиях западных экономических санкций" и сообщает об отсутствии вопросов, относящихся в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 457, к компетенции Росреестра.
А. И. Бутовецкий,
статс-секретарь, заместитель руководителя Росреестра.
Правительство Красноярского края: Меры по решению проблем лесопромышленной отрасли предпринимаются
Пантелееву В. И.
Уважаемый Владимир Иванович!
Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края рассмотрело Ваше обращение, направленное в адрес Президента Российской Федерации, о направлении резолюции круглого стола "Лесопромышленной комплекс Красноярья: поиск источников роста в условиях западных экономических санкций" в части исполнения пунктов 2 и 3 направляет информацию, изложенную в приложении.
А. В. Коробкин,
заместитель министра природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края
Приложение
Информация по пунктам резолюции круглого стола "Лесопромышленной комплекс Красноярья: поиск источников роста в условиях западных экономических санкций"
Пункт 2. По вопросу необходимости повышения глубины передела лесной продукции предприятиями Красноярского края.
Направить в адрес Губернатора Красноярского края предложения:
О создании рабочей группы для обеспечения внедрения в производство технологических решений, разработанных научными учреждениями Красноярского края, в области лесопереработки, а также развития деревянного домостроения.
Создание рабочей группы для обеспечения внедрения в производство технологических решений, разработанных научными учреждениями Красноярского края, в области лесопереработки считаем нецелесообразным в связи с точечным обращением научного сообщества. Информация по технологическим решениям в области лесопереработки, а также развития деревянного домостроения в Правительство Красноярского края не поступала.
При этом в рамках прошедшего в сентябре 2024 года Красноярского лесопромышленного форума - 2024 в рамках международной специализированной выставки "ЭКСПОДРЕВ - 2024" принято рамочное решение сессии "Дистанционная приемка лесосек: практика и перспективы".
Во исполнение данного решения под председательством министра природных ресурсов и лесного комплекса Панова А.И. сформирована рабочая группа по оказанию консультационной поддержки при организации проведения НИОКР, а также утвержден состав рабочей группы.
Сибирским Федеральным Университетом, Институтом космических технологий ФИЦ Красноярского научного центра СО РАН, СибГУ им. М.Ф. Решетнева, Всероссийским научно-исследовательским институтом лесоводства и механизации лесного хозяйства запланировано проведение НИОКР по разработке новой методики дистанционной приемки лесосек с использованием БПЛА. Важно обеспечить правовую основу для широкого применения БПЛА в лесохозяйственной деятельности и внести предложения по совершенствованию законодательства в сфере использования БПЛА в лесохозяйственной деятельности. Пилотной территорией для проведения НИОКР выбрать - Красноярский край.
Также Указом Президента Российской Федерации от 25.04.2022 № 231 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий" 2022 - 2031 годы в Российской Федерации объявлены Десятилетием науки и технологий. В целях исполнения Указа распоряжением Правительства Красноярского края от 28.12.2022 № 1015-р утверждён региональный план основных мероприятий до 2031 года, проводимых в Красноярском крае в рамках Десятилетия науки и технологий.
АНО "Национальные приоритеты" утверждена в качестве оператора Десятилетия науки и технологий. В соответствии с протоколом заочного голосования членов Координационного комитета по проведению в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий от 22.09.2022 года № 3 утвержден порядок мониторинга эффективности реализации Плана проведения в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий.
В настоящее время Правительством Красноярского края ведется работа по выполнению основных мероприятий регионального плана.
О создании министерством строительства и жилищно- коммунального хозяйства Красноярского края совместно с другими заинтересованными ведомствами региональной программы перевода муниципальных котельных в местах локализации производств топливных гранул (пеллет) с угля и мазута на пеллеты.
Правительством Красноярского края проведена работа по переводу нескольких муниципальных котельных на древесное топливо (щепа, пеллеты) на следующих территориях: г. Кодинск Кежемского района, г. Лесосибирск, Богучанского района края.
В настоящее время продолжается совместная работа с органами местного самоуправления городов Енисейск и Лесосибирск, во взаимодействии с ПАО "Сегежа Групп" в части перевода угольных котельных в г. Енисейске и п. Стрелка г. Лесосибирска на пеллеты.
В связи с активной лесозаготовительной деятельностью на многих территориях Красноярского края и складывающейся неблагоприятной экологической обстановкой из-за использования угля для теплоснабжения в крае в числе приоритетов определено развитие теплоисточников, работающих на биотопливе.
Правительством Красноярского края в адрес заказчика по проектированию котельной в г. Енисейске - КГКУ "Управление капитального строительства" (далее - КГКУ "УКС") исходящим письмом от 27.09.2024 № 82/3-82-4902 согласовано проектирование котельной по ул. Доры Кваш г. Енисейске на пеллетах.
В настоящее время проектной организацией ООО "Меклен" рассматриваются компоновочные решения котельной с учетом номенклатуры продукции, выпускаемых российскими предприятиями - изготовителями котельного оборудования на пеллетах, размещение на площадке коммуникаций и инженерных сетей с учетом энергетической эффективности, и минимизации расходов на строительство теплоисточника.
Администрация города Енисейска ведет переговоры с представителями ПАО "Сегежа Групп" в целях подготовки предложений для заключения концессионного соглашения в порядке частной инициативы на строительство котельной по ул. Доры Кваш, 20 в г. Енисейске, в том числе проводит выездные мероприятия, по возможным срокам строительства объекта, его безопасной эксплуатации с учетом всевозможных рисков.
В свою очередь администрация города Енисейска выражает опасения в части строительства котельной по ул. Доры Кваш исключительно с использованием только биотоплива и просит не исключать вариант проектирования котельной на смешанном виде топлива (уголь/пеллеты).
В части замещения действующих угольных котельных в п. Стрелка г. Лесосибирска на современные модульные пеллетные теплоисточники, ПАО "Сегежа Групп" проводит запрос коммерческих предложений в целях определения поставщика технологического оборудования.
Предварительно определена правовая модель реализации ПАО "Сегежа Групп" инвестиционных проектов строительства котельных в г. Енисейске и в п. Стрелка г. Лесосибирска - заключение концессионного соглашения с возмещением концедентом затрат на строительство теплоисточников.
В части использования пеллет для нужд отопления в частном секторе и во вновь возводимых индивидуальных жилых домах, ПАО "Сегежа Групп" планирует за свой счет, в качестве пилотного проекта, установить в четырех домовладениях г. Красноярска современные автоматизированные пеллетные котлы.
В части обеспечения населения пеллетами в Березовском районе ПАО "Сегежа групп" открыла центр по реализации пеллет населению, также реализация пеллет осуществляется с производственных площадок АО "Новоенисейский ЛХК" (г. Лесосибирск), ООО "ДОК "Енисей" (пгт. Березовка Березовского района), ООО "ФорТрейд" (г. Минусинск).
На основании вышеизложенного разрабатывать дополнительную региональную программу перевода муниципальных котельных в местах локализации производств топливных гранул (пеллет) с угля и мазута на пеллеты нецелесообразно.
Пункт 3. Решение вопроса субсидирования лесного комплекса. Решение проблемы взаиморасчетов во внешнеэкономической деятельности.
3.1. Направить в Правительство РФ следующие предложения:
Принятие программ льготного кредитования предприятий ЛПК для переориентации на новые рынки сбыта, суммой до 300 млн рублей, сроком от 3 лет, с процентной ставкой, не превышающей 10 % годовых, при условии сохранения численности работников предприятий и объема производства в период финансирования
В Красноярском крае оказывается финансовая поддержка субъектам деятельности в сфере промышленности путем предоставления льготных займов некоммерческой организацией "Государственный фонд развития промышленности Красноярского края", в том числе по программе "Лесопереработка" в соответствии с которой производится заемное финансирование проектов, реализуемых предприятиями в отраслях лесной промышленности и направленных на модернизацию, расширение производства, запуск нового производства, в том числе с импортозамещающим потенциалом. Согласно условиям программы заём может быть предоставлен на сумму от 5 до 100 млн рублей, срок до 5 лет, под 4-5 % годовых.
Также в целях оказания поддержки предприятиям ЛПК реализуется совместная программа с Фондом развития промышленности (г. Москва) "Проекты лесной промышленности" с суммой займа от 20 до 100 млн рублей, на срок до 3 лет, под 3-5% годовых.
Сохранение субсидий на компенсацию затрат на транспортировку грузов в составе обновленного нацпроекта "Международная кооперация и экспорт"
С сентября 2022 года в рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" регионального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" за счет средств краевого бюджета реализуется мера поддержки для предприятий лесной отрасли по содействию в организации и осуществлении транспортировки пищевых лесных ресурсов, а также древесины и изделий из нее, предназначенных для экспорта на внешние рынки, посредством софинансирования затрат субъектов МСП. Услуга оказывается Центром поддержки экспорта Красноярского края (далее - ЦПЭ) в Порядке, установленном постановлением Правительства Красноярского края от 09.06.2023 № 489-п.
Так в 2023 году на услугу по содействию в организации и осуществлении транспортировки продукции, предназначенной для экспорта на внешние рынки, оказываемую ЦПЭ предоставлено 30 млн рублей (возмещение до 80 % затрат, до границы, не более 880 тыс. рублей на 1 получателя поддержки). Услуга оказана 27 организациям лесного комплекса.
В 2024 году увеличен лимит на одного получателя данной меры поддержки с 880 тыс. рублей до 2 млн рублей (до 80 % от понесенных затрат, и не более 2 млн рублей на 1 получателя поддержки). Предусмотрено 30 млн рублей на оказание поддержки 15 предприятиям лесопромышленного комплекса экспортеров пищевых лесных ресурсов, а также древесины и изделий из нее.
С 2025 года вышеуказанная мера поддержки будет продолжена в рамках национального проекта "Международная кооперация и экспорт" регионального проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта", аналогичная сумма включена в проект закона Красноярского края "О краевом бюджете на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов" на оказание поддержки 15 предприятиям лесопромышленного комплекса.
3.2. Направить в Правительство Красноярского края, Законодательное Собрание Красноярского края предложения:
О принятии нормативного акта, предусматривающего предоставления субъектам лесной промышленности, являющимся арендаторами лесных участков для заготовки древесины, отсрочки по уплате арендной платы в краевой бюджет на срок не менее 12 месяцев.
Законом Красноярского края была предусмотрена мера поддержки в виде отсрочки по внесению арендной платы за использование лесов для заготовки древесины, начисляемой за период с 01.03.2022 - 31.12.2022, на срок 12 месяцев - до 31.03.2023.
Также Законом Красноярского края от 06.04.2023 № 5-1689 "О государственной поддержке субъектов лесной промышленности в Красноярском Крае" данная мера была продлена до 01.12.2023.
На территории Красноярского края поддержка была предоставлена 20 организациям по 28 договором аренды с общей суммой отсроченной задолженности 481,4 млн рублей.
Данная мера поддержки помогла некоторым лесопользователям распределить высвободившиеся денежные средства на заготовку древесины, освоение новых рынков сбыта продукции, сохранить имеющиеся рабочие места, а также создать дополнительные, направленные на переработку заготавливаемого сырья.
Однако, к моменту окончания действия данной меры в лесопромышленной отрасли хотя и наблюдалась положительная динамика, но ситуация на рынках сбыта оставалась не стабильной и не способствовала тому, чтобы организации, получившие поддержку, смогли погасить в полном объеме сумму отсроченных арендных платежей.
По состоянию на 01.10.2024 в бюджет Красноярского края поступило 60,8 млн рублей от 14 организаций (по 20 договорам). От 6 организаций (по 8 договорам) сумма отсроченной задолженности по арендной плате в размере 420,6 млн рублей не погашена. В настоящее время данная сумма задолженности взыскивается в судебном порядке.
При этом, 4 из 20 договоров аренды, по которым предоставлена отсрочка, расторгнуты, в связи с длительным периодом неоплаты арендных платежей по причине ухудшения финансового положения арендаторов.
В связи с указанным, а также учитывая общую сумму задолженности по арендной плате в краевой бюджет, считаем данную меру поддержки экономически нецелесообразной.
- О создании в Красноярском крае специализированной клиринговой организации, которая будет осуществлять взаиморасчеты между субъектами хозяйственной деятельности России и Китая.
Деятельность клиринговых организаций регулируется Федеральным законом от 07.02.2011 № 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте".
В соответствии со статьей 2 указанного закона клиринговая организация -- юридическое лицо, осуществляющее деятельность по определению подлежащих исполнению обязательств, возникших из договоров, в том числе в результате осуществления неттинга обязательств, и подготовке документов (информации), являющихся основанием прекращения и (или) исполнения таких обязательств, а также обеспечению исполнения таких обязательств.
Порядок лицензирования Банком России клиринговой деятельности, в том числе перечень документов, которые соискатель представляет в Банк России для получения соответствующей лицензии, установлен частью 3 статьи 26 Федерального закона от 07.02.2011 № 7-ФЗ и Положением Банка России от 22.09.2022 № 805-П "О порядке лицензирования Банком России бирж, торговых систем и клиринговых организаций, порядке ведения Банком России реестра лицензий бирж и торговых систем, реестра лицензий на осуществление клиринговой деятельности и порядке представления выписок из указанных реестров".
Реестры опубликованы на официальном сайте Банка России в разделе "Документы и данные". Так по состоянию на 18.10.2024 в реестр вошли 9 организаций с указанием их данных (название, телефон, электронная почта, сайт, адрес).
В случае, если организация запланирует вести клиринговую деятельность на территории Красноярского края, то ей необходимо обратиться в Банк России для получения лицензии на данный вид деятельности.
Дополнительно сообщаем, что предприятиями лесопромышленного комплекса востребованы следующие меры государственной поддержки:
реализация приоритетных инвестиционных проектов в целях развития лесного комплекса. В настоящее время на территории края реализуется 11 приоритетных инвестиционных проектов в целях развития лесного комплекса, 12 приоритетных инвестиционных проектов в целях развития лесного комплекса были успешно завершены на основании приказов Минпромторга России (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 № 190);
компенсация части затрат на транспортировку продукции (в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2022 № 1347) получили в 2023 году 3 предприятия лесопромышленного комплекса в общем размере 1,4 млрд рублей (всего было подано 26 заявок от 24 предприятий на общую сумму 2,43 млрд рублей), в 2024 году 2 предприятия получили поддержку в размере порядка 0,32 млрд рублей (всего было подано 25 заявок от 25 предприятий на общую сумму 1,88 млрд рублей);
займы от Государственный фонд развития промышленности Красноярского края за 2022 - 2023 годы 3 предприятия лесопромышленного комплекса получили займы на льготных условиях в общем размере 300 млн рублей;
компенсация части затрат на транспортировку лесной продукции за счет средств краевого бюджета для субъектов малого и среднего предпринимательства, так в 2023 году получили 27 субъектов МСП в размере 19,3 млн рублей, в 2024 году 15 субъектов МСП в размере 26,5 млн рублей;
в рамках субсидии бюджетам муниципальных образований на реализацию муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства в целях реализации инвестиционных проектов субъектами малого и среднего предпринимательства в приоритетных отраслях (предоставляемые в соответствии с государственной программой Красноярского края "Развитие малого и среднего предпринимательства и инновационной деятельности", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 505-п) в 2023 году 2 субъекта МСП в лесной отрасли получили субсидии в размере 8 млн рублей каждый.
Автор:
Владимир Пантелеев
Сергей Орловский
18:09, сегодня
Лесозаводы уничтожили, заводы лесных машин снесли, всё оборудование в металлолом сдали. Сколько за это миллионов получили исполнители- очень много- до сих пор живут припеваючи. А теперь снова возрождать? Неужели не хотят наказать разваливших и уничтоживших отрасль Или богатые сраму не имут, а деньги не пахнут