На конференции в Красноярске обсудили перспективы применения цифровых технологий на пассажирском транспорте

16:08, вчера
0 261
Пресс-служба ОАО "Автоколонна 1967"

На прошлой неделе в Красноярске прошла научно-практическая конференция "Перспективы применения цифровых технологий для обеспечения безопасности и качества услуг по перевозке пассажиров. Практический опыт ОАО "Автоколонна 1967".

Первый день её проходил в академической обстановке в Политехническом институте Сибирского федерального университета, второй день её участники провели на транспортных предприятиях Красноярска, знакомясь с тем, как на берегах Енисея решают проблемы перевозок пассажиров автобусами, обеспечивают их доступность, качественность и безопасность.

Участники

Основной костяк участников мероприятия был представлен руководителями транспортных компаний. Крупная делегация приехала из Кузбасса -- как из Кемерова, областной столицы, так и из Новокузнецка. Директора автотранспортных компаний и автовокзалов прикатили из Томска, Новосибирска, Барнаула, а также городов красноярского региона -- Ачинска, Енисейска и других. Президент Российского автотранспортного союза, главного инициатора конференции, Олег Старовойтов прилетел из Москвы.

А вот китайской делегации совсем не потребовалось торить дорогу через границу. Она, включая заместителя главного конструктора компании Yutong, крупнейшего в мире производителя автобусов и электробусов, живёт в краевой столице, по существу, на постоянной основе, так как занимается созданием сервисного центра по обслуживанию своих автобусов на берегах Енисея.

Руководители федеральных ведомств -- Росавтотранса (структуры Минтранса РФ, непосредственно задающей правила игры на рынке автобусных перевозок) и Ространснадзора, контролирующего автоперевозчиков,-- участвовали в конференции дистанционно. Причём делали они это не ради галочки, выступив и убежав по своим делам, а реально отсидели за мониторами компьютеров до самого конца официальной части первого дня конференции. Более того, под его занавес им пришлось отвечать отнюдь не на благостные, а на вполне злободневные вопросы участников рынка.

Конференция прошла под знаком юбилея ОАО "Автоколонна 1967", которому в этом году исполнилось 30 лет с момента акционирования. Выступив главным партнёром мероприятия, эта компания фактически отчитывалась за пройденный ею путь по тернистой дороге рынка.

Что прописано в законе

Советник губернатора края Анатолий Матюшенко, открывая конференцию, передал от имени своего патрона пожелания её участникам плодотворной работы и выразил надежду, что вопросы, вынесенные на обсуждение, реально получат своё решение как можно быстрее.

Основания для этого у него были вполне веские. В своё время, в депутатскую пору, возглавляя комитет по промышленности Законодательного Собрания Красноярского края, он ещё в июне 2016 года выступил инициатором специального заседания в региональном парламенте, посвящённого внедрению опыта ОАО "Автоколонна 1967".

Более того, в принятом в марте 2017 года законе "Об организации транспортного обслуживания населения Красноярского края" есть специальная статья 21. Она предусматривает создание автоматизированной информационной системы интеграции информации о регулярных перевозках автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам.

Как прописано в законе, эта автоматизированная система призвана обеспечивать не только повышение доступности транспортного обслуживания населения, создавать равные условия для перевозчиков, но и способствовать совершенствованию маршрутной сети. Благодаря ей граждане должны получить свободный доступ к информации "о наличии свободных мест в транспортном средстве на межмуниципальных маршрутах" и возможности для бронирования билетов "в том числе при посадке из промежуточного остановочного пункта".

В конечном итоге цифровизация управления пассажирским транспортным потоком позволит не только поднять качество перевозок, но и стать фактором увеличения налоговых поступлений в бюджетную систему региона.

Прозрачность перевозок - веление времени

Вообще, тема нестыковок существующей нормативно-правовой базы с реальной практикой автобусных перевозок стала одной из стержневых на конференции.

По словам президента Российского автотранспортного союза Олега Старовойтова, на прошлогоднем заседании Государственного Совета при президенте России было уделено немалое внимание корректировкам имеющегося законодательства в этой области. В частности, была затронута тема повышения прозрачности перевозок пассажиров. С этой точки зрения опыт Автоколонны 1967 является очень даже актуальным.

Первый заместитель генерального директора ФБУ "Роставтотранс" Евгений Мошин и начальник управления по взаимодействию с регионами этой организации Максим Задремайло основное внимание в своих выступлениях уделили вопросам работы перевозчиков с цифровой информационной системой своего ведомства по инициированию включения в реестр новых автобусных маршрутов.

Руководитель МКУ "Красноярскгортранс" Татьяна Войчишина рассказала об опыте муниципальных транспортных предприятий краевого центра по внедрению цифровых технологий. Как стало ясно из её выступления и ответов на вопросы, с материальной базой у муниципальных предприятий нет проблем. Есть и новые автобусы, и электробусы. Однако с кадрами имеются существенные проблемы. Штат водителей не заполнен на 30 процентов.

Навстречу цифровой зрелости

Сразу три доклада, а точнее -- четыре представила на конференции Автоколонна 1967 о своём опыте цифровизации информационных потоков и об управлении перевозочным процессом.

С заглавным докладом выступил гендиректор предприятия Михаил Ильянков, затем выступили его заместитель Анна Парфирова, а также начальник отдела информационного обеспечения автоколонны Алексей Гордиенко. Александр Фадеев, научный идеолог и главный разработчик проекта по созданию технологии информационного обеспечения качества и безопасности пассажиров на предприятии, был обозначен в материалах конференции как профессор кафедры транспорта Политехнического института СФУ.

Не буду давать подробную характеристику этим выступлениям, тем более, что сам проект подробно расписал в последнем своём материале "Безопасность пассажиров -- главная тема" (см. "КР" за 18 сентября 2024 года). Остановлюсь лишь на одном, весьма значимом с моей точки зрения, аспекте. А именно -- актуальности и своевременности наработок Автоколонны 1967.

В июле 2023 года было принято постановление российского правительства, согласно которому обновлены показатели, по которым оценивают эффективность деятельности губернаторов. Есть там и про автобусы. Отныне показателями, характеризующими результативность исполнительной власти регионов при расчёте показателя "Цифровая зрелость", станут: доля автобусов, оснащённых системами безналичной оплаты проезда; доля автобусов, в отношении которых доступна информация об их реальном продвижении по маршруту; доля автобусов, имеющих системы видеонаблюдения в салонах, соответствующие требованиям о защите персональных данных.

Все эти наработки уже давно внедрены в Автоколонне 1967.

Интеграция - ключевое направление

Программные продукты, используемые Автоколонной 1967, защищены авторскими свидетельствами, но имеют открытый исходный код. То есть их сравнительно нетрудно, а следовательно, не за очень большие деньги можно интегрировать в другие, в том числе и всероссийские сервисы.

Между прочим, такая задача тоже ставится официально утверждёнными документами по цифровизации страны. В 2030 году доля данных из информационных ресурсов центра управления регионом в сфере дорог и общественного транспорта, передаваемых в ситуационно-информационный центр Минтранса России, должна стать стопроцентной.

Пока же на местах по этой части разброд и шатания. Приведу весьма любопытный пример, рассказанный на конференции Александром Фадеевым. Наиболее популярный автобусный рейс из Красноярска в Томск отправляется поздним вечером, а утром прибывает в место назначения. Глубокой ночью он останавливается на автостанции Мариинск, что в Кемеровской области. Автостанция закрыта.

Как потенциальному пассажиру купить билет, если региональные системы автобусных компаний Кемеровской области и Красноярского края перестали быть совместимыми, и по чьей-то прихоти красноярцы теперь могут продавать билеты на свои автобусы только при их следовании из населённых пунктов Красноярского края? К тому же и Ространснадзор усмотрел какое-то нарушение в том, что билеты продаются близ автобуса, и запретил такую практику.

Никак. Люди ищут для решения своих задач нелегальный транспорт. В то же время все водители Автоколонны 1967 имеют возможность через специальное приложение в смартфоне или планшете продавать легально билеты пассажирам из тех регионов, которые имеют общую базу данных с автобусными компаниями Красноярского края.

Как я считаю, краевому Минтрансу необходимо, пожалуй, заняться расшивкой подобных узких мест во взаимоотношениях местных автоперевозчиков с другими регионами.

О стандартах и планах

Последний докладчик на конференции, доцент кафедры транспорта Политехнического института СФУ Евгений Фомин рассказал о том, как по линии его кафедры идёт работа над созданием регионального стандарта транспортного обслуживания населения и регионального комплексного плана транспортного обслуживания.

Необходимость разработки этих документов вызвана правительственными распоряжениями, вышедшими осенью прошлого года, и соответствующими поправками в российском законодательстве. Каждый регион имеет свою специфику. Поэтому и принято решение на федеральном уровне, чтобы каждый из них имел свои соответствующие нормативные акты, причём с объёмами работ и цифрами по финансированию по их реализации, расписанными на пятилетний срок по годам.

По словам Евгения Фомина, в этой работе представляемый им научный коллектив опирается на данные системы мониторинга Автоколонны 1967. Потому что необходимую информацию, как он прямо сказал, "у нас в крае больше взять не откуда".

Участник конференции, заведующий кафедрой логистики Красноярского государственного аграрного университета, член-корреспондент Российской инженерной академии Валерий Лукиных, комментируя специально для "Красноярского рабочего" итоги конференции, отметил, что опыт Автоколонны 1967 по применению цифровых технологий для обеспечения безопасности и качества услуг по перевозке пассажиров, безусловно, нуждается в масштабировании. Однако добавил, что для этого требуется поддержка федеральных и региональных органов власти.

Автор:

Владимир Пантелееев