Из редакционной почты: "Нужна ли России деприватизация?"

28.04.2024 10:05
0 12692

Помощник президента России по экономическим вопросам (бывший министр экономики) Максим Орешкин заявил, что, дескать, государство является плохим собственником.

Данное высказывание звучит в унисон тому, что мы слышали из уст министра финансов РФ Антона Силуанова и председателя Центробанка России Эльвиры Набиулиной. Они говорят, что деприватизацию - передачу предприятий в руки государства - проводить в стране не надо.

Согласиться с этими утверждениями сложно. Знаю предпринимателей, которые трудятся на благо России и народов, населяющих страну. Но нельзя класть все яйца в одну корзину. И за рубежом, и у нас сейчас, и тем более в СССР подавляющее число государственных предприятий работали и работают успешно!

Многолетний опыт деятельности госкомпаний накоплен в Норвегии, Китае и России. "Росатом", например, показывает хорошие экономические и технические результаты. Он работает и за рубежом: в Бангладеш, Индии, Турции, Венгрии. Намерен начать разработку месторождений урана в Танзании и Намибии.

Вернусь к частнику. Понятно, что далеко не каждый может стать предпринимателем и иметь свой бизнес. Кому-то это дано, а кому-то нет. Вспомним 1990-е годы. Ринулись люди в торговлю, стали челноками. У меня сестра взяла в аренду контейнер на центральном рынке Красноярска и начала торговать. Но дело шло вяло, у неё не было в характере тех качеств, которые необходимы тем, кто торгует. Её не раз обманывали и покупатели, и более опытные торговки. Прогорела. Пошла работать администратором в гостиницу, как ей и советовал. Там у неё всё получилось.

В 1985-м мне довелось побывать в Марселе, портовом городе Франции. Разговаривал с хозяином магазинчика, который торговал зеленью и овощами. Говорили с помощью переводчика. Выяснилось, что этим магазинчиком владели его прадед, дед и отец.

Распорядок работы достаточно чёткий. В 3 часа ночи надо ехать на оптовый рынок, закупать товар, затем, в 6-7 утра, товар должен быть разложен на прилавке - выставлен для продажи. Магазин работал без выходных и перерывов на обед и отдых до позднего вечера. Отпуска нет, так как нельзя закрывать заведение, иначе потеряешь клиентов. Хозяин признался, что такой ритм жизни его устраивает, и сыновья будут так же работать.

И это вполне понятно. И у нас в стране немало таких трудолюбивых и погружённых в своё дело предпринимателей. Но мы все разные. Одни хотят стоять у станка, работать на заводе, на конвейере. Отработал 8 часов на предприятии - и с чувством выполненного долга иди домой к семье. Другие хотят работать индивидуально, продвигать свои идеи, проявлять творчество и умение, находить в этом радость бытия. Так было и так будет. Каждому - флаг в руки.

В начале 20-х годов прошлого века в СССР проводилась новая экономическая политика (НЭП). Она дала хорошие результаты. Частный капитал ускорил экономический рост, создал новые рабочие места. И в период правления И. В. Сталина в стране действовали артели, кооперативы. Почти 11 процентов ВВП - внутреннего валового продукта - производились частниками. Даже в годы Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде артель выпускала снаряды.

В своё время, в начале 90-х годов прошлого века, будущий академик Сергей Глазьев трудился в составе правительства Егора Гайдара. Ушёл по собственному желанию через полтора года работы. Совесть не позволила быть в команде Гайдара, как он сам говорил. В кабмине не было опытных людей, знающих производство, были лишь разрушители. Они не знали, как выращивают хлеб, как добывается руда, выплавляется металл, изготавливаются машины и механизмы, как лечат людей, учат детей.

Эти люди не имели понятия, как и чем должна жить страна. У Гайдара на всё был один лозунг: "Бизнес сам всё расставит по своим местам. Меньше государства - больше свободы предпринимателям". Похоже, пагубность этого утверждения отчётливо проявилось в период проведения СВО - специальной военной операции.

В 90-е годы прошлого столетия, когда упор делался на преступную, как сейчас выясняется, приватизацию, многие предприятия военно-промышленного комплекса (ВПК) попали в частные руки. Так, значимый для государства "Оргсинтез" из города Волжского в 1990-е незаконно приватизировали. Он выпускал, помимо широкой линейки номенклатуры, анилин, который является основой для производства взрывчатки, пластика и многого ещё чего.

Выпуск анилина достигал 90 процентов всего российского производства этого вещества. Сейчас 100 процентов акций предприятия числятся за пятью иностранными кампаниями, зарегистрированными на Кипре. В совет директоров входят в том числе граждане Германии. В 2016-м завод прекратил выпуск анилина. Россия стала покупать этот продукт за рубежом. Только сейчас "Оргсинтез" национализировали.

Схема, по которой 30 лет назад разоряли и приватизировали сотни заводов, следующая. Комитет по управлению госимуществом (Анатолий Чубайс) поручал кому-либо создать АО (владельцы завода получали право делать, чего захотят). В итоге разрывались связи с другими предприятиями, раздроблялись цеха, участки, да и всё производство.

Как правило, станки и оборудование продавали на металлолом, а производственные помещения сдавали в аренду под склады и торговые точки. Так произошло, например, с Ивановским заводом тяжёлого станкостроения (станки - решающее звено в выпуске продукции). В настоящее время прокуратура возбудила дело по возврату завода в госсобственность.

В 2023-м Арбитражный суд Пермского края признал незаконной приватизацию Губахинского химического завода - крупнейшего производителя метанола и формалина. В собственность государства перешла "Северная верфь" из Санкт-Петербурга. Идёт процесс по возвращению Челябинского электрометаллургического и Климовского патронного заводов. В рамках деофшоризации экономики суды уже удовлетворили более 24 тысяч исков, касающихся незаконной утраты госсобственности на сумму более 187 миллиардов рублей.

Есть опасения, что возвращение незаконно приватизированных предприятий в конечном итоге приведёт к переделу собственности. Так как к переделу могут быть допущены только избранные, обладатели больших связей в высших эшелонах власти. По Максиму Орешкину - "хорошие собственники".

В СМИ мелькают предложения объявить мораторий на повторную приватизацию национализированных активов лет на 5-10. А за это время создать механизм, позволяющий всем гражданам России стать акционерами этих кампаний. Можно акциями вернуть вклады советского Сбербанка и так далее.

К месту будет сказать, что около 20 бизнесменов, имеющих миллионные состояния, отказались от российского гражданства. Вот такие они "хорошие собственники и патриоты России"...

Считаю нужным затронуть ещё одну тему. В уставе всех предприятий, в том числе и в тех, кто обеспечивает жилой фонд, детсады, школы и больницы теплом, водой и другими коммунальными услугами, первый пункт звучит так: получение прибыли. Если прибыли нет, частник должен закрываться, банкротиться, перепрофилировать свою деятельность.

А как себя будут чувствовать люди, в том числе старики, дети, больные в холодных помещениях, без воды и с грудой мусора за дверями? Тем более в нашей стране, где зима длится 6 -10 месяцев в году? Это же смерти подобно. Считаю, что предприятия жизнеобеспечения должны быть в руках государства.

Председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко заявила: "Надо переосмыслить систему управления ЖКХ. В 90-е годы старались делать всё, чтобы создать новые бизнесы, и всё прибрали к рукам. Кроме недовольства жителей по всей России, я ничего доброго в адрес управляющих компаний не слышала".

Частным управляющим компаниям выгодно работать прежде всего с новыми домами, новым жилым фондом, который не требует больших затрат на содержание, а также с домами элитных классов, собственники которых готовы платить по повышенным тарифам. А вот от старых домов с изношенными коммуникациями УК стараются избавиться. Им это получается экономически невыгодно, да и много хлопот.

На заседании в Совете Федерации вспоминали советские времена. Конторы ЖКХ были государственными и не являлись бизнесом. Работали сантехники, слесари, инженеры. Дом жил. Нынешняя система лицензирования управляющих компаний, по сути, провалилась. Наличие лицензии не гарантирует хорошую работу УК.

Во многом успех любого предприятия, любого коллектива зависит от руководителя. Хороший руководитель - это "штучный продукт". Его надо растить и готовить. Желательно, чтобы он прошёл путь рабочего, мастера, начальника участка, цеха - то есть всю производственную цепочку, чтобы у него был авторитет в коллективе. Чтобы он постоянно повышал свой интеллект, производственный уровень, культурный. Был предметом подражания! Проявлял заботу о работающих. Тогда будет и успех! А сейчас на многих предприятиях не руководители, а менеджеры. И этим всё сказано.

Невежество руководителей, чиновников сделалось активным и даже агрессивным в период Ельцина, Гайдара, Чубайса. Своими действиями они ослабили нашу Родину. Но мы победим!

"СССР нуждался в лечении, но под видом врачей пришли убийцы",- сказал поэт и писатель Тимур Зульфикаров. Добавить нечего.

Красноярск.

Автор:

Николай Фёдоров, преподаватель.