Безопасные и качественные дороги: приоритет или нет?

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

26.12.2018 08:47
0

Читать все комментарии

428

Более пятнадцати миллиардов рублей в уходящем году было израсходовано на содержание, ремонт и строительство дорог в Красноярском крае. Столько же денег на эти цели планируется выделить и в 2019 году. За тем, насколько эффективно тратятся в дорожной отрасли бюджетные средства, пристально следит Счётная палата края. О результатах некоторых проверок контрольного органа мы решили поговорить с его аудитором Дмитрием ВОРОПАЕВЫМ.

- Дмитрий Владимирович, скажите, сумма в пятнадцать миллиардов рублей, которые ежегодно перечисляются на дороги Красноярья,- это много или мало?

- Хочется сказать, что денег много не бывает, но я напомню, что в крае протяжённость автомобильных дорог, не считая автозимников, составляет четырнадцать тысяч километров. Ежегодно на их содержание и ремонт направляется чуть больше половины из пятнадцати миллиардов рублей, остальные деньги расходуются на строительство новых трасс.

Проверки Счётной палаты края показали, что такой уровень финансирования содержания и ремонта автодорог края позволяет лишь поддерживать их текущее состояние. Основной вывод по итогам наших контрольных мероприятий заключается в том, что региональной дорожно-строительной отрасли требуется трёхкратное увеличение финансирования.

В данный момент на содержание краевых автодорог фактически направляется только 29 процентов средств от норматива, на ремонт - 47 процентов. В муниципальных образованиях этот вопрос стоит ещё более остро - там обеспечение дорожной сети составляет всего 10-15 процентов от потребности. При этом федеральный бюджет не обеспечивает финансирование мероприятий по содержанию и ремонту федеральных трасс на 100 процентов.

То же самое можно сказать и о дорожной разметке, которая является одним из основных факторов безопасности дорожного движения. Из краевого бюджета на маркировку региональных дорог фактически выделяется лишь 32,7 процента от потребности, затраты местных бюджетов составляют всё те же 10-15 процентов от необходимого объёма.

Недостаточность средств приводит к тому, что на краевых и муниципальных автодорогах в большинстве случаев разметка наносится краской, а не более долговечными материалами, такими как термо- и холодный пластик или полимерные ленты.

При этом нужно чётко понимать, что некачественное дорожное покрытие - так же, как и исчезающая разметка - всерьёз поднимают вопрос о безопасности транспортных магистралей для жителей края.

- Но почему так происходит? Как получилось, что краевые трассы оказались настолько хуже финансово обеспечены, чем федеральные?

- С 2012 года основным источником финансирования дорожной деятельности в крае является Дорожный фонд. Более двух третей его доходов формируют поступления от акцизов на нефтепродукты и транспортный налог. При этом, при полной собираемости по акцизам, уровень уплаты транспортного налога, особенно со стороны физических лиц, остаётся довольно низким (до 80 процентов). Администрированием налоговых поступлений занимается Управление Федеральной налоговой службы России по краю, которое ежегодно фиксирует недоимку по транспортному налогу в размере около двух миллиардов рублей.

Ещё более существенное влияние на размеры пополнения Дорожного фонда края оказывает государственная налоговая политика. В части акцизов, относящихся к федеральным налогам, наблюдается ежегодное изменение подходов - и нормативы, и доли распределения средств варьируются не в пользу краевого бюджета.

Прозрачная методика распределения доходов от акцизов на федеральном уровне отсутствует, и в конечном итоге край имеет хроническое недофинансирование дорожной отрасли. Кроме того, изымая налоговые доходы, формирующие региональный Дорожный фонд, Федерация часто возвращает их краю в качестве субсидий, которые носят целевой характер и предусматривают обязательное софинансирование из краевого бюджета, что не всегда совпадает с интересами региона в развитии дорожной отрасли.

- А что вы можете сказать о тех, кто краевые дороги строит? У нас есть предприятия, которые отвечают современным требованиям?

- Счётная палата края проверила финансово-хозяйственную деятельность государственных предприятий Красноярского края, функционирующих в сфере дорожной деятельности, в числе которых - краевая Дорожно-эксплуатационная организация, более известная как "КрайДЭО", компании "Лесосибирск-Автодор" и "ДРСУ-10", а также Ачинское, Большемуртинское, Балахтинское и Каратузское дорожные ремонтно-строительные управления. По результатам наших контрольных мероприятий можно с уверенностью сказать, что в целом краевые госпредприятия дорожной отрасли являются стабильно работающими, их техническая оснащённость, производственная мощность, квалификация персонала, имеющаяся ресурсная база и компетенции позволяют наращивать объёмы осуществляемых дорожных и иных работ.

Региональной дорожно-строительной отрасли требуется трехкратное увеличение финансирования. По результатам наших контрольных мероприятий можно с уверенностью сказать, что в целом краевые госпредприятия дорожной отрасли являются стабильно работающими

Мы увидели, что, несмотря на отсутствие достаточного финансирования, показатели деятельности этих предприятий демонстрируют положительную динамику. Предприятия имеют вспомогательные производства асфальтобетонной смеси, карьеры, производства щебёночной и гравийно-песчаной продукции, битумных эмульсий для обеспечения собственных нужд, что помогает им в оптимизации расходов.

Счётная палата края не раз обращала внимание на то, что дальнейшее развитие госпредприятий связано с повышением эффективности их деятельности за счёт внутренних резервов, но в ещё большей степени зависит от финансового обеспечения дорожных работ.

В настоящих условиях существенное значение для краевых предприятий имеет их участие в содержании и ремонте федеральных автотрасс, которые на 100 процентов финансируются по федеральным нормативам, кратно превышающим краевые.

- То есть вы следили за недавней историей, когда Ачинское и Балахтинское ДРСУ сначала проиграли конкурс на обслуживание федеральных дорог, а потом всё же получили на это право?

- Не только следили, но и были активными участниками процесса задолго до этой истории. Именно Счётная палата предупреждала о существующих рисках укрепления позиций и дальнейшего расширения сферы деятельности компаний-конкурентов из Новосибирской области в ущерб интересам краевых предприятий дорожной отрасли. Кроме того, в качестве одной из мер повышения эффективности деятельности краевых госпредприятий мы рекомендовали увеличить срок действия заключаемых долгосрочных государственных контрактов на содержание автомобильных дорог до 5 лет.

Важно, что наши мероприятия, проведённые совместно с правоохранительными органами, позволили отстоять интересы краевых предприятий, и очень хорошо, что теперь трассу Р-257 "Енисей" Красноярск - Абакан - Кызыл - Чадан - Хандагайты - граница с Монголией на участке в 430 километров в ближайшие 5 лет будут обслуживать специалисты Балахтинского ДРСУ, а выполнение работ по содержанию автодороги Р-255 "Сибирь" Новосибирск - Кемерово - Красноярск - Иркутск на участке в 255 километров возложено на специалистов Ачинского ДРСУ. Цена двух контрактов - около 5 миллиардов рублей.

Однако риски до сих пор остаются - с учётом жёстких требований, предъявляемых к содержанию федеральных дорог, и существующего противостояния на этом рынке, не исключена возможность сознательных действий по дискредитации краевых предприятий с предъявлением им соответствующих штрафных санкций.

- Тем не менее пока давайте порадуемся победе наших дорожников, так же как и за жителей краевого центра. В последнее время Красноярск заметно преобразился, в том числе и за счёт дорожного ремонта, и в связи с появлением новых транспортных развязок. Как Счётная палата края оценивает изменения транспортной инфраструктуры города?

- Конечно, своему преображению Красноярск во многом обязан Всемирной зимней универсиаде 2019 года. Улично-дорожная сеть города получила комплексное обеспечение всеми необходимыми элементами, включая разметку, дорожные знаки и светофоры. Кроме этого, в краевом центре появились транспортная развязка в микрорайоне "Тихие Зори" и новая автодорога в створе улицы Волочаевской, которая привела к перераспределению транспортных потоков - к большей загрузке Николаевского моста и разгрузке центра города.

Счётная палата края провела анализ хода реконструкции и строительства этих объектов, а также проверку дорожных работ на всех этапах их проведения в городе Красноярске, в том числе качества применяемых дорожно-строительных материалов и используемых технологий производства. В ближайшее время отчёт о контрольном мероприятии будет рассмотрен депутатами Законодательного Собрания края на заседании профильного комитета.

- Важность дорожной отрасли для такого большого региона, как наш, очевидна, поэтому наверняка в следующем году Счётная палата края продолжит свою работу по контролю за расходованием бюджетных средств в этой области. Какие проверки ждать?

- По окончании Всемирных студенческих игр мы вернёмся к мониторингу использования средств, направленных на строительство объектов транспортной инфраструктуры Универсиады 2019 года в городе Красноярске. Кроме того, обязательно посмотрим динамику результатов финансово-хозяйственной деятельности краевых госпредприятий дорожной отрасли и, безусловно, проверим очередной этап реализации в крае приоритетного проекта "Безопасные и качественные дороги". Кстати, мы приглашаем к сотрудничеству красноярцев - уже сейчас на официальном сайте Счётной палаты края можно пройти опрос и оставить своё мнение о качестве ремонта городских дорог.

- Успехов вам в работе! Спасибо за интервью.


.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры