Специалисты советуют, что нужно учитывать при выборе семян картофеля

24.04.2023 21:02
2 16475
Управление Россельхознадзора по Красноярскому краю

Наступает, наконец-то, настоящая весна. Поэтому нужно заранее позаботиться о семенах картофеля. Посадочная пора не за горами.

Специалисты управления Россельхознадзора по Красноярскому краю рекомендуют покупать семенной картофель только в специализированных магазинах или в семеноводческих хозяйствах. Там можно ознакомиться с документацией, где указано, что продукция соответствует ГОСТУ, а также проверена на наличие заболеваний.

В соответствии с требованиями ГОСТ 33996-2016 "Картофель семенной. Технические условия и методы определения качества" для использования в производстве и торговом обороте допускается семенной картофель сортов, внесённых в государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию.

В нашем регионе при выборе сорта нужно отдавать предпочтение районированным, то есть допущенным к использованию в Восточно-Сибирском регионе. Это такие сорта картофеля, как "Аврора", "Алёна", "Антонина", "Арамис", "Ароза", "Балтик Роуз", "Борус-2", "Былина Сибири", "Вармас", "Весна белая", "Волжанин", "Вулкан", "Гала", "Кемеровчанин", "Коломба", "Колымский", "Королева Анна", "Красноярский ранний", "Лина", "Луговской", "Любава", "Маделине", "Маламур", "Миа", "Мустанг", "Накра", "Памяти Рогачёва", "Полёт", "Пушкинец", "Ред леди", "Розара", "Сарма", "Северный", "Танай", "Тулеевский", "Тулунский ранний", "Фелокс", "Хозяюшка", "Чароит", "Югана", "Якутянка".

Специалисты управления Россельхознадзора напоминают о том, что, выбирая посадочный материал, нужно обращать внимание не только на вкус, цвет, урожайность, но и на то, где сорта районированы, а также на сроки созревания - ранний, средний, поздний.

Для нашего региона подходят ранние, среднеранние и среднеспелые сорта. При этом сроки созревания конкретного сорта могут варьировать в зависимости от температуры хранения семенного материала, способов подготовки клубней к посадке, климатической зоны.

В соответствии с требованиями вышеуказанного стандарта:

- клубни семенного картофеля должны быть здоровыми, целыми, с окрепшей кожурой, по форме и окраске типичными для соответствующего ботанического сорта, сухими, не проросшими (весной допускается наличие клубней с ростками длиной не более 5 миллиметров);

- не допускается наличие клубней с признаками "удушья", с ожогами, подмороженных, уродливых, с израстаниями и легко обламывающимися наростами;

- не допускается наличие разрезанных клубней, раздавленных, с ободранной кожурой;

- в семенном картофеле не должны присутствовать семена сорняков, имеющих карантинное значение для РФ;

- не допускается наличие вредителей и болезней, к которым относятся рак картофеля, бурая бактериальная гниль, чёрная ножка, различного типа мозаика, фитофтороз, чёрная парша, головня картофеля, золотистая картофельная нематода и другие.

Элитный семенной картофель - это высококачественный посадочный материал, не заражённый вирусами и бактериями. Из него вырастут здоровые растения, максимально отзывчивые на хороший уход и дающие высокий урожай качественных клубней.

Картофель первой репродукции - это семенной картофель, полученный в первый год после посадки элитных клубней. Такой посадочный материал также даёт хороший урожай, но болезни он начинает накапливать быстрее, чем картофель класса "элита".

Из картофеля второй и третьей репродукции также вырастает неплохой урожай, но через год-два переходит в категорию "продовольственного картофеля", у которого падает урожайность, теряются сортовые признаки и устойчивость к заболеваниям.

Правильно подобранный семенной картофель - залог успешного урожая.

По всем вопросам, возникающим при приобретении семян, можно обращаться в отдел по надзору в области семеноводства, безопасности и качества зерна управления Россельхознадзора по Красноярскому краю по телефону 8 (391) 226-69-01.

Николай Яковлевич

24.04.2023 21:48

Лет 8 назад, проезжая по трассе через деревню, увидел объявление о продаже картошки- и заехал. Купил за 150 рублей ведро крупной картошки, ее и оставили на семена. Желтая картошка уродилась крупной,( в лунке было по 40-45 средних клубней) растянула свои усы по участку, доставив небольшие трудности с копкой. Красные клубни тоже выросли, но в лунке поменьше- штук 15-18. Три выкопанных куста- ведро 15-литровое с горкой получалось.

Сергей Орловский

24.04.2023 23:38

Николай Яковлевич .Примерно в 1980-м году я с семьёй выехал на полевые работы, связанные с испытаниями новой мелиоративной техники, в деревню Крутая,  В середине мая мы с женой вспомнили, что пора сажать картофель, и в первое же свободное время выехали в город. Проезжая через деревню Сухая, что на свороте с дороги из Крутой на тракт, у последнего по правой стороне дома я заметил дряхлую маленькую худую старушку, в залатанной телогрейке, сидящую на лавочке у ведра с картошкой. Жена вспомнила, что семян на посадку у нас нет, и мы остановились.

Решили купить два мешка, и старушка пригласила меня в погреб, чтобы я помог ей набрать картофель и поднять его наверх. Накладывая мешки, я спросил старушку: - Сколько лет вам, бабуся?

- Восемьдесят, сынок. Совсем недавно исполнилось.

- А какая пенсия, бабушка, сколько платят?

- Нисколько, – ответила она.

- Как? - удивился я, - почему?

И она рассказала мне, что жила в маленькой деревне, где-то, кажется, за селом Агинским. Дети и муж погибли на войне. Она работала в колхозе. В войну, когда мужчины ушли на фронт, приходилось быть и трактористкой, и на комбайне. Потом у неё заболела жившая в деревне Сухой одинокая сестра, и она переехала к ней, чтобы помогать. Сестры не стало, и она на восьмом десятке осталась в её доме. Надо было оформлять пенсию, и ей сказали в Емельяново, что надо ехать в ту деревню, где она проработала всю жизнь, чтобы взять справку о стаже работы. Приехав, она узнала, что её маленькой деревни больше нет, колхоза тоже, и архивов не сохранилось.

- Так и осталась я без пенсии, – сказала мне старушка.

Приехав домой, я написал в газету «Красноярский рабочий» письмо, в котором изложил историю старушки, добавив далее, что у моей знакомой, Инны Меировны Астраханцевой брат с родителями уехал в Сан– Франциско. Там старики получили социальную пенсию (кажется – по 500 долларов), при этом ни дня не проработав в Америке.

 - Как же так получается? - написал я в конце письма, - «Родители Инны Астраханцевой, на дня не проработав, пенсию в Америке получают, а наша старушка, отдав Родине всё, живёт за счёт приусадебного участка, который возделывать ей уже не по силам.»

           И отправил письмо в газету.

В конце лета мы опять ехали из Крутой в город. И снова нам захотелось купить картошки у той же старушки. Остановились, стали насыпать из ведра в сумку. И хозяйка вдруг внимательно посмотрела на меня и спросила:

           - Не ты ли, сынок, бумагу властям написал про меня?

           - А что случилось?

- Да приехали власти из райкома и собеса Емельяновского, расспросили, что и как, про жизнь мою. Потом поговорили промежду собой и отвезли на своей машине в больницу районную. Там врачи посмотрели меня, прослушали, молоточком по коленкам постучали и выписали тут же вторую группу инвалидную. Сразу же проехали до собеса и пенсию оформили. Целых 40 рублей. Спасибо им и, наверно, тебе, сынок. Теперь заживу хорошо…

         Аж целых 40 рублей! – со стыдом подумал я и не признался старушке в писании. И, продолжая путь, подумал: газета правильно сделала, что не опубликовала моё письмо, а дала ему ход через властные инстанции, которые и оформили старушке пенсию единственно возможным быстрым путём. Наверное, им тоже стыдно стало.

А лет 10 спустя, проезжая через деревню Сухая, на месте её домика увидел я новое кирпичное кафе.