Как зимой избежать опасности на дорогах

26.12.2024 19:42
0 346
Владимир Евгеньев/Красноярский рабочий

На дороге существуют так называемые дорожные ловушки - ситуации обманчивой безопасности, в которых скрываются риски для водителей и пешеходов. Для каждого времени года характерны свои специфические особенности. Напомним о них.

Ловушки для водителей

С началом зимы и даже с первыми снегопадами не все водители вспоминают, что дистанция на заснеженной дороге имеет первостепенное значение. В снег, гололед или дождь стоит держать увеличенную дистанцию, а перестраиваться в таких условиях придется с еще большей осторожностью. Спуски зимой становятся опасным аттракционом: мосты и путепроводы буквально "собирают" аварии с невнимательными водителями. Зимой на спуске легко допустить распространенную ошибку. Не сообразив вовремя, начать тормозить в повороте. Это может привести к заносу. Водителю, который еще не проехал "достаточно зим", лучше отработать технику выхода из заносов вместе с инструктором по вождению или с другим опытным водителем. Грамотное вождение при заносах - навык, который может спасти жизни вам и другим людям на дороге.

Учитывайте, что даже ровная снежная трасса становится дорожной ловушкой, если вас на ней обгоняют на высоких скоростях. Снег и грязь из-под чужих колес может оказаться на лобовом стекле в самый неподходящий момент.

Подъемы на загруженных трассах тоже способны стать целым автомобильным приключением, особенно если вы оказались в заторе за грузовиком или фурой. В такой ситуации всегда стоит учитывать пробуксовку тяжелой машины: при трогании с места она может соскользнуть назад и подмять стоящие позади авто.

В городе зима тоже "расставляет" дорожные ловушки водителям. В сильную метель коммунальные службы могут не успеть привести город в порядок, и даже дисциплинированные автомобилисты нарушают правила в снежном хаосе. Знаки парковки для инвалидов заносит снегом, двойная сплошная покрывается настом, и кто-то обязательно на этом попадется. На знакомых дорогах водители, как правило, уже знают наизусть все знаки и разметку, а вот в новых местах в сложных погодных условиях стоит быть внимательнее и лучше перепроверять каждый свой маневр. Юридически от выписанного штрафа можно защититься, если доказать фото- и видеоматериалами, что разметка или знак действительно были нечитаемыми из-за непогоды.

В крупных городах трамвайные рельсы со снегом и слякотью от реагентов превращаются в длинный скользкий элемент, на котором машина плохо тормозит. Учитывайте коварство зимних трамвайных рельсов, если путь лежит прямо по ним или пересекает их.

Зимой приходится более тщательно ухаживать за автомобилем из-за потенциальных штрафов в том числе. Залепленные снегом номера, упавший лед с крыши автомобиля - все это может стать основанием для штрафа. В российских правилах дорожного движения запрещена стоянка с работающим двигателем в жилых зонах, в дворовых территориях. Зимой это фактически означает запрет на прогрев двигателя в холода. За прогревание более пяти минут под чьими-то окнами вам теоретически могут после жалобы жильцов выписать штраф. Но в реальности за таким нарушением не следят. Мало у кого хватит выдержки снимать пять минут заведенный во дворе автомобиль, чтобы собрать доказательства.

Зачем превышать?

В некоторых российских регионах зима создает настолько сложные дорожные условия, что некоторые водители паркуют машину до весны. Но другие, наоборот, настолько уверены в своем водительском опыте и своем автомобиле, что не снижают скорость и не меняют манеру вождения даже на зимних дорогах. Гололед в сочетании с плохой видимостью и высокой скоростью может стать причиной аварий с тяжелыми последствиями. Так, по статистике Госавтоинспекции за 9 месяцев 2024 года, январь по тяжести последствий ДТП занимает третью строчку рейтинга. В январе 2024 года в России произошло больше 8 тысяч аварий, в феврале - 7,5 тысячи.

Неизменно лишь то, что контроль нарушений ПДД ведется в любое время года, в том числе контроль скорости. Современные комплексы фотовидеофиксации стабильно работают в любых погодных условиях, а российские производители создают надежное оборудование с расчетом на контрастный климат нашей страны.

Например, комплексы "Азимут 4" производства ГК "Урбантех" работают в температурном диапазоне от -60 до +65°C. Как говорится, хватит на всю страну. Зимой снег ничуть не мешает работе комплексов фотовидеофиксации: оборудование оснащено блендой с подогревом, поэтому на объектив не налипает снег, а лед не успевает образовываться. Разумеется, в аномальную метель даже современная камера на какой-то момент перестанет "видеть", но и автомобилисты в таком случае точно не будут нарушать правила дорожного движения - это крайне опасно. На российских дорогах применяются целые системы фотовидеофиксации, которые дисциплинируют водителей и успокаивают транспортные потоки. В зимнее время это особенно важно для автомобилистов и для уязвимых пешеходов. Для последних дорожные ловушки зимой тоже встречаются на каждом шагу, и они не менее опасны.

Ловушки для пешеходов

Буксующий автомобиль, который пытается выбраться из снежного плена, может быть опасен для пешеходов. Из-под его колес летят камни, снег и куски льда, а при резком маневре он может неконтролируемо сдвинуться с места. Внимательно смотрите на припаркованные автомобили и аккуратно обходите тех, кто выезжает из сугробов.

Зимняя одежда - одновременно защита и ловушка пешехода. Длинные шубы и пальто сковывают движения, а объемные шапки и шарфы могут перекрывать обзор. Капюшон лучше снимать на пешеходном переходе, потому что он значительно ограничивает периферийное зрение. И, конечно, не пренебрегайте световозвращающими элементами, которые помогут вам быть более заметными на дороге.

Метель мешает всем участникам дорожного движения и всем ухудшает обзор. Водителям становится хуже видно пешеходов, а пешеходы не всегда могут правильно рассчитать расстояние до машины и ее скорость. Не забываем и про длинный тормозной путь автомобилей на скользкой дороге: даже при желании водитель не всегда успеет затормозить перед вами. Не спешите переходить дорогу и обязательно убедитесь, что вас пропускают (если есть возможность, посмотрите на водителя, проверьте, что он вас увидел). Важно, чтобы вас пропускал и второй поток автомобилей, иначе можно оказаться в ловушке на середине дороги. В нее часто попадают те, кто перебегает дорогу на мигающий сигнал светофора. Зимой о таком маневре стоит категорически забыть - на скользкой дороге он смертельно опасен. Даже на зеленый для пешеходов сигнал светофора по дороге может промчаться нарушитель или машина экстренных служб.

Еще одна ловушка тихих районов и небольших городов - "пустынная дорога", по которой редко проезжает транспорт. У пешеходов, особенно у детей, может возникнуть ложное чувство безопасности на таких участках, а пустынное пространство привлекательно для игр, катания на санках и средствах индивидуальной мобильности. Обязательно уводите детей с таких мест в парки и скверы, на игровые площадки во дворах и в другие безопасные для их развлечений пространства.

Зима считается сложным временем года для вождения, но грамотное поведение за рулем и внимательное передвижение по городу пешком может снизить число аварий в этот период. Помните о коварстве зимних дорог, и пусть новогодние праздники и следующие зимние месяцы пройдут без автомобильных происшествий.

Автор:

Владимир Баршев / РГ