И шли они, кандалами звеня...

29.01.2020 17:54
7

Читать все комментарии

1100

Есть в Красноярске на правом берегу Енисея неподалёку от Коммунального моста интересная скульптурная композиция. Она изображает вереницу закованных в кандалы узников царского режима, которые уже прошли тысячи вёрст из центральных регионов России, но им ещё предстоит дальняя дорога на восток, возможно - вплоть до острова Сахалин.

В это трудно поверить, но в те времена по Московскому тракту лютой зимой и знойным летом, в распутицу весной и осенью действительно шли вереницы измученных людей, закованных с ног до рук в тяжёлые кандалы.

Понятно, что скорость такой скорбной процессии была очень невелика. За световой день они проходили в лучшем случае 15-20 вёрст. Поэтому по всему тракту от Москвы до Владивостока лет двести тому назад были построены так называемые казённые поселения. Скажем, в Рыбинском районе это были сёла Рыбинское, которое тогда было центром одноимённой волости, а также Бородино и Большие Ключи.

В Канском районе к казённым поселениям относилась деревня Большая Уря. Помнится, директор знаменитого на всю страну Большеуринского совхоза Анатолий Иванович Ярошенко в своё время даже показывал мне постоялый двор на восточной стороне села, где ночевали каторжники. Сегодня его уже нет, осталась только территория, на котором он стоял.

Зато в местном музее можно найти немало материалов о каторжанах и увидеть настоящие кандалы. Скажу вам, зрелище не из приятных, настолько они тяжелы и огромны. Трудно поверить, что в этих оковах человек мог преодолеть хотя бы сотню шагов, а ведь каторжанам приходилось идти многие сотни вёрст. Причём опасным для государства преступникам надевали кандалы на руки и ноги, и соединены они были одной тяжёлой цепью.

Что интересно, по названию некоторых казённых поселений можно проследить историю вынужденных переселенцев в холодную Сибирь. Скажем, в Ачинском районе есть село Тарутино, а в Рыбинском - Бородино. Их основали солдаты одноимённых полков, которые без малого 195 лет тому назад поддержали в декабре 1825 года выступление декабристов на Сенатской площади.

Пятерых главных руководителей восстания тогда повесили, очень многих офицеров отправили на каторгу в Сибирь, а рядовых солдат также целыми полками отправили пешим маршем следом за командирами-заговорщиками.

Надо сказать, именно каторжники и стали вслед за казаками первыми жителями этой необъятной холодной земли. Сначала они работали на Нерчинских рудниках, на острове Сахалин и у нас в Сибири в самых тяжёлых условиях. А затем, после освобождения, многие остались жить здесь навсегда.

И только в 1910 году после знаменитой Столыпинской реформы в Сибирь за вольной землёй хлынули крестьяне. К тому времени осужденные на каторгу уже не шли пешком по Московскому тракту, их везли в не менее знаменитых "столыпинских" вагонах на 40 человек или 8 лошадей. Наиболее опасных преступников помещали в специальные арестантские вагоны с усиленной охраной.

Сегодня уже трудно определить, кто из предков приехал в Сибирь в оковах, а кто - по собственному желанию. Худо другое. За последние три десятка лет прекратился поток желающих жить в этих краях. Пустеют не только деревни и сёла, но и многие города.

Например, ещё каких-то полтора десятка лет назад в Канске проживало более 110 тысяч жителей. Сейчас и сотни тысяч не наберётся. Заметно уменьшилось население в Зеленогорске, Бородине и Заозёрном. И это понятно, ведь вольная земля сейчас никому не нужна, а в сибирских городах стало невозможно заработать большие деньги.

Даже в Красноярске крупные предприятия можно пересчитать на пальцах одной руки, а в малых населённых пунктах работы нет по определению. Поэтому народ потянулся туда, где платят пусть чуток меньше, зато нет знаменитых сибирских холодов, где тепло даже зимой.

Наблюдать за таким процессом горько и обидно. Ведь сибиряки всегда были ещё и своего рода пограничниками на северном форпосте России. Уйдут они - и тогда эти богатые места сразу займут чужаки.

Выходит, зря терпели неимоверные муки те, кто два века назад пришёл сюда в кандалах, кто долгими неделями ехал в "столыпинских" вагонах в начале прошлого века или прилетел в Сибирь " в советское время за туманом и за запахом тайги", живя в палатках или срубленных наспех бараках?

Комментарии (7)

Виктор. Про "Столыпинский вагон" Вы не совсем правы. Да, так называли вагоны, в которых возили заключённых уже после Октябрьского переворота. Но это были вагоны для зеков совсем другой конструкции. А Столыпинский вагон был разработан для переселенцев, которые не просто катились в Сибирь на новые земли, а им надо с собой было очень много перевезти. Это была комбинация пассажирского плацкарта и грузового вагона. Люди сидели и лежали на полках, в другой половине вагона ехали их вещи и живность. И переселение началось не со Столыпинской реформы, а гораздо раньше. Вспомните, когда прибалты заселили Ману- этому уже лет 250. Мой прапрадел приехал в Сибирь в 1843, другой предок в 1835-м. И таких было много. Всё это отражено в "Памятных книжках Енисейской Губернии", могу Вам подарить, у меня все их сканы есть.   

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

id188473466

ответил Сергей Орловский


03.02.2020 22:21

У меня предки по отцовской линий тоже приехали в Сибирь ещё в 18 веке. Может быть, в его конце, но никак не после 1910 года, потому что они уже в Сибири рождены были в  конце 18 - начале 19 века.
А меня всегда "умные  люди" поправляли  при разговорах на эту тему, что, мол, по столыпинской реформе приехали. Не иначе. Потому что они иначе не знали ) 

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Виктор. А если почитать про историю Дальнего востока, куда эти каторжане в цепях шли, то там интересный факт встретил. Сидели они бедные на Сахалине пожизненно, а земли то надо было осваивать. И вот сделали так- каждому желающему каторжнику давали землю, (несколько гектар), женщину с женской каторги (разрешали самому выбрать по доброму согласию) и начинали они лес валить, дом строить, землю пахать и детей растить. Жили, как сейчас говорят- "под комендатурой", то есть раз в неделю отмечались. И в каторжных тюрьмах осталось только 40 человек обоего пола, кто категорически не желал работать. Так после Октября многих из них раскулачили, так как и пахали они, и сеяли, и скотиной обзавелись. Это Вам о чём говорит?

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

id188473466

ответил Сергей Орловский


03.02.2020 22:16

Какие интересные факты.  И вот ведь беда: кто пахал, того и раскулачивали, хоть  на Украине, хоть на Дальнем Востоке. А те "сорок человек обоего пола, кто категорически не желал работать", наверно, были теми, кто  раскулачивал и делил добро. Ведь они были почти тем самым пролетариатом, которому нечего терять, кроме своих цепей.

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Сергей Орловский

ответил id188473466


09.02.2020 15:53

Это про Сахалин я взял из книги Чехова, в наше советское время она не переиздавалась. Там на эту тему много интересных фактов. Особенно про зеков- первопоселенцев. Вроде как перевоспитание получилось у многих. Хотя не у всех- помните "Бежал бродяга с Сахалина" -были и такие. Но большинство предпочло честный труд на земле, результаты были впечатляющие, т.к.  дети рождались ежегодно, подрастали- тоже пахали, в общем получался нормальный колхоз, к котором все результаты шли в семью. Количество членов семьи было часто более 20. 

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Виктор. А Вы не преувеличиваете насчёт  того, что по тракту "шли вереницы измученных людей, закованных с ног до рук в тяжёлые кандалы". Согласно статистике, в нашей губернии не своей смертью погибли в 1903 году 9 или 12 человек. В другие годы не более. Ведь тогда разбойник, грабя купца на большой дороге, старался его оглушить дубинкой и взять себе что удастся. А насчёт убить- ведь хоть и грабитель был, но христианин, понимал про грех и жизнь загробную себе портить не хотел. И про кандалы- а без них в побег не пошли бы люди, которым светила каторга? Конвоира пожалейте. Прикиньте- за убийство отца или матери согласно тех законов была пожизненная каторга по первой категории (работы подземные, к орудию труда приковывается, бытовые условия- охапка соломы в год, питание- хлеб и вода, причём хлеб с выработки). И насколько это было экономнее, чем содержание нынешних "пожизненников". А цель- чтобы злодей понял, что отец и мать- это святое, а если просто повесить- не успеет осознать. 


Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

id18......Ответить есть что и Вы правы. Мой дядя Смирнов Борис Павлович сидел в концлагере № 2 на Краснодарской. Поскольку имел высшее юридическое и знание 5 -ти языков, его привлекли оформлять репатриируемых венгров, чехов, и пр. Сидел в канцелярии, писал бумаги, как то вечери\ом зашёл начальник лагеря и разговорился. Рассказал, что до революции был бандитом, грабил, сидел по тюрьмам. В революцию всех выпустили, участок с делами они сожгли и кто чем занялся. Некоторые продолжали разбойничать, сказал он, но я умнее, пошёл м в ЧК записался как пострадавший от царского режима. Теперь мои бывшие знакомые кто убит, кого поймали на кражах и посадили, а я вот начальником лагеря работаю, и если буду хорошо справляться, выше поднимусь. Честно сказано. 

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры

Самое читаемое