Первый канал заинтересовался судьбой Агафьи Лыковой

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

05.01.2019 12:41
3

Читать все комментарии

4966

В корпункте "Красноярского рабочего" в Заозёрном раздался звонок из Москвы, и редактор программы Первого канала "Пусть говорят" Денис Захарченко пригласил меня принять участие в разговоре о судьбе знаменитой на весь мир отшельницы Агафьи Лыковой.

Честно говоря, ехать в столицу не очень хотелось. Последний раз у Агафьи Карповны мне пришлось бывать с десяток лет назад, поэтому о её дальнейшей судьбе узнавал в основном по публикациям в родной газете. Но Денис стоял на своём, дескать, без меня передача будет неполной. Пришлось согласиться.

...В Шереметьево меня встретил таксист Виктор, как выяснилось - тоже сибиряк. Приехал он в столицу из Омской области, где с работой туго. Прижился здесь, завёл семью и уже подумывает завести собственное такси, чтобы не работать на компанию.

За разговором незаметно доехали до гостиницы "Звёздная", от которой до останкинской телебашни, как говорится, рукой подать. Но Виктор сказал, что съёмки будут не здесь, а в павильоне на улице имени Лизы Чайкиной. К половине пятого нужно быть готовым ехать туда.

После обеда я, не выспавшись в дороге, решил немного вздремнуть и сразу погрузился в глубокий сон. Подхватился, когда часы показывали четыре часа. Не успел одеться, как раздался звонок от Дениса: такси уже ждёт у подъезда.

И только тут я познакомился с участниками программы. Это были уже знакомые мне по прежним передачам на канале "Россия-1" у Бориса Корчевникова сын Ерофея Седова - Николай, живущий в городе Таштаголе Кемеровской области, и земляк - красноярский телеведущий и режиссёр Андрей Гришаков. С нами в такси сел и внучатый племянник Родион Глумов.

Чуть позже, уже в павильоне, мы познакомились с фотографом из Абазы Николаем Пролецким, которому 40 лет назад первому удалось сфотографировать семью староверов-отшельников, чем он, к слову, очень гордится до сих пор.

Приехал на программу и кемеровский врач Юрий Юрченко. Он вместе с новым губернатором Кузбасса Сергеем Цивилёвым совсем недавно побывал в гостях у Агафьи Лыковой.

В отличие от "Прямого эфира", который показывают в Москве сразу во время съёмок, а на остальной территории страны - на следующий день, программа Дмитрия Борисова "Пусть говорят" сначала записывается в студии, а уж потом ставится в сетку вещания. Причём когда это будет сделано, не знают даже её редакторы.

Поэтому нам пришлось ждать ведущего около двух часов в специально отведённой для участников программы комнате. Гостеприимные хозяева угостили всех чаем и кофе, сладостями и фруктами. Но усидеть в закрытом помещении столько времени было трудно, и мы то и дело выходили из комнаты, чтобы посмотреть, что делается в павильоне.

А интересного вокруг было очень много. Мы узнали, к примеру, что здесь, кроме нашей программы, делают и другие телепередачи. В час нашего приезда, к примеру, шли съёмки программы Дмитрия Шепелева "На самом деле".

К слову, после того, как его коллега Дмитрий Борисов в течение почти полутора часов говорил с нами, дошла очередь до Барри Алибасова. То есть съёмки поставлены на Первом канале на поток. Отдыхают здесь только в выходные дни.

Пока ждали ведущего, разговор, естественно, зашёл о судьбе нашей общей знакомой Агафьи Карповны. Каждый имел свою точку зрения на судьбу этой отшельницы, всей семьи Лыковых.

Мне, к примеру, до сих пор непонятно решение главы семейства Карпа Осиповича в конце 30-х годов прошлого столетия увезти своих домочадцев с заимки в таёжную глухомань, за сотни вёрст от людей. Только одной, по их мнению, настоящей верой в Бога и неприятием новых порядков советской власти это вряд ли можно объяснить.

Другие старообрядцы до сих пор спокойно и мирно живут не только в посёлках на берегу реки Абакан, но и, к примеру, по Бирюсе, Чуне и Тасею. Сам в позапрошлом году вместе с генеральным директором строительной фирмы "Стройинвест" Стасеем Поповым, старовером по вероисповеданию, был у них в гостях, ел и пил за одним столом, спал на их кроватях.

Все они имеют паспорта, многие служили в армии. В общем, обычные русские люди, разве что без тех вредных привычек, которые погубили многих мужиков и женщин. Да, они живут поодаль от людей - представителей обычной православной веры, но пользуются едва ли не всеми благами цивилизации. Поэтому их можно смело назвать элитным генофондом русской нации.

У Лыковых было всё по-другому. Проживая в "таёжном тупике" у места слияния Ерината с Абаканом, они даже не знали о Великой Отечественной войне, других катаклизмах, потрясших Страну Советов.

А когда отряд пограничников после того, как Тува в 1944 году вошла в состав СССР, оставив заставу, случайно вышел на жилище Лыковых, и командир пообещал, что на следующий год обязательно вернётся к ним, Карп Осипович тут же бросил обжитое место и увёл семью ниже по Абакану, на северный склон берега реки.

Это место оказалось непригодным для жизни, тем более что два года подряд были неурожайными. И если бы на них случайно не натолкнулись геологи, признавалась нам Агафья Карповна, они бы наверняка умерли с голода. Правда, встреча мирян со староверами была неласковой.

Писатель Василий Песков в книге "Таёжный тупик" писал, что Карп Лыков исподлобья посмотрел на нежданных пришельцев, а Агафья вообще упала в обморок при виде незнакомых людей.

Вот и думается мне, что есть в семье Лыковых какая-то страшная тайна, которая заставила хозяина так долго скрываться от людей. В Интернете даже прочёл, что это связано с тем, что якобы Карп Лыков после Гражданской войны был в банде атамана Соловьёва, где отличился особой жестокостью к красным и мирному населению.

Сказал об этом вслух и сразу получил горячую отповедь от фотографа Николая Прелецкого. Я и не спорил, но всё равно уверен, что так просто семья не скрывалась бы от чужого глаза в глухой тайге.

Правда и то, что жить многим Лыковым после встречи с геологами оставалось недолго. В течение двух лет неожиданно умерли братья Дмитрий и Савин, затем их сестра Наталья. А чуть позже, в один день и месяц с женой, только в разные годы, скончался Карп Осипович.

Многие считают, что тому виной - контакт "экологически чистых" людей с обычными мирянами. У них не было иммунитета к болезням, потому и умерли.

Правда, сама Агафья Карпова так не считает, но лекарства жалует, причём очень охотно. Плюс к этому лечится различными травами и настоями, иногда принимает радоновые ванны на расположенном неподалёку Горячем ключе.

В апреле нынешнего года отшельнице исполнится 75 лет, а она ещё фактически одна управляется в тайге со своим хозяйством. Правда, делать это ей становится всё тяжелее и тяжелее. Потому и обращается постоянно за помощью, в том числе и к журналистам. Писала раньше в редакцию "Красноярского рабочего", а недавно позвонила Андрею Гришакову.

Наверное, теперь понятно, почему Андрея из нашей шестёрки первым пригласили на съёмки. Правда, перед этим Дмитрий Борисов показал публике и экспертам фильм о летней поездке редакторов Первого канала в гости к Агафье Лыковой.

У места, где мы ждали выхода в студию, был установлен большой монитор, и я с удовольствием посмотрел на до боли знакомые места, ведь мне посчастливилось дважды, а главному редактору "Красноярского рабочего" Владимиру Павловскому - четырежды побывать в гостях у знаменитой отшельницы и даже помогать ей по хозяйству.

Горечь подкатила к сердцу, когда увидел нынешнюю Агафью Карповну. Она сильно постарела, а огромную доброкачественную опухоль уже видно даже через одежду. Позже врач Юрий Юрченко расскажет, что на все уговоры смерить давление и взять кровь на анализ староверка ответила категорическим отказом. Удалось лишь внешне осмотреть её.

К слову, ведущий программы Дмитрий Борисов попытался повернуть ход разговора о судьбе знаменитой отшельницы к состоянию её здоровья. На экране даже пошли титры о двухнедельном кровоизлиянии после близости с дальним родственником, начались расспросы о миоме.

К чести Юрия Юрченко, он очень деликатно отказался вести об этом речь, заявив, что для своего возраста Агафья Карповна вполне здорова. В подтверждении слов врача, когда до меня дошла очередь выступить, я показал фотографию, на которой мы с хозяйкой заимки несём охапки дров. Что интересно, по лицу Агафьи Карповны не видно, что ей тяжело, а я почему-то скорчил гримасу.

Но и это ещё не всё! Во вторую поездку на Еринат с нами был фотокорреспондент "Красноярского рабочего", заядлый столбист Александр Кузнецов, который покорил многие горные вершины, участвовал в восхождении на Эверест. Но когда отшельница повела его на край огорода, расположенного на крутом склоне большой горы, Саша чуток отстал. А ведь в ту пору Агафье уже было за 60 годков.

К сожалению, всё когда-то заканчивается, и здоровье тоже. Потому и просит Агафья себе помощницу. Ведь её верный друг Ерофей Седов, долгие годы разделявший с ней таёжное одиночество, несколько лет назад скончался.

По словам его сына, батю похоронили неподалёку от его избы, на взгорке. Но и после смерти отца Николай Ерофеевич не забывает Агафью Карповну, приезжает к ней помогать, когда случается возможность побывать на Еринате.

Именно Николай через "Красноярский рабочий" обратился с призывом собрать деньги на покупку импортной мотопилы, а затем и помпы. После выступления на программе он горько сожалел, что не успел сказать о том, что, кроме продуктов питания, обитателям заимки нужны цепи для пилы, бензин и масло, гвозди и напильники, вообще всё, что может пригодиться в хозяйстве добровольной отшельницы.

А Дмитрий Борисов тем временем повернул тему разговора на поиск помощницы для Агафьи, но перед этим спросил её внучатого племянника Родиона Глумова, почему многочисленная родня не заберёт её к себе.

Обиженный племянник сообщил, что однажды Агафью Карповну забирали из глухомани. На вертолёте вывезли в село. Но пожила немного таёжница в цивилизации и заскучала. То от дыма проезжего трактора начинала задыхаться, то шум мешал спать.

Вспомнила Агафья, что и тятя не дал ей благословения покидать таёжный край, а потому запросилась обратно на Еринат. Пришлось снова с оказией везти её на вертолёте с имуществом в тайгу. С тех пор из родных мест Агафья - ни ногой.

- А если захочет вернуться, возьмёте? - не унимался Дмитрий Борисов.

- Обязательно, - не задумываясь, ответил Родион. - Будем только рады.

Если это случится, будут рады все, кто интересуется судьбой знаменитой отшельницы. Это факт. Но факт заключается и в том, что вряд ли Агафья Карповна покинет в уме и здравии родные места, где в труде и невзгодах прожила почти 75 лет.

Ей действительно нужны помощники, причём постоянные. Правда, сейчас с ней живёт послушник Георгий, но отшельница готова принять на постой женщину. Я прямо сказал Дмитрию Борисову, что вряд ли в большой стране найдётся единоверка, которая была бы готова разделить свою судьбу с судьбой отшельницы. На короткий срок - может быть. Но чтобы надолго - это вряд ли.

Причин тому много. Главная из них, конечно, состоит в оторванности жилища Агафьи Лыковой от цивилизации. Жить придётся без света, радио, без привычных продуктов и удобств. Даже бани там нет. Больше всех в таких форс-мажорных обстоятельствах прожила москвичка Надежда - четыре года. Но и она не выдержала, уехала вместе с художником Усиком, который часто бывал в здешних местах.

Надежду хотели тоже пригласить на передачу, но не смогли дозвониться до кордона на Телецком озере, где она проживает с любимым человеком. Поэтому точку в судьбе Агафьи Лыковой и передаче "Пусть говорят" ставить рано.

Наверное, прав Андрей Гришаков, сказавший, что помощь знаменитой отшельнице могут оказать губернаторы сразу пяти регионов России - Хакасии, Кузбасса, Тувы, Красноярского и Алтайского краёв. Ведь Агафья Лыкова - не иждивенка, как многие думают, а уникальная женщина, долгие годы живущая в единстве с природой.

Помогает ей преодолеть трудности и невзгоды в этом "таёжном тупике" святая и непорочная вера в Бога, с именем которого на устах она встаёт и ложится. Таким человеком нужно гордиться и помогать ему.

Виктор РЕШЕТЕНЬ,

спец. корр. "Красноярского рабочего".

Красноярск - Москва - Красноярск.

Комментарии (3)

Виктор Может Вы ошибаетесь? Пишете: "ел и пил за одним столом, спал на их кроватях". Приходишь к старовнрам, кушать садят, говорят; "Манька, где МИРСКАЯ чашка, ложка". И она их ищет по углам и под лавкой. Не положено пришлых из своей посуды кормить. Стареет Агафья, но это её жизнь, и не нам её обсуждать. Жила семья Лыковых  по своим канонам и были счастливы. Помню шум в прессе в связи с "находкой" заимки Лыковых. Мне тогда один парашютист лесной охраны сказал: "Сергей, и чего шум подняли. У нас на картах эта заимка есть, знаем, что там живут староверы и не надо туда без дела ходить, но, не дай Бог, ногу поломаю на пожаре и окажусь один в тайге,  туда поползу и знаю, что помогут".  
Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Помню, во время экспедиции "КР" по Енисейскому району староверы принимали нас очень радушно. В одном из селений на реке Сым подчевали и поили квасом от души. А в Безымянке усаживали за общий стол, возили на озеро...

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Сергей Орловский

ответил Glavred1905


05.01.2019 18:16

Владимир Евгеньевич. Я в 80-х был знаком с главой общины староверов Красноярска. Побольше бы таких людей. Лет 15 назад зам. нач. МЧС края Владышевский облетал на вертолёте территорию пожара площадью 50000 га в тех местах. Лес сгорел, посёлки ( примерно 5) целы. Ответ был один- Видим, пожары к нам идут. Вышли всем селом, сделали минполосу и встречный огонь зажгли вечером, когда не бывает верхового пожара. Леса жаль, но спаслись, ни один дом не пострадал. Да и от низового пожара такой беды нет. А староверу звоню - не отвечает. 

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры