Лестница. Балконы. Ещё одна лестница

08.04.2021 07:52
0

Читать все комментарии

239

Повезло на этой неделе нам с женой. Смогли всё-таки выбраться в музей "Площадь Мира" (бывший Владимира Ильича Ленина) и посмотрели выставку "Настроение эпохи".

Изюминкой её являются 56 фотографий двадцатых - тридцатых годов прошлого века. Их сделал великий мастер Александр Михайлович Родченко.

Многие его снимки хорошо известны, стали хрестоматийными, его творческие методы до сих пор используются лучшими фотографами, в том числе и в нашей газете известным журналистом Александром Кузнецовым. Но увидеть и изучить первоисточник - такой шанс представился впервые всем красноярцам, в том числе и нам.

Впечатление, что ты открыл для себя не только мир Родченко, не только другими глазами посмотрел на историю нашей страны, но и кое-что понял из того, что сегодня происходит вокруг нас.

Александр Родченко со своим поиском новых ракурсов, смелых диагоналей и решительного слома всяческих композиционных канонов словно расшатал мир вокруг себя. Он показал, как большой город, архитектура, социальные условия и многое другое воздействуют на человека, меняют его, высасывая из него все возможные ресурсы, а порой просто уничтожая его, а иногда напротив - возвеличивая до самого хмурого неба.

То, что Достоевский описывал, как кошмар того же Раскольникова, в фотографии двадцатых годов показано наглядно и очень убедительно... Знаменитые работы Родченко: "Пожарная лестница" (1925 год), "Балконы" (1925) и, наконец, просто ещё одна "Лестница" (1930) потрясают и сегодня, они до сих пор сохранили в себе мощнейший заряд энергии, заложенный автором.

Например, "Лестница" 1930 года - это реальная лестница, ведущая к храму Христа Спасителя, который ещё не успели снести. По ней идёт женщина с ребёнком, и она вдруг начинает буквально тонуть в волнах этих ступенек. Что? Почему? Чего ей бояться?

Как Родченко мог добиться такого эффекта на довольно примитивной фототехнике своего времени, трудно сказать. Но своим компактным Vest Pocket Kodak он творил буквально чудо. Конечно, после 1935 года он мало известен, дорого обошлась ему и работа официальным фотографом ОГПУ на строительстве Беломорканала.

В 1961 году Родченко даже умудрились исключить из Союза художников, потом вернули, но он вскоре умер. И всё-таки многое он успел сделать вопреки всему, и этому подвигу скромного, но гениального фотографа и посвящена нынешняя выставка на берегах Енисея.

Как быть сильнее обстоятельств, как добираться до правды и как сделать что-то полезное для своего города и страны? Я думаю, Родченко многое мог бы подсказать по этому поводу и нашим современникам, в том числе чиновникам.

Все красноярцы наблюдают сейчас, как власти судорожно пытаются решить проблему качественного питания детей в школах. С отравлениями ребятишек мы вновь "прославились" на всю страну, на этой неделе стало известно о новых ЧП, на этот раз в Железногорске.

А чиновники всё проводят непонятные рейды, пытаются переложить контроль за качеством продуктов на родителей, участников этих рейдов. Но более 60 поставщиков продуктов в красноярские школы мало поддаются дрессировке, они работали, как работают... Почему? В чём заключается системный сбой?

Как тут не вспомнить ещё одно великое произведение тридцатых годов - фильм "Броненосец Потёмкин". Помните, что восстание матросов началось из-за червивого мяса на камбузе? Кто пострадал? Правильно - капитан корабля и его офицеры-помощники. Но сейчас-то они бы оказались не при делах.

Сказали бы, что мясо поставляется по результатам конкурса госпоставок, который проводила комиссия, что все условия конкурса были выдержаны и что к капитану броненосца и его офицерам претензий быть не может. Но как же быть с червяками в мясе?

Так и у нас: детей травят, но директора школ, заведующие столовыми, комбинатами питания, повара - все ни при чём! Они получают продукты от фирм, которые выиграли конкурсы, проведённые хитроумными их организаторами по всем правилам. И вы думаете, я что-то утрирую? Ни в малейшей степени...

Недавно в суде были отклонены все претензии прокуратуры к собственникам пресловутого здания "Кафе "Кантри". Оказывается, оно возведено по всем правилам нынешнего бюрократического порядка. Но как же быть с нарушением всех мыслимых красных линий? Завтра у нас пивной ларёк поставят прямо на проезжей части проспекта Мира - и скажут, что так и надо.

Но если предпринимательница получила на строительство законные разрешения, значит, виноват тот, кто их выдавал, а вот его-то, как водится, найти не смогли. В мэрии не смогли! Днём с огнём искали, а не нашли. Может, тогда государство само должно признать свою некомпетентность и снести объект за счёт бюджета?

Мне почему-то кажется, что нынешние чиновники ловко научились отруливать от всяческой ответственности, чуть что - кивают на общественное мнение. Сами красноярцы должны решить, каким реагентом посыпать заснеженные дороги, каким образом засыпать на Енисее протоку и строить на этом месте школу, что делать со стаями бесхозных собак...

У меня тоже есть по этому поводу своё мнение, но я совершенно не уверен, что оно компетентное. Ответственность за сложные решения должны брать те, кому это положено по должности и кто в идеале должен обладать соответствующей квалификацией или безошибочным чутьём.

Именно об этом говорят и работы Александра Михайловича Родченко, выставленные нынче на Стрелке. Жизнь человека - постоянный подъём вверх, до самого неба и порой на пределе своих сил. Это борьба с бездушными стенами и челюстями балконов на них. Это дорога к Храму с ребёнком на руках, которая может никогда не закончиться.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры

Самое читаемое