Отъём детей без права переписки

25.05.2020 08:33
0

Читать все комментарии

867

Четырёхсерийный фильм режиссёра Славы Росса "Сын", снятый в 2017 году для Первого канала, им же несколько раз снимался с эфира, хотя и заявлялся в программе. Последний раз это произошло совсем недавно.

И это несмотря на то, что Слава Росс в кинематографе совсем не новичок, хотя снял не очень много. Уроженец Новосибирской области, в 2006 году он громко заявил о себе замечательной трагикомедией "Тупой жирный заяц" о тюзовском актёре, который всю жизнь играет разных зверушек в детских утренниках, но мечтает о шекспировских ролях.

Впрочем, широкого проката эта картина, собравшая несколько международных наград, не увидела, как и следующий фильм - "Сибирь. Монамур", снимавшийся в Манском районе Красноярского края. Лента о старике-старовере Иване и его семилетнем внуке Лёшке собрала около семидесяти международных призов, однако оказалась самой убыточной в российском прокате в 2011 году.

И вот - картина "Сын", снятая на реальных фактах и поднимающая проблему ювенальной юстиции в Скандинавии, больно бьющую отчего-то исключительно по проживающим в этих странах русским детям. Впрочем, Слава Росс, сам написавший сценарий, ясно показывает, почему это происходит.

Здесь напрашиваются аналогии с другим отечественным мастером - Дмитрием Астраханом, который посмел однажды коснуться больной для определённых кругов российского общества темы коррупции и развращённости в высших эшелонах власти.

Он снял острую, кричащую от боли картину "Деточки" о ребятишках из детского дома, которым надоело терпеть творящуюся вокруг них чиновную несправедливость, и они, сбившись в группу, под руководством своего учителя, начали вершить справедливое возмездие так, как они это понимают. Естественно, как и положено в жизни, долго это продолжаться не могло...

Фильм не вышел ни в прокат, ни на телевидение, хотя все другие картины Дмитрия Астрахана телеканалы брали для показа с большим удовольствием. Сам режиссёр, сегодня, похоже, ушедший в актёрство, пояснял, почему снял "Деточек", просто: ему, отцу шестерых детей, не хотелось бы, чтобы подобное случилось на самом деле, когда представителям младшего поколения надоело бы терпеть безобразия, творимые судьями, прокурорами, сотрудниками милиции.

Слава Росс, отец четверых детей, обнажая тему ювенальной юстиции в драме "Сын", также хотел напомнить российским властям, что обращаться с подобными законодательными нормами следует аккуратно, иначе до добра это не доведёт.

В основе картины - реальные случаи из жизни нескольких семей, столкнувшихся с ювенальной юстицией, в том числе история Антона Салонена, рождённого в Финляндии, которого мать увезла в Россию, а его отец, дипломат, вывез обратно в багажнике дипломатического автомобиля.

Впрочем, Слава Росс эту историю переосмыслил, а финал смягчил, доведя до счастливого конца, оставляя зрителям хоть какую-то надежду на справедливость. Однако весь сюжетный ряд предыдущих серий говорит о другом.

...Жила в финском городке вполне счастливая семья Куусинен: русская женщина Анастасия (Мария Миронова), её муж, политик, лидер набирающей силу партии Тимо (Андрис КЕйшс), и их семилетний сын Иван (Арсений Ромашин).

Всё бы было хорошо, если бы не соседка, которая то ли написала анонимный донос в социальные органы о том, что с мальчиком обращаются не так, как полагается в этой демократической стране, то ли просто неосторожно высказалась об этом где-то. А возможно, ей не понравилась альпинистская стенка, которую сосед соорудил для занятий физкультурой на своём участке прямо под окнами у соседей?

Итог: во двор семьи Куусинен врываются представители социальных органов, которые, судя по фильму, получили в стране неограниченные полномочия, поддерживаемые полицией, и, ссылаясь на донос, забрали мальчика в приют. И это несмотря на то, что Тимо Куусинен - известный в стране политик, чья партия вот-вот войдёт в высший законодательный орган Финляндии.

Тимо Куусинен, конечно, любящий отец, но его подпирают соратники по партии, которым совсем не хочется, чтобы в решающий момент, накануне выборов на их организацию легло пятно, которое поставит крест на их политических амбициях.

Вот тут сталкивается финский холодный расчёт отца, для которого на данный момент важнее не то, как чувствует себя сын, а возможность подъёма по карьерной лестнице, и русская горячность матери, которая не желает сидеть на месте, видя как страдает маленький Иван.

Тимо напирает на то, что всё решит закон, а Анастасия, пообщавшаяся с пострадавшими от ювенальной юстиции русскими женщинами, встретившаяся с активисткой движения "Русские матери" Машей (Дина Корзун) всё больше и больше убеждается: ничего хорошего от финского правосудия ждать не приходится, поскольку всё здесь упирается в деньги.

А так как собственных детишек финнам жалко, то под удар попадают русские, и чем больше их попадёт в приют, чтобы затем быть переданными в приёмные семьи, тем больше денег получат социальные органы.

Слава Росс со всей беспощадностью обнажает суть западной ювенальной юстиции, то, как борющиеся за права детей чиновники самыми иезуитскими способами добиваются от украденных, по сути дела, детей признания плохого родительского отношения к ним, а воспитатели за закрытыми дверями издеваются над ребятишками, приматывая их скотчем к стульям.

Не лучше и местные полицейские, один из которых с ненавистью в голосе отвечает на вопрос русской матери, сколько ей предстоит провести в участке: "Сколько надо - столько и будешь сидеть! Это тебе не дерьмовая российская демократия!" Самого Тимо убеждают: мать следует отправить в психушку, развестись с женой и забрать ребёнка себе...

Но Слава Росс всё-таки предпочитает, повторяю, счастливый финал, которого в жизни быть не может. Одним из консультантов фильма стала Ирина Бергсет, которая боролась за своих детей, рождённых от мужа-иностранца, но так и не победившая скандинавскую систему ювенальной юстиции.

Посмотрев фильм, становится ясно, почему он так и не появился на телевидении. Как говорится, и хочется поставить в эфир, и колется, поскольку дружба со скандинавами, пусть даже и не относящимися к русским подобающим образом, дороже. Наверное, не случайно и фильм снимался не в Финляндии, а в Прибалтике, и роли финнов играли исключительно прибалтийские актёры.

Закрытый (!) показ фильма состоялся в конце 2016 года в международном пресс-центре агентства "Россия сегодня" для уполномоченных по правам ребёнка в регионах России.

- Мы делали этот фильм очень честно,- сказала актриса Мария Миронова.- Когда я прочитала сценарий, у меня было ощущение художественной гиперболы, но когда я познакомилась с реальными историями и матерями, пережившими эту боль, я ощутила весь ужас происходящего. Когда система существует для человека, нет проблем. Когда система против человека, она превращается в мясорубку.

- Фильм показывает, что это может случиться с каждым,- добавила Ирина Бергсет.- Каждый день у людей отнимают детей. Лично со мной это произошло. Сейчас нет войны, не идёт боевых действия, но нас, матерей, лишают права общения с родными детьми без права переписки.

И, похоже, система ювенальной юстиции своими отнюдь не здоровыми корнями всё глубже прорастает уже в российскую действительность. Всё чаще приходится видеть в теленовостях сюжеты о случаях отъёма детей у родителей, а не так давно во время встречи со своими читателями писатель, депутат Государственной Думы Сергей Шаргунов рассказал, как ему с большим трудом удалось отстоять права матери в борьбе за своих детей.

И это говорил депутат! Чего же тогда ждать простым матерям, не облечённым поддержкой властей? И в Красноярском крае, помнится, происходило нечто похожее.

Вот для этого надо смотреть и фильм Славы Росса "Сын", и картину Дмитрия Астрахана "Деточки", чтобы видеть последствия необдуманных поступков. Но пока подобные фильмы от нас скрывают, а значит...

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры

Самое читаемое