Учёт электроэнергии: надёжно и бесплатно

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

29.07.2020 12:43
0

Читать все комментарии

789

Отечественный жилищно-коммунальный комплекс всё основательнее опирается на современные технологии. Очередным решением стало начавшееся в России внедрение интеллектуальной системы учёта электроэнергии с использованием счётчиков нового поколения. С 1 июля текущего года изменился и порядок, регламентирующий вопросы установки, обслуживания и замены приборов учёта. 

Новшества вызвали широкий общественный интерес. В настоящее время в адрес энергетиков поступает множество обращений от населения с просьбами помочь детальнее разобраться с особенностями и преимуществами нововведений. Специалисты Красноярского филиала компании «Россети Сибирь» в формате прямой линии с потребителями дали развёрнутые пояснения новых правил.  

В качестве экспертов выступили руководитель Красноярского филиала компании Максим Шитиков и заместитель директора по реализации и развитию услуг Максим Шумаков. На страницах «Красноярского рабочего» мы публикуем в форме диалога прозвучавшие вопросы и ответы. 

-- Значительное число обращений от красноярцев связано с просьбами уточнить -- кто с началом действия новшеств должен устанавливать приборы учёта, обеспечивать их обслуживание, а также поддерживать эксплуатационный ресурс оборудования?

Отвечает Максим Шитиков:

-- На самом деле всё достаточно просто: в случаях, если речь идёт о многоквартирных жилых домах, то ответственность за установку и обслуживание приборов учёта несёт гарантирующий поставщик электроэнергии, а если потребитель проживает в частном домовладении и при этом является абонентом нашей компании, то тогда упомянутые задачи должны выполняться непосредственно специалистами «Красноярскэнерго».

В ответ на самый животрепещущий вопрос об оплате обсуждаемых услуг подчеркну -- для потребителей они являются бесплатными. То есть, теперь не нужно затрачивать свои собственные средства на установку и обслуживание приборов учёта электроэнергии. С вступлением в силу новых правил абсолютно вся забота по установке и обслуживанию электросчётчиков ложится на ответственную сетевую организацию, а также гарантирующего поставщика электроэнергии.

-- Необходимо ли потребителю передавать организации-поставщику показания своего счётчика для расчёта текущего расхода электроэнергии?

Отвечает Максим Шумаков:

-- Одним из очевидных преимуществ внедряемых сегодня в отрасли цифровых технологий является высокий уровень автоматизации многих процессов. Современные электросчётчики при установке включаются в интеллектуальную систему учёта электроэнергии, и в этом случае потребителю самостоятельно передавать показания уже не требуется. Всё происходит автоматически.

Но вот если у потребителя прибор учёта старого образца, то обязанность по передаче показаний «вручную» сохраняется. В этом случае, предоставлять данные нужно, как и прежде, каждый месяц до 25 числа.

-- Существует ли вероятность искажений в данных, считываемых современными цифровыми приборами учёта, – может ли такое оборудование грешить некорректными показаниями?

Отвечает Максим Шумаков:

-- На сегодняшний день уровень технологического развития «умных» устройств обеспечивает настолько высокую точность данных, что говорить о каких-либо ошибочных показаниях просто не приходится. Если прибор исправен, прошёл поверку и надлежащим образом эксплуатируется, никаких ошибок в его показаниях быть не должно. 

И только в случае неисправности, когда прибор выходит из строя, оборудование может давать сбой. Однако такие ситуации фактически исключены при надлежащем обслуживании. Вообще уровень надёжности современных счётчиков очень высок – срок службы приборов учёта высокого класса точности достигает 16 лет.

Более того, даже в ремонте у техники нового поколения перед оборудованием прежних образцов есть ряд преимуществ. Так, для выявления неисправности у старого прибора необходима его инструментальная проверка (с участием специалистов нашей компании). В то же время у цифрового прибора, включённого в интеллектуальную систему учёта электроэнергии, неисправность выявляется дистанционно – в режиме онлайн. 
Благодаря этому оперативность мониторинга существенно возрастает, а время некорректной работы оборудования, наоборот, сокращается. 

-- Насколько «умные» счётчики защищены от вмешательства извне с целью воровства электроэнергии?

Отвечает Максим Шитиков:

-- Интеллектуальные системы учёта позволяют также в онлайн-режиме фиксировать любое вмешательство в работу приборов учёта, что позволяет если не исключать полностью, то, как минимум, кратно снижать вероятность несанкционированного отбора электроэнергии.

В результате возможностей оперативного онлайн-мониторинга текущей ситуации в энергосетях факт воровства энергоресурса достаточно быстро устанавливается. Интеллектуальная система учёта очень помогает нам минимизировать риски.

Открою небольшую тайну: новые электросчётчики по своему устройству серьёзно отличаются от механических приборов учёта старого образца, которые, надо признать, всё ещё достаточно распространены среди пользователей. Если старые счётчики отражают только объём фактически потреблённой электроэнергии, то современные «умные» приборы способны замерять и передавать массу сопутствующих параметров, включая показатели объёмов использованной электроэнергии по дням недели и даже часам, а также данные о токах, уровнях напряжения.

Не секрет, что находятся «умельцы», пытающиеся вскрыть электронные пломбы на счётчике. Однако при этом они и не догадываются, что сигнал о вмешательстве в прибор мгновенно поступает в сервисный центр. В итоге наши специалисты видят, что штатная работа прибора нарушена, и счётчик подлежит оперативной замене.

-- Может ли потребитель установить современный электросчётчик у себя в частном доме?

Отвечает Максим Шумаков:

-- В данном случае, с точки зрения действующего законодательства, прибор необходимо устанавливать либо на границе балансовой принадлежности местной электросети, либо как можно ближе к ней. Для добросовестных потребителей это наиболее приемлемый вариант. 

-- Как часто энергетики проверяют техническое состояние приборов учёта?

Отвечает Максим Шитиков:

-- Согласно установленным стандартам, плановые проверки оборудования специалисты проводят не чаще, чем раз в полгода, но и не реже, чем раз в год. Вместе с тем, в особых случаях могут производиться и внеплановые проверки – например, если в показаниях прибора у конкретного абонента зафиксировано несоответствие прежним данным (произошло снижение или завышение показателей). 

В целом же приборы учёта проверяются нашими специалистами преимущественно по трём причинам: при обращении потребителя, который сомневается в достоверности показаний своего счётчика, при выявлении неисправности оборудования или когда у наших сотрудников появляется подозрение о внешнем вмешательстве в работу прибора учёта. Хотя, отмечу, поломки – крайне редкое явление. В практике компании они составляют лишь один процент от общего числа случаев, когда требуется проверка оборудования.

-- Насколько ритмично будет происходить процесс замены старых приборов учёта на новые?

Отвечает Максим Шумаков:

-- Обновление счётчиков – задача достаточно масштабная и решаться она будет постепенно. С момента подачи заявки о замене прибора учёта «умный» электросчётчик установят в течение полугода. Сейчас на территории Красноярского края компанией установлено более 102 тысяч интеллектуальных приборов учёта. И пользователи уже отмечают положительный эффект от их использования. Повторюсь, при эксплуатации новых счётчиков потребителю не требуется самому из раза в раз передавать данные гарантирующему поставщику для расчёта объёмов затраченной электроэнергии -- передача показаний осуществляется ежемесячно в автоматическом режиме. Разумеется, для потребителей это весьма удобно.

В целом до конца 2020 года планируется установить в регионе ещё 19 тысяч интеллектуальных приборов учёта. Существует долгосрочная программа развития, согласно которой все точки поставки электроэнергии мы должны полностью оснастить современным оборудованием. В ближайшее время нас ждёт тотальная цифровизация в направлении учёта электроэнергии. 

-- Следовательно, потребителям пора спешить менять старые счётчики на новые?

Отвечает Максим Шитиков:

-- Если у потребителя или энергоснабжающей организации нет замечаний по работе старого прибора учёта, то такой счётчик может и дальше оставаться в эксплуатации, а данные – передаваться «вручную». Все исправные приборы старого образца можно по-прежнему смело использовать.

Другое дело, что у любой техники, как известно, эксплуатационный ресурс не бесконечен -- рано или поздно появится необходимость замены оборудования. В этом случае для установки нового прибора учёта потребителю достаточно обратиться к специалистам нашей энергокомпании по телефону горячей линии «Россети Сибирь»: 8-800-1000-380, либо подать заявку через портал электросетевых услуг: портал-тп.рф. 

Подготовлено по материалам Красноярского филиала компании «Россети Сибирь».

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры