Как летняя подработка стала судьбой

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

07.10.2021 17:40
0

Читать все комментарии

2347

Почти полвека Владимир Васильев - директор Абанского филиала АО "КрайДЭО" - посвятил дорожной отрасли нашего края, став родоначальником "дорожной" династии Васильевых.

Из крестьян - в дорожники

Свой род Владимир Васильев ведёт из Белоруссии, Могилёвской губернии, откуда его дед ещё в начале 1900-х перевёз всю семью в Сибирь. В Енисейской губернии переселенцы обосновались в деревне Пушкино, на территории нынешнего Абанского района.

В то время это была уже обжитая территория, жители которой занимались в основном земледелием, скотоводством. Интересно, что основание Абана совпадает с освоением Сибирского почтового тракта. По указу Сената о строительстве дороги от Красноярска до Тулуна через 50-80 вёрст ставились почтовые станы, где можно было сменить лошадей, получить продовольствие и фураж, переночевать. Население же территории - нынешнего Абанского района - формировалось из двух источников: вольно-легальной миграции и принудительного переселения.

- Дед и бабушка с моим отцом, тогда ещё совсем маленьким, после переселения арендовали здесь, в деревне Пушкино, землю, занялись земледелием, вручную корчевали поля, потом обзавелись хозяйством,- вспоминает Владимир Михайлович.- К тому моменту, когда начали создавать колхозы, у них уже были три лошади. Дед был очень трудолюбивым. Отец не отставал и, когда подрос, во всём помогал ему. В 1941 году отца призвали в армию, вернулся он с ранением, но главное - живой. Остался в родной деревне, женился, родились шесть детей, я был самым младшим в семье. Родители так и работали в колхозе: отец - в бухгалтерии, потом - завскладом, мать - дояркой. О дорогах я и не думал, если бы не случай...

Напротив дома родителей жил сосланный после войны литовец Матвей Михайлович Шаломкас, работавший дорожным мастером дорожной дистанции Канского ДЭУ. В то время транзитная дорога Канск - Абан - Долгий Мост находилась в ведении Канска. К слову, в то время главным инженером Канского ДЭУ был Пётр Алексеевич Старовойтов.

С 65-го года, начиная с 7-го класса, каждое лето Матвей Михайлович брал меня на работу: сначала дорожным рабочим - белить столбики, потом - разгружать вручную красный камень, затем стал поручать более ответственные задания. Я поработал даже регулировщиком на карьере, следил, сколько материала загружать нужно.

Когда я оканчивал 9-й класс, он мне и сказал: "Зачем тебе в десятый? Поезжай учиться на дорожного мастера, я тебе направление дам". А в Красноярске как раз только-только открылся автотранспортный техникум, в то время он назывался автодорожным. Поехал я с этим направлением в Канский ДЭУ, там мне уже другое направление дал Пётр Алексеевич. Так я и поступил в 1968 году на дорожную специальность.

Техникум Владимир Васильев окончил с красным дипломом, поэтому имел право выбора, куда отправиться работать по распределению.

- Наш техникум был известен далеко за пределами Красноярского края, за выпускниками приезжали даже из Средней Азии. Вот я и решил поехать в Узбекистан, но, к сожалению, в год моего выпуска оттуда никто не приехал,- рассказывает Владимир Михайлович.- Подумал-подумал, и решил выбрать Приморский край, очень уж его хвалили: мол, там виноград растёт, дубы и клёны. (Смеётся.)

Так молодой дорожник оказался в Уссурийске, где располагалось ДЭУ строившейся дороги Хабаровск - Владивосток. Оттуда его уже отправили непосредственно к месту стройки в Спасск-Дальний.

Двадцатилетнего парня сразу же поставили мастером в бригаду опытных рабочих из 10 человек. На этой должности Владимир Михайлович отработал два года, затем его перевели начальником ДРП. А потом в жизни дорожника началась отдельная глава - служба в армии, которой Владимир Васильев до сих пор очень гордится.

Обратно домой

Служба проходила в Хабаровске, в секретной войсковой части.

- Для меня дороги и армия, наверное, на одной планке по важности находятся. Я очень горжусь тем, что попал в свою часть. Службу проходил в сверхсекретной режимной части, специализирующейся на ядерных радиоминах, сейчас её уже нет, расформировали,- поясняет Владимир Михайлович.- Был сначала радиоминёром, потом радиотелеграфистом. Командир части - Шарапов - был участником войны. За хорошую службу через 9 месяцев он присвоил мне звание младшего сержанта, а перед увольнением из армии меня даже занесли в Книгу почёта части. В армии я ещё больше увлёкся спортом, хотя и до неё, ещё в техникуме, выступал на городских соревнованиях по гандболу, даже имел первый разряд по этому виду спорта.

После службы в армии в 1975 году Владимир Васильев принял решение вернуться домой, в родной Абанский район. В то время начальником Абанского ПДУ был Николай Мефодьевич Пугач. К сожалению, вакантных мест тогда не оказалось.

- Поехал в "Красноярскавтодор" в надежде, что там мне подскажут, куда можно устроиться на работу,- рассказывает Владимир Михайлович.- Предложили должность главного инженера поближе к дому - в Дзержинском ДРСУ. Там я отработал три года. В 1978 году ко мне приехал начальник Канского ЛУАД Николай Дмитриевич Хохлов и предложил перейти к нему главным инженером. А нужно сказать, что супруга моя Татьяна Николаевна давно звала меня перебраться из села в город. Ладно, думаю, так тому и быть.

При мне Николай Дмитриевич позвонил Петру Алексеевичу Старовойтову, который к тому времени уже занимал пост начальника "Красноярскавтодора", с просьбой перевести меня на новую должность. Тот дал добро.

Через несколько дней я приехал в Красноярск за необходимыми бумагами, захожу в кабинет Петра Алексеевича, и тут он мне говорит:

- В Абане давно ищут начальника ПДУ, ты же оттуда, пойдёшь?

Я не ожидал такого поворота событий. Дал он мне три дня на раздумья и сказал, что ждёт с положительным ответом.

Новое назначение

Так, 22 апреля 1978 года в 23 года Владимир Васильев занял пост начальника Абанского ПДУ.

- Непростые тогда времена были, лошадь была только у начальника. Из техники - ГАЗ-51, два железных прицепных грейдера да два гусеничных трактора. Тогда колхозы должны были отрабатывать, предоставлять технику и лошадей, но в основном они деньги отправляли на счёт, а купить мы ничего не могли. Договаривались с богатыми леспромхозами и брали у них списанную технику. Так насобирали и подремонтировали семь списанных бульдозеров, самосвалы. Зато коллектив был как на подбор: мастера - все фронтовики, ответственные. Они мне очень помогали. Всего тогда в Абанском ПДУ трудились 45 человек.

По воспоминаниям Владимира Васильева, в то время в Абанском районе не было ни одной дороги с поднятым земполотном, даже в направлении Канска, все в нулевых отметках. Зимой их заносил снег, весной заливали талые воды. Тогда абанские дорожники начали огромный объём работы по поднятию земляного полотна дорог в районе. Сейчас все они полностью проезжие круглый год. При этом за годы работы Владимира Михайловича количество дорог в ведении филиала выросло в разы.

- В 1968 году часть дорог в нашем районе была внутрихозяйственная, в пользовании колхозов и леспромхозов,- отмечает Владимир Васильев.- Дорог общего пользования в то время было всего 350 километров. Основные направления: Канск - Абан - Долгий Мост, Абан - Почет, Абан - Самойловка, Абан - Берёзовка. Позже колхозные и лесхозные дороги также перевели в категорию общего пользования. Сейчас мы обслуживаем 577 километров территориальных дорог и более 300 километров улично-дорожной сети сельсоветов нашего района, всего около тысячи километров. По протяжённости дорог мы на втором месте после Курагинского района. Помимо больших расстояний, работу коллектива осложняют погодные условия, у нас много снегозаносимых дорог, поэтому зимой трудимся в напряжённом режиме.

Сейчас коллектив Абанского филиала составляет почти сто человек.

- В последнее время коллектив значительно помолодел,- рассказывает Владимир Михайлович.- Я как руководитель должен смотреть в будущее и готовить достойную смену, но при этом и опытных сотрудников стараюсь сохранить, поскольку они - ценнейшие хранители традиций предприятия и пример для подражания молодым.

Есть у нас в филиале даже целые династии. Уже более 25 лет работает в коллективе начальник ПТО Алексей Григорьевич Булавенцев. Его сестра трудится экономистом, племянник - весовщиком на заводе. Отличные результаты показывает семья Казаковых: отец Михаил Иванович занимает пост ведущего механика, его сын работает водителем на КДМ. Мой заместитель Анатолий Павлович Трофим тоже родоначальник династии. Его дочь мы в своё время выучили по направлению, сейчас она работает у нас инженером по нормированию, зять трудится дорожным мастером.

К слову, мы многих сотрудников направляли и продолжаем направлять на обучение, повышение квалификации. Считаю, что в нашей отрасли без постоянного пополнения багажа знаний не обойтись. Вот месяц назад направил в учебный комбинат на повышение квалификации по строительству, содержанию дорог своего заместителя, мастера АБЗ, дорожного мастера.

Иногда обращаюсь за помощью к бывшим работникам, ушедшим на пенсию, с кем много лет отработал и могу уже положиться на них, как на себя.

Взять, к примеру, ведущего механика Михаила Ивановича Казакова. После выхода на пенсию по его просьбе перевели на менее ответственную должность, а на его место пригласили молодого специалиста. Новичок не справился, уговорили Михаила Ивановича вернуться на должность ведущего механика. Так у меня теперь душа спокойна - работа всегда выполнена на совесть и вовремя.

Или вот мастер АБЗ Армен Арсенович Полонский, два года отработал, будучи на пенсии, а потом решил уйти. Обращаюсь к нему иногда за помощью, потому что знаю, что это профессионал, на которого можно положиться в любой ситуации.

При этом, по словам директора филиала, текучки в коллективе нет, на временную работу людей находят без проблем. Желающие работать в филиале даже записываются в кадровый резерв.

Спорт работе не помеха

В этом году объём работы у коллектива традиционно был достаточно большим. Проезжая по Абану, можно увидеть ремонт участка дороги на улице Первого мая, где абанские дорожники уложили 1 километр асфальта, ремонт дороги на улицах Профсоюзов, Сибирской. Всего же по УДС Абана был выполнен объём работ на 12 миллионов рублей.

Трудился коллектив и в других населённых пунктах Абанского района, например, в Петропавловке и Устьянске.

- Этим летом, справившись со своими объёмами, работали также в Канске, ремонтировали улицы Пролетарскую и Кайтымскую,- поясняет Владимир Михайлович.- В следующем году очень надеемся заасфальтировать нашу главную территориальную магистраль Канск - Абан - Богучаны, так называемый обход Абана. Здесь уже лет 20 не было ремонта, только ямочный, хотя, несмотря на значительное превышение межремонтных сроков, асфальт до сих пор в сравнительно хорошем состоянии - вот качество нашей работы.

С гордостью Владимир Васильев каждый раз посещает и другой объект - два года назад филиал выполнял земляные работы на строительстве спортивного комплекса "Абанский" имени Алексея Васильевича Шумакова.

Нужно сказать, что на стадионе и сам директор, и его коллектив - частые гости. К примеру, наш разговор состоялся накануне "Кросса нации", в котором заявила участие команда Абанского филиала АО "КрайДЭО". И это далеко не единственное спортивное мероприятие абанских дорожников.

- Один из наших любимых видов спорта - лыжи. Для участия в зимних отраслевых соревнованиях от нашей организации набирается до 30 участников,- рассказывает Владимир Михайлович.- В позапрошлом году на базе нашего филиала эти соревнования проходили в пятый, юбилейный раз. Прошлой зимой из-за пандемии их пришлось отменить, очень надеемся, что нынешней зимой спортивный праздник состоится здесь, в новом спорткомплексе, мы его очень ждём всем филиалом.

По словам директора спортивного комплекса "Абанский" имени Алексея Васильевича Шумакова Татьяны Анашкиной, Абанский филиал - это тот костяк, который участвует во всех крупных городских и районных спортивных праздниках.

- Наш стадион - место притяжения жителей Абана, как взрослых, так и детей: молодые мамочки гуляют здесь с детьми, для школьников проводятся уроки физкультуры, пожилые люди занимаются скандинавской ходьбой. И все благодарят филиал за качественную работу по устройству дорожек стадиона. Комплекс и сейчас под присмотром дорожников: скосить траву, что-то подремонтировать - Владимир Михайлович никогда не отказывается помочь,- отмечает Татьяна Николаевна.- Работники филиала и сами частые гости, без них не обходятся наши спортивные мероприятия. Надо отдать должное Владимиру Михайловичу, он не просто находит возможность отпускать коллектив для участия, даже в жаркий для дорожников летний сезон, но и сам - яркий пример для молодёжи. Искренне увлечённый спортом, он и коллектив стимулирует вести здоровый образ жизни. Именно Абанский филиал представлял интересы района по сдаче нормативов ГТО в Красноярске. А сколько спортивных кубков и грамот в филиале, целая стена! Я считаю, именно таким и должен быть руководитель: в первую очередь своим примером вовлекать молодёжь в спорт.

По стопам отца

Примером для подражания Владимир Васильев является не только для своих коллег, но и для сыновей. Младший Юрий даже пошёл по стопам своего отца, также посвятив жизнь дорожной отрасли.

- Сын, конечно, много ездил со мной по объектам, видел работу дорожников изнутри, но я никогда не уговаривал или подталкивал его пойти в дорожную отрасль,- поясняет Владимир Михайлович.- В один момент он просто пришёл домой со школы, когда учился в 10-м классе, и сообщил нам, что сдал экзамен приехавшей в школу приёмной комиссии. Его зачислили на дорожный факультет. Признаться, для меня самого это была новость. Учёбу Юрий очень любил, больше никаких вариантов не рассматривал - только дорожная отрасль.

Свой путь в профессии Юрий Владимирович начал в "Красдорстрое" инженером-геодезистом при строительстве дороги на Зеледеево. Затем, после службы в армии, прошёл ступени роста в дорожной отрасли от инженера до заместителя министра транспорта края, затем был переведён на должность первого заместителя руководителя в Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю, где и продолжает трудиться.

- Я считаю, это хорошо, что дети идут по стопам своих отцов, что в руководство дорожной отрасли, начиная с министерства, Управления автомобильных дорог, АО "КрайДЭО" и заканчивая филиалами, приходят активные, целеустремлённые молодые профессионалы,- уверен Владимир Михайлович.- Их энергия, инициативность уже приносят свои положительные плоды. Важно, что началась активная работа нашей ассоциации "Дорожники Красноярья", за это огромная благодарность председателю Николаю Васильевичу Димитрову, именно совместная работа - залог успеха в любом деле.

Этому принципу Владимир Васильев следует не только в работе, но и в общественной деятельности. С 1979 года он является депутатом от одного и того же округа, неизменно пользуется доверием жителей Абана и поддерживает конструктивные отношения как с руководителями других организаций района, так и с руководством территории для совместного решения проблем своей малой родины.

- С Владимиром Михайловичем мы работаем вместе уже много лет. Он много делает для района и как депутат, и как руководитель крупной организации, и как житель,- отмечает глава Абанского района Галина Васильевна Иванченко.- Открытый, работоспособный, спортивный, Владимир Михайлович является примером не только для своего коллектива, но и для всей абанской молодёжи с активной жизненной позицией.

Наша справка

Абанский район образован 4 апреля 1924 года. 9 декабря 1925 года он был включён в состав Канского округа Сибирского края. После 30 июля 1930 года передан в прямое подчинение Восточно-Сибирского края. С 7 декабря 1934 года входит в состав Красноярского края. В 1944-1963 годах от него отделялся Долгомостовский район. Долгомостовский район был упразднён в 1963-м в ходе общесоюзной реформы административно-территориального деления, он вновь вошёл в Абанский район. Территория Абанского района не претерпела существенных изменений в данный период.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры