Созидательный потенциал обучающих технологий

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

11.06.2021 13:55
0

Читать все комментарии

1314

Перспективы развития отечественной экономики сложно представить без крепкой индустриальной базы. Как показывает практика, именно широтой промышленных возможностей во многом определяется устойчивость социально-экономического курса. В свою очередь открывать новые горизонты в многоотраслевом хозяйстве позволяет основательность кадрового обеспечения.

Ощутимый вклад в подготовку квалифицированных специалистов, рабочих для производственных и строительных предприятий Енисейской Сибири вносит Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса.

Актуальные ориентиры

На сегодняшний день колледж является одним из самых крупных учреждений Красноярского края в системе среднего профессионального образования. Его современная структура сформировалась в 2015 году - с присоединением к колледжу профессионального лицея № 8 и Ачинского политехнического техникума.

По существу сложившийся комплекс - единственное в регионе многопрофильное среднее профессиональное учебное заведение, где готовят кадры для одного из градообразующих предприятий Ачинска - глинозёмного комбината (АО «РУСАЛ АЧИНСК»). Впрочем, выпускники колледжа успешно находят применение своим знаниям и навыкам в достаточно широком спектре промышленной индустрии.

Качественное обучение в соответствии с требованиями времени - результат тщательно проработанной концепции учебного процесса с воплощением эффективных методик и современных профильных технологий. Однако, прежде всего это заслуга высокопрофессионального педагогического коллектива.

По словам руководителя КГБПОУ «Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса» Алексея Мельникова, сейчас в образовательном учреждении с учётом административного персонала трудится более 250 человек. Подавляющее большинство педагогов, включая мастеров производственного обучения, обладает первой либо высшей квалификационными категориями.

Ежегодно в колледже учится более 3 000 человек по всем формам обучения. Каждый год сюда поступает от 270 до 350 ребят. В том числе принимаются молодые люди с ограниченными возможностями здоровья, выпускники коррекционных школ. Количество желающих получать здесь среднее профессиональное образование не иссякает, скорее наоборот. И поскольку своё влияние оказывают общие для отечественной образовательной системы тенденции с сокращением числа бюджетных мест, в колледже дополнительно открыто отделение с платным обучением.

В целом, продолжительность учебных курсов составляет от двух лет и десяти месяцев до четырёх лет. Колледж готовит как отраслевых специалистов среднего звена, так и представителей рабочих профессий по широкому спектру направлений, востребованных на рынке труда.

Среди таковых: «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Металлургия цветных металлов», «Ремонт и обслуживание механического оборудования», «Сантехнические устройства и системы кондиционирования», «Ремонт и обслуживание электромеханического и электрического оборудования», «Специалисты IT-технологий», «Ремонт и эксплуатация радиоэлектронного оборудования», «Экономика и бухгалтерский учёт».

Как рассказал Алексей Мельников, старшекурсники проходят производственную и преддипломную практику либо на Ачинском глинозёмном комбинате, либо на площадках других предприятий и организаций города. Такие подходы в учебном процессе помогают молодым людям тщательно осваивать свои профессии и, как следствие, успешно трудоустраиваться.

Продуктивные решения

Практикоориентированность сегодня становится неотъемлемой частью и аттестационных механизмов. С текущего года в колледже в рамках системы государственной итоговой аттестации активно внедряется демонстрационный экзамен.

К примеру, в этом учебном году студенты, проходившие обучение по направлению «Экономика и бухгалтерский учёт», подтвердили приобретённые знания именно на итоговом демоэкзамене.

Более того, такой способ оценивания уровня профессиональной подготовки учащихся отныне станет базовым в учебном заведении и на этапе промежуточной аттестации. Первый подобный опыт уже получили ребята, представляющие направление IT-технологий.

В колледже рассчитывают ввести демонстрационный экзамен в широкую практику как ключевой аттестационный инструмент во всех направлениях обучения. По мнению специалистов, новшество оправдывает себя, поскольку, в отличие от традиционных экзаменов по билетам, позволяет учащимся наиболее полно раскрывать профессиональные навыки.

Вместе с тем эксперты обращают внимание и на то, что специфика оценочных критериев в методиках демоэкзамена, сориентированных прежде всего на аттестацию представителей рабочих специальностей (отсюда прослеживается крепкая опора демоэкзамена на стандарты, принятые в международном движении WorldSkills), пока не достаточно универсальна. И это может создавать некоторые сложности при оценивании знаний студентов в отдельных направлениях учебных программ.

С учётом подобных аспектов в Ачинском колледже отраслевых технологий и бизнеса сейчас тщательно прорабатываются возможности наиболее органичной интеграции демоэкзамена в учебный процесс.

- Мы стараемся чётко следовать веяниям времени, движемся в фарватере современных образовательных технологий. Хотя в чём-то некоторая доля здорового консерватизма полезна и даже необходима, - убеждён Алексей Геннадьевич.

В частности, отметил руководитель образовательного учреждения, несмотря на вполне успешное применение в колледже методик дистанционного обучения, что весьма наглядно подтвердил сложный период первых волн пандемии коронавирусной инфекции, всё же полностью исключать живое общение преподавателя с обучающимися нежелательно. Ведь, например, вряд ли можно научить профессии каменщика или отделочника исключительно по интернету.

- Думается, успех заключается в разумном сочетании удобств дистанционных технологий и преимуществ прямого взаимодействия ученика с педагогом, - подчеркнул Алексей Мельников.

Стремление к лидерству

Об эффективности воплощаемых в колледже решений убедительно говорят многочисленные достижения студентов образовательного учреждения. Так, среди учащихся немало призёров и победителей региональных чемпионатов WorldSkills Russia («Молодые профессионалы»), участвовать в которых колледж начал с 2015 года.

Причём, представители направления IT-технологий и вовсе сумели выйти в таких соревнованиях на общефедеральный уровень -- некоторым ребятам довелось посостязаться в финалах национальных чемпионатов в компетенциях «Сетевое и системное администрирование», «Веб-дизайн и разработка», «Разработка компьютерных игр и мультимедийных приложений».

Не менее ярких успехов добились и студенты, осваивающие направление «Строительство зданий и сооружений», - в компетенциях «Технологии информационного моделирования (BIM)» и «Сухое строительство и штукатурные работы». С недавнего времени соревнования по компетенции «BIM» колледж проводит и на собственных площадках. Кроме того, подана заявка на формирование здесь центра компетенции «Технологии информационного моделирования (BIM)».

А два года назад коллектив Ачинского колледжа отраслевых технологий и бизнеса сделал ещё один важный инициативный шаг, открыв набор учащихся на годовое обучение в инженерно-технологическом классе по направлению металлургии. Практика подтвердила правильность такого пути, и в настоящее время предполагается продолжить учебную программу с созданием аналогичных классов уже по другим отраслевым направлениям.

- Если говорить о достижениях наших учеников, следует также отметить крепкие результаты ребят в состязаниях известного международного студенческого кейс-чемпионата Metal Cup, ориентированного на вовлечение деятельной молодёжи в мир современных производственных стратегий в области развития металлургических комплексов. Колледж участвует в этом движении с 2018 года, и отдельным студентам уже удалось проявить свои способности в составе национальной сборной, - не без гордости за воспитанников рассказал Алексей Мельников.

Укрепляют знания учащиеся и в ходе ежегодных научно-практических конференций, посвящаемых актуальным тенденциям в строительной отрасли. По обыкновению такие форумы получаются достаточно представительными.

К примеру, в конференциях участвуют преподаватели и студенты инженерно-строительного института СФУ. Почётным гостем традиционно является советник губернатора Красноярского края и заведующий кафедрой инженерных систем зданий и сооружений ИСИ СФУ профессор, доктор технических наук Анатолий Матюшенко.

Кроме того, в режиме онлайн к работе конференций присоединяются и представители других отраслевых учебных заведений Сибири. Также прорабатываются перспективы вовлечения в круг участников коллег из стран ближнего зарубежья.

Господдержка - значимый фактор

Безусловно, динамичное совершенствование учебного процесса невозможно без современного инструментально-технического оснащения. Этому вопросу в колледже уделяется большое внимание. В частности, только компьютерные классы в здании образовательного учреждения занимают целый этаж.

И всё же в руководстве колледжа вынуждены отметить, что материальная база здесь формируется с некоторым отставанием от текущих модернизационных процессов в действующей промышленности. А хотелось бы идти вровень или даже с некоторым опережением, чтобы выпускники могли как можно быстрее включаться в рабочие алгоритмы при трудоустройстве на основе максимально отточенных в период обучения в колледже профессиональных навыков.

- Как правило, приходится закупать импортное оборудование, включая компьютеры с лицензионным программным обеспечением, а это довольно дорогое удовольствие - тем более на фоне стремительной инфляции, удешевляющей рубль по отношению к мировым валютам. Поэтому динамично обновлять техническую базу колледжа только за счёт собственных ресурсов чрезвычайно сложно. Последовательная господдержка просто необходима. Как и при ремонте корпусов общежития, где колледжу сегодня требуются весомые инвестиции, - пояснил Алексей Геннадьевич.

Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса - по-настоящему востребованная у молодёжи образовательная площадка. Сюда стремятся поступить на учёбу не только жители Ачинска и прилегающих территорий, но и ребята из других районов края. И с наличием дополнительных мест в общежитии колледж мог бы фактически удвоить набор студентов.

- В ряду ключевых задач для нас остаётся сохранение действующих направлений обучения, а по возможности и добавление новых (например, в области подготовки мастеров сварочного производства), а также дальнейшее развитие в колледже единой цифровой образовательной среды. Уверен, новые успехи не за горами. Надеемся, действенное участие государственных целевых программ в сфере образования этому поспособствует, - заключил Алексей Мельников.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры