Патриотами не рождаются - ими становятся

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

20.02.2021 12:43
0

Читать все комментарии

224

Не патетика лозунгов, а лишь деятельная государственная политика может помочь сохранить в среде молодёжи интерес и уважение к истории, культуре своей страны, к подвигам и достижениям соотечественников, прочно связать будущее подрастающих поколений с родными корнями.

В канун Дня защитника Отечества мы побеседовали с представителями коллективов нескольких красноярских муниципальных образовательных учреждений, а также с депутатом Законодательного Собрания Красноярского края, членом фракции "Единая Россия", Почётным гражданином Красноярска Владимиром Чащиным на животрепещущие темы патриотического воспитания. Обсудили значимость адресованных юношеству проектов, часть из которых воплощается сегодня при личном участии Владимира Фёдоровича.

И словом, и делом

Патриотизм для Владимира Фёдоровича, отдавшего много лет работе в составе Красноярского городского Совета депутатов, а с 2016 года - на посту депутата ЗС по Ленинскому одномандатному избирательному округу № 1, отнюдь не что-то абстрактное.

Вполне конкретную смысловую глубину этого понятия он постиг ещё в юности, когда ему довелось трудиться электромехаником на железной дороге, а перед этим пройти путь срочной армейской службы от рядового до старшины. За успехи в боевой и политической подготовке Владимир Чащин занесён в списки Книги почёта своей войсковой части.

- Признаться, лично для меня, как и для подавляющего большинства моих сверстников, военная служба стала в юношестве важным жизненным этапом. Именно в армии я окреп физически, превратился из мальчугана в мужчину. Тогда же воспитывались и ключевые качества характера: терпение, выдержка, сосредоточенность и ответственность. Горжусь тем, что служил в войсках ПВО и нёс боевое дежурство по охране воздушных рубежей страны. Время меняет мир, и вслед за этим меняется наша армия, совершенствуя свою боеспособность. Однако в основе по-прежнему лежат базовые принципы: долг, честь, верность Отечеству, - подчеркнул Владимир Чащин.

Сегодня депутат, опираясь на богатый жизненный опыт и профессиональный стаж, считает исключительно важным приоритетом решение задач по воспитанию молодёжи в духе гражданственности и непреходящих культурных ценностей.

По его словам, существенное значение обретает последовательно усиливающаяся в последние годы системная государственная поддержка образовательных и спортивных проектов, общественных инициатив, нацеленных на сохранение у подрастающих поколений устойчивого духовно-нравственного стержня.

Чаще всего это не банальные уроки в классах, а занятия, увлекающие подростков широтой созидательных возможностей, позволяющие им полнее раскрывать свои творческие способности, узнавать мир в ярких красках собственных открытий и в богатой палитре добрых эмоций.

Именно такой конструктивный заряд, к примеру, несёт в себе движение школьных музеев. В Красноярске их число неуклонно растёт. Как правило, выставочные стенды не ограничиваются одной тематикой, а рассказывают об истории учебных заведений, любопытных фактах и событиях из жизни края, и, что чрезвычайно важно, - о страницах боевой славы, вписанных сибиряками в историю в годы Великой Отечественной войны, а также в ходе современных локальных войн.

Как отметил Владимир Чащин, школьные музеи по сути выполняют роль центров дополнительного образования, успешно аккумулирующих вокруг себя молодёжь, причём не в принудительном порядке, а вызывая у ребят подлинный интерес к занятиям по краеведению, истории, изучению национальных культурных традиций.

Таким образом, убеждён депутат, государственная поддержка развития школьных музеев - насущная необходимость, ведь это создаёт новые стимулы в продвижении обучающих проектов с хорошим воспитательным эффектом. А их актуальность в современной молодёжной среде очевидна.

При этом сам Владимир Фёдорович не остаётся в стороне. Ещё со времени работы в Красноярском городском Совете депутатов он регулярно бывает в гостях у активистов в школах, помогает решать насущные вопросы, вязанные с обустройством школьных музеев, способствует пополнению коллекций экспонатов.

Парламентарий убедителен в доводах о том, что при желании можно сделать немало доброго и полезного, если не скупиться на усилия и грамотно использовать потенциал целевых государственных программ.

Уроки с душой

Практика подтверждает - с появлением в школах музейных площадок прибавляются возможности доносить до молодёжи тот массив знаний, который в силу известных лимитов учебной программы оставался бы без должного внимания.

В числе множества примеров - открывшиеся в своё время в музее общеобразовательной школы № 16 выставки с фотоэкспозициями, посвящённые истории Красноярского края. Владимиру Чащину, в тот период возглавлявшему горсовет, довелось принять участие в этом событии и увидеть, насколько значимым оно получилось для воспитанников школы.

По словам Владимира Фёдоровича, дети самостоятельно подготовили несколько стендов, где разместили официальные символы Красноярья, исторические заметки о Енисейской губернии и создании Красноярского края в 1934 году, о биографиях губернаторов региона. Нашлось место в экспозиции и рассказам о важных событиях современности. Также были оформлены площадки, посвящённые этнографии, геологии и географии края.

- Бросалось в глаза то, с каким неподдельным интересом ребята отнеслись к такой работе. И это чрезвычайно важно, ведь только проникнувшись душой к истории и традициям своей малой родины можно объять сердцем и всё большое Отечество. Лишь в случае, если молодые люди знают и ценят свои истоки, они могут отождествлять их с собственными судьбами, хранить в себе любовь и уважение к национальной культуре, языку. А значит, будет желание преумножать достигнутое и при необходимости защищать. К слову, для школы № 16 военная история страны - важная часть летописи самого учебного учреждения, ведь открылась школа в суровом 1942 году, - рассказал Владимир Чащин.

В том же году на севере края произошли события, в определённой степени повлиявшие на ход Великой Отечественной войны. Моряки и бойцы береговой охраны порта Диксон сорвали замысел фашистов парализовать Северный морской путь и таким образом оборвать важные маршруты снабжения частей Красной армии материальными ресурсами.

Подвиг защитников сибирской Арктики и в целом тема Победы советского народа над фашизмом сегодня ярко отражены в экспозициях музея 16-й школы. Более того, несколько лет назад здесь появились особые экспонаты, переданные в дар Владимиром Чащиным. Это морские кортик и белая фуражка - парадные атрибуты офицеров командного состава ВМФ СССР. Подарок символичен как знак преемственности славных традиций побед в армии и на флоте нашей страны.

- Такое внимание - не разовые акции, - отметил Владимир Фёдорович. - Депутаты городского Совета, представители законодательной власти в крае на протяжении многих лет системно поддерживают творческие проекты наших образовательных учреждений. Только в моём избирательном округе за последние годы были отремонтированы или укомплектованы оборудованием музеи в нескольких школах, включая школы №№ 13, 44, 47, 50, 148.

Большое наследие

Действенная помощь начинаниям энтузиастов, объединённых работой патриотического направления, нередко дарит жизнь весомым проектам, которые в свою очередь уводят подростков со скользкого пути воспитания "улицей", приобщают ребят к истории страны, задают им ориентиры в личном самосовершенствовании.

- Настоящим подарком считаем проведённые несколько лет назад в нашей школе ремонтные работы, организованные благодаря поддержке Владимира Чащина. Депутат принял активное участие в разработке, а затем и в торжественной церемонии открытия мемориальных досок, посвящённых памяти воина-интернационалиста Николая Донского, имя которого носит школа, а также моряка-тихоокеанца Дмитрия Коваля. И Николай, и Дмитрий - наши выпускники. Теперь застывшие на изображениях портретные черты героев - словно зримое напоминание об их мужестве, - рассказала директор школы № 50 Галина Верейкина.

По словам Галины Григорьевны, сегодня подробнее узнать о судьбах двух отважных сибиряков учащимся школы совсем не сложно - достаточно побывать в школьном музее боевой славы и ознакомиться с представленными там экспозициями. Между тем такие знания служат весьма точным ориентиром в воспитании характеров - слишком впечатляют страницы коротких биографий Николая Донского, Дмитрия Коваля...

...После окончания школы Николай стал активно готовиться к службе в ВДВ, учился прыгать с парашютом в аэроклубе ДОСААФ. К спортивным увлечениям добавил ещё и занятия боксом. Завершив учёбу в Красноярском механическом техникуме в 1984 году, Николай получил распределение на "Красмаш". Однако поработать толком не успел - парня призвали в армию. В это время уже вовсю полыхала война в Афганистане.

Донской забросал командование рапортами с просьбой направить его в ДРА. Удалось. Попал в полковую разведку 357-го парашютно-десантного полка легендарной гвардейской 103-й дивизии ВДВ. И за короткое время сумел проявить себя с самой лучшей стороны. Вскоре он уже исполнял обязанности старшины роты. Был награждён медалью "За отвагу".

В сентябре 1985 года во время одной из операций по прочёсыванию зелёной зоны в провинции Вардак Николай, двигавшийся первым в группе разведчиков, попал в засаду, оказавшись под ураганным автоматным огнём. Он успел среагировать, однако одна из пуль его догнала. Николай погиб. Посмертно сибиряк награждён орденом Красной Звезды.

Выпускник 2001 года 50-й красноярской школы Дмитрий Коваль ушёл служить в 2003 году на Тихоокеанский флот. Был матросом на атомной подводной лодке. Трагедия произошла в 2004 году: в отсеке, где находился Дмитрий, произошла аварийная ситуация. Коваль принял решение в одиночку бороться за живучесть отсека, велев сослуживцам немедленно покинуть место аварии. Закрыл аварийный отсек и себя в нём. А после произошёл взрыв.

Спасти Дмитрия не удалось. Ценой собственной жизни он сохранил корабль, спас 130 членов экипажа и предотвратил техногенную катастрофу. За совершённый подвиг Дмитрий Коваль посмертно награждён медалью Ушакова, являющейся флотским аналогом медали "За отвагу". В Красноярском крае это первый случай награждения медалью Ушакова за последние 20 лет...

- Экспозиции, рассказывающие о подвигах наших земляков, - гордость музея школы. А открылся он в декабре 2014 года. Получил статус районного. Фактически музей стал ещё одним центром учебной работы, собрал множество инициативных ребят. Более того, с его созданием появились новые перспективы в развитии созданного при школе поискового отряда "Красноярец", действующего в составе краевого поискового движения, - отметила Галина Верейкина.

Как рассказала директор школы, сегодня в рядах активистов, увлечённых благородным делом сохранения памяти о красноармейцах, без вести пропавших на фронтах Великой Отечественной войны, состоят почти 60 учеников 7-11-х классов. Руководит отрядом и школьным музеем преподаватель истории Александр Демченко.

Традиционно каждый год по весне в рамках участия во всероссийской Вахте Памяти отряд "Красноярец" выезжает на места боёв в район города Старая Русса Новгородской области. Находки ребят пополняют фонды и экспозиции школьного музея. Это фрагменты оружия, проволочных заграждений, каски, сапёрные лопатки, личные вещи бойцов...

Например, в прошлом году юным поисковикам удалось обнаружить особенно важные "артефакты": фронтовые медальоны с именами и фамилиями погибших солдат. Они, а также найденные вещи воинов были переданы родным, проживающим в Красноярском крае, Хакасии.

Вместе с тем ученики школы несут почётный караул у Вечного огня на Посту № 1, принимают активное участие в шествиях "Бессмертного полка".

- Как известно, сопереживание - лучший учитель. Поэтому важно, чтобы подростки мысленно и в душе проносили через себя всё то, что они узнают о тяжестях войны. Отрадно, что сегодня воплощаются новые общественные инициативы, вовлекающие молодёжь. Всё это в итоге служит серьёзным дополнением к курсу отечественной истории, преподаванию которого в рамках учебной программы, как мне кажется, следует уделять акцентированное внимание, - подчеркнула Галина Григорьевна.

С такими оценками сложно не согласиться. Это подтверждает и собранная в музее школы № 50 экспозиция, рассказывающая о фронтовом пути красноярца Михаила Межова - рядового 349-го стрелкового полка 26-й стрелковой дивизии.

Михаил Васильевич оказался в числе красноармейцев, совершивших значительно раньше подвиг, прославивший в феврале 1943 года Александра Матросова. За мужественный поступок сибиряк посмертно был награждён орденом Ленина.

Свершения земляков живут в благодарной памяти в том числе благодаря таким проектам как "Парта героя". В музее школы № 50 установлена почётная парта в память об отваге Николая Донского. В соответствии с традицией право сидеть за ней получают отличники учёбы.

- Торжественное открытие "парты героя" стало большим событием в жизни школы. У нас в гостях побывали инициатор проекта Юрий Швыткин (сейчас депутат Государственной Думы РФ от фракции "Единая Россия") и Владимир Чащин, с которым у школы сложилось крепкое плодотворное сотрудничество. То, что представители власти вносят вполне предметный вклад в работу с молодёжью, не может не радовать, - добавила Галина Верейкина.

Солидарна с мнением коллеги и директор средней общеобразовательной школы № 148 имени Героя Советского Союза Ивана Борисевича Юлия Бушланова. По её словам, системное взаимодействие с органами власти, партнёрство с советом ветеранов Ленинского района являются для образовательного учреждения хорошей опорой в развитии. Большое внимание школе уделяет Владимир Чащин, оказывая поддержку в её инфраструктурном обновлении.

В настоящее время учебный процесс в 148-й школе тесно связан с патриотическим воспитанием: учащиеся несут почётную караульную службу на Посту № 1, многие из воспитанников вовлечены в ряды всероссийского военно-патриотического общественного движения "Юнармия", активно участвуют во всероссийской Вахте Памяти.

Как рассказала Юлия Сергеевна, с 1990 года школа участвует в поисковом движении - ребята выезжают в экспедиции по местам боёв сибирских частей, в том числе в Новгородскую, Смоленскую и Ленинградскую области. А с 2005 года юные поисковики дополнительно включились в исследовательскую работу по изучению обстоятельств произошедших в Красноярском крае авиакатастроф, связанных с перегоном военных самолётов к линии фронта, и обучению лётных экипажей в годы войны.

Большой гордостью образовательного учреждения является школьный краеведческий музей имени Героя Советского Союза Ивана Борисевича, созданный в 2005 году путём слияния трёх музеев: прежде существовавшего в школе литературно-краеведческого музея "Наследие", музея "Память" школы № 54 и музея Центра образования № 4. В настоящее время возглавляет школьный краеведческий музей Надежда Павлович.

Все учащиеся школы регулярно бывают здесь на занятиях - в рамках программы "Музейный всеобуч". На площадках музея ведётся экскурсионная, учебно-исследовательская деятельность, проходят уроки истории, литературы, биологии, географии, классные часы, внеклассные мероприятия.

Многие экспонаты сделаны руками учеников. Свой вклад в развитие музея вносят и поисковики школы, предоставляя находки, привезённые из экспедиций. Например, это кожух от станкового пулемёта "Максим", найденный в Новгородской области, или фрагмент крыла советского бомбардировщика Ил-4, обломки которого были обнаружены поисковиками в 60 километрах от Красноярска.

В ряду особых экспонатов - портрет Ивана Борисевича, подаренный дочерью Героя Лидией Ивановной. И поскольку школа поддержала проект "Парта героя", в музее установлена своя почётная парта - в память об Иване Борисевиче.

Краеведческий музей школы № 148 заслуженно считается одним из лучших в крае. Он неоднократно признавался победителем во время ежегодных региональных фестивалей. В минувшем году вновь достигнут успех - по итогам конкурса музей школы № 148 оказался вторым среди лучших школьных музеев края.

Также второе место завоёвано во Всероссийском конкурсе "Лучший школьный музей, уголок памяти Великой Отечественной войны" - в номинации "Городской музей". В качестве награды выделен грант на развитие в размере 300 тысяч рублей.

- На средства выигранных грантов приобретается современное интерактивное оборудование, позволяющее в дистанционном режиме проводить онлайн встречи с ветеранами, экскурсии и выставки. Кроме того, создан фильм с презентацией занятий на площадках музея, а также появилась блог-страничка музея в сети Интернет. Мы стараемся идти в ногу со временем, использовать новые технологические возможности. Благодаря государственной поддержке делать это проще, - пояснила Юлия Бушланова.

В традициях лидерства

Жизнь показывает, что выстроенная на краевом и муниципальном уровнях государственная молодёжная политика создаёт необходимые условия для занятий ребят и дополнительные стимулы, задаёт подросткам верные ориентиры.

В частности, благодаря комплексным подходам и системной поддержке со стороны органов власти заметное развитие получил Красноярский муниципальный молодёжный военно-спортивный центр "Патриот".

Отсчитывающий свою летопись с середины 90-х годов, "Патриот" действует сегодня под патронатом Главного управления молодёжной политики и туризма администрации Красноярска. Центр уверенно несёт знамя одной из лучших детско-юношеских организаций в системе дополнительного образования города.

Традиционно курсанты "Патриота" составляют ряды наиболее активных участников проекта "Пост № 1", краевого поискового движения и всероссийского общественного движения "Юнармия". Также среди воспитанников центра немало отличников доармейской подготовки по спортивным и военно-прикладным дисциплинам.

Как отметил руководитель организации Валентин Буланков, в широкоформатную деятельность центра вовлечены на сегодняшний день около 10 тысяч парней и девчат. При этом занятия для курсантов в возрасте от 14 до 30 лет проводятся на бесплатной основе - за счёт финансирования из муниципального бюджета.

- В материально-техническом оснащении "Патриота" в последние несколько лет произошли основательные перемены: завершён капитальный ремонт основной учебно-тренировочной базы, расположенной в здании бывшего кинотеатра "Спутник" в Ленинском районе, отремонтированы и дооснащены филиалы организации в Советском и Свердловском районах. Центр полностью обеспечен всеми необходимыми материальными ресурсами. Приятно отметить, что нашей работе со стороны представителей краевой и городской власти уделяется широкое внимание, - рассказал Валентин Сергеевич.

Сейчас, подчеркнул руководитель "Патриота", прорабатывается проект создания на площадках организации Красноярского молодёжного центра исторической реконструкции. Инициатива нацелена на ознакомление красноярской молодёжи с вековыми традициями народов России, вехами освоения Сибири, историей основания Красноярска. Это может стать настоящим подарком к грядущему 400-летию краевой столицы. Поэтому в "Патриоте" рассчитывают на всестороннюю государственную поддержку в реализации замысла.

- Разумеется, значимость бережного отношения к вехам нашей истории невозможно переоценить. Потому, убеждён, государственная политика должна быть по-прежнему сориентирована на развитие конструктивных молодёжных проектов, - говорит Владимир Чащин.

На сегодняшний день, уточнил депутат, системность такой работы только усиливается. В частности, в минувшем году в Конституцию РФ была внесена новая статья 67.1., где указывается, что с помощью государственных механизмов следует создавать условия по воспитанию молодёжи в духе патриотизма, гражданственности, защиты исторической правды, прививать молодым людям уважение к старшим. Кроме того, внесены соответствующие поправки в федеральный закон "Об образовании", устанавливающие обязательную воспитательную роль для образовательного процесса.

Вместе с тем уже на период 2021-2023 годов предусмотрено увеличение финансирования государственных программ патриотического воспитания - как на федеральном, так и на региональных уровнях. А недавно на заседании фракции "Единая Россия" в Законодательном Собрании края было принято решение внести такие изменения в государственную программу Красноярского края по военно-патриотической работе.

- Со своей стороны намерен продолжать оказывать содействие в осуществлении проектов патриотической направленности. Предстоит решить немало задач. Их важной составляющей обещает стать исполнение поручения президента страны о создании единого учебника по истории России для средней школы, который должен быть написан хорошим русским языком и не иметь внутренних противоречий, двойных толкований. В целом без возрождения национального достоинства, веры в будущее невозможно поступательное развитие нашей великой Родины, - заключил Владимир Чащин.

Из первых уст:

Лада СЕМЕНЮТА, ученица 11-го класса школы № 148:

- С большим интересом погрузилась в занятия на площадках нашего школьного краеведческого музея. Всё началось с уроков русского языка и литературы, которые учитель Татьяна Александровна Боковикова нередко проводила именно в музее. Со временем я втянулась в такую учебную работу, стала сама вести экскурсии и музейные занятия для учащихся младших классов, вошла в состав совета музея. Родные тоже поддержали мои устремления. Открываю немало интересных страниц в истории края, страны, больше узнаю о вехах Великой Отечественной войны. Особенно почётно, что уже не первый год подряд школьный музей сохраняет право хранить дубликат боевого знамени 365-го стрелкового полка, в составе которого воевал мой прадедушка.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры