Праздник театра Юрия Ивановича Гвоздикова

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

17.02.2021 19:14
0

Читать все комментарии

1199

Не могу писать общие слова о Заслуженном деятеле искусств России Юрии Гвоздикове, недавно ушедшем из жизни: горло сжимает тоска по его юмору, энергии и редкой теплоте и доброжелательности.

Вспомню то, что сама видела, чувствовала, переживала, общаясь с ним, и дам слово его коллегам, друзьям и соратникам, что его любили и уважали.

Пришла я в театр музыкальной комедии "по знакомству": работала в ТЮЗе педагогом, мечтала писать о театре, об этом узнала ответственный секретарь СТД Вера Ситникова, с которой была в дружеских отношениях, она поговорила с главным режиссёром Юрием Гвоздиковым: у него тогда не было завлита.

Мы встретились, и у меня началась совершенно другая жизнь: новые произведения, которые он придумывал и ставил, волшебная музыка и актёры, в которых нельзя было не влюбиться! Всех не перечесть, назову лишь немногих. Это Тамара Агапова, Клавдия Гегель-Бородина, Святослав Олейник, Владимир Ожерельев, Лилия Унгар, Тамара Михайлова, Василий Вавилов, Владимир Экнадиосов, Фёдор Калашников, Валерий Шорохов, Владимир Полубоярцев...

В те годы был в театре изумительный балет под руководством Анатолия Гулеско, сочинителя изысканных номеров, где блистали солисты Виктор и Нина Стрюковские, а когда выходила на сцену Тамара Назари-Назарова, у меня захватывало дух. А какие работали дирижёры - Виталий Витковский, Юрий Поломский, Нариман Чунихин, Вячеслав Блинов...

Прирождённый лидер

Гвоздиков был натурой страстной, азартной, чувственной, полной радостного восприятия жизни и людей. В нём был кураж и та колоссальная энергия, что притягивала к нему буквально всех - композиторов и поэтов, драматургов и художников, артистов и зрителей.

Вокруг него всё кипело и бурлило, пело и искрилось, зажигаясь его замыслами и их воплощением. А его легендарный юмор заставлял смеяться всех и в дружеских компаниях, и в зрительном зале, где на сцене он творил свои уникальные спектакли.

При мне создавалась музыкальная комедия "Бабий бунт" Евгения Птичкина, в которой казачки, устав от грубости и лени мужей и женихов, решили проучить их, уйдя с хутора. Это надо было видеть и слышать! А главное - ощутить ту истинно русскую народность, которая потрясала публику в этом весёлом и тёплом спектакле. Именно народность, которой сполна обладал Юрий Гвоздиков, по корневой своей природе, на генном уровне.

Ещё одной его грандиозной работой стала музыкальная героическая драма "Соколиная песня", где он сам создал пьесу по уральским и сибирским сказам и поставил спектакль, пригласив в соавторы поэта Наума Олева, композитора Илью Шахова и балетмейстера Леонида Таубэ.

Ну а "Опалённые строки", рождённые им к юбилею Победы, где он тоже написал пьесу с мощным действием, вставив известные песни и стихи военных лет, превратились в триумфальное шествие по всей стране, куда бы театр ни приезжал на гастроли, собрав все мыслимые призы и награды СССР.

Множество наград получили и другие его творения.

- Гвоздиков появился в театре в 1974 году "как свет в окне", как свежая кровь в сосудах,- признался артист театра и кино Валерий ШОРОХОВ (Москва).- И сразу выпустил обойму новых спектаклей: "Акулина", "Левша", "Тогда в Севилье"... Это было новое слово в театре с "замахревшим" репертуаром... Он был решителен, смел, режиссёрский метод его был интересен, начиная с читки пьесы, разработки и анализа актёрских образов в застольном периоде, с ярким показом (он ведь вышел из актёров) уже при воплощении замысла на сцене. Он стал ярким полпредом театра, приобретя за короткое время безусловный авторитет как главный режиссёр среди актёров и зрителей.

Событием в театре, крае и стране стал спектакль "Опалённые строки", поставленный им к 30-летию Победы. А с каким удовольствием и азартом играли в нём мы, актёры, как, впрочем, и во всех его спектаклях. Он первым на моей памяти из руководителей стал принимать активное участие в решении квартирного вопроса.

Как режиссёр был строг, но справедлив и демократичен, обладал искромётным юмором, мог порадовать никогда прежде не слышанным анекдотом! Актёрам воздавал по заслугам и способностям. Привёз с собой группу талантливых солистов, в том числе Владимира Экнадиосова, ставшего Лауреатом премии имени М. И. Глинки, а впоследствии - солистом ГАБТА Белоруссии.

- Юрий Иванович был всегда открытым человеком, но без фамильярности,- вспоминает Александр БАЖЕНОВ, главный художник Музыкального театра, заслуженный деятель искусств РФ.- Принципиальным, но без закидонов и конгениальности. Казался простым и незатейливым, а на самом деле был мудрым и серьёзным и в репертуаре, и в отношениях с людьми.

С ним было интересно работать: он понимал, что ему надо, и отмечал хорошее в том, что сделали люди. И всегда думал о театре, помогал, когда был председателем СТД Красноярска и депутатом. В последние годы болел: несчастье с сыном его сломило. Все плакали, очень тяжело было. А сейчас и он ушёл, и душа моя трепещет и плачет: для меня это большая потеря.

Отечество и отцовство

- Юрий Иванович был душой компании, балагуром, вечным придумщиком и неиссякаемым источником анекдотов и шуток,- вспоминает Заслуженный артист РФ Владислав ПИТАЛЬСКИЙ.- Как режиссёр он указывал мне путь, но никогда не обрубал крылья, давая возможность проявить себя. Когда готовился мой бенефис, он сказал: "Влад, иди и делай, я тебе доверяю. Если нужно, приходи: поможем".

У него был индивидуальный подход к каждому. В меня он верил с первой роли в "Цыганской любви" и как будто нёс на руках. Хотя мог и по шапке дать, и корректировал часто, но никогда не срубал на взлёте. Видно, у меня это как у режиссёра засело: помогать и вдохновлять актёров. Он был мне как отец, и я относился к нему как сын.

Конечно, случались неурядицы, но всё сразу уходило, так как у нас шёл постоянный диалог. И всегда был успех! А для меня это была первая победа в театре: краевая награда "Хрустальная маска" за роль сыщика Петиша. При Юрии Ивановиче у меня всё и началось. Я звание получил, а как апогей - золотую статую "Наше наследие" за вклад в развитие края в области культуры, которую мне вручил губернатор.

- Когда у кого-то случалось несчастье, семейные проблемы, Юрий Иванович во всё вникал и всегда помогал,- вспоминает Вера СИТНИКОВА, что прошла путь от курьера в ТЮЗе до директора оперного театра.- Его уважали и любили многие, приглашали на праздники, которые он вёл, смеша всех, будучи лёгким и общительным, и, конечно, был вхож в кабинеты начальства. Приходил в крайком партии и говорил, что этому артисту негде жить, а у него жена, дети. И парню давали квартиру. И он был весь в этом: если кому-то помогал, то до конца.

- Для него главным в театре были актёры, и у них не было неудач,- считает Галина ГУЛЕСКО, служившая в театре в хоре, актрисой, а 30 лет - заведующей труппой.- Распределение ролей у него было шикарное. Ну а "Соколиная песня" - вообще его детище! Какая там была Полька у Тамары Агаповой! У меня был мороз по коже, когда она пела. Гвоздиков из неё сделал конфетку! При нём впервые в истории театра актриса, и именно Агапова, получила звание народной! Работалось с ним легко: он не грешил зазнайством, и был для всех своим. Никто при нём не был брошен в театре.

- У Гвоздикова был вкус к актёрам,- убеждена Людмила МИХНЕНКОВА, актриса театра имени А. С. Пушкина, Заслуженная артистка РФ.- И труппа при нём была собрана потрясающая. Он не раскидывался. Берёг артистов, любил их. Собирал. Добывал для них квартиры. Театр не бедствовал при нём. А в лихие 90-е они с нашим директором Игорем Бейлиным сколотили фонд "Театрон", добывая деньги у богатых людей, и нам давали денежку, так мы и выживали! Государство нам тогда платило копейки, и этот фонд нас спас.

- Гвоздикову, моему первому режиссёру, я доверял,- сказал Василий ВАВИЛОВ, Заслуженный артист РФ, профессор института искусств имени Д. А. Хворостовского.- В "Соколиную песню" он пригласил балетмейстера Леонида Таубэ из Московской оперетты, который нам дал невероятно сложный хореографический язык к музыке в стиле фолк, и я там две пары туфель порвал.

Было безумно интересно: много хулиганства и всплесков высокой правды. Когда Тамара Агапова пела куплеты Польки, в зале плакали навзрыд! Там была прекрасная работа Валерия Шорохова, игравшего Барина. Юрий Иванович ценил талант и людей, потому у нас и была уникальная труппа. Мария Викс, Народная артистка РФ, солистка Свердловского театра музкомедии, говорила, что у нас мужской состав посильнее, чем у них.

- Юрий Иванович был очень добрым и доверчивым, этим пользовались,- говорит солистка музыкального театра, Заслуженная артистка РФ Ирина БОЙКО.- Он обо всех заботился и всегда помогал! Что бы ни случилось, все бежали к нему. Самое главное в нём было: "Чем помочь?! Надо подумать". Даже в последнее время, когда самому было плохо, если кто заболевал, он говорил: "Надо же чем-то помочь! Лекарства? Что?"

Человек-праздник

Классическая оперетта - это брызги шампанского, любовь и искромётный юмор. Гвоздиков ставил её, вникая в жизнь графов и князей, наряжая их с художниками Владимиром Алексеевым и Евгением Алтыновым в шикарные костюмы, погружая в красивейшие декорации. Но оставляя при этом в героях ту чувственную сферу, без которой не может жить ни один человек. Он играл, как фокусник, юмором, вложенным в произведение, щедро даря его публике.

Я смотрела спектакли по многу раз, а когда шла "Графиня Марица", бежала со всех ног в зал, едва раздавалась музыка чардаша Тасилло, которого играл великолепный Фёдор Калашников. Он начинал петь с тихой грустью: "Блистательный успех и я когда-то знал", медленно танцевать любимый танец, а потом бросался в него, как в омут...

- Юрий Иванович для меня прежде всего мощный режиссёр и удивительный человек,- говорит Ирина Бойко.- Он понимал актёров, чувствовал их. Однажды я спросила, как он придумывает спектакль? "Я вижу его сразу весь, а потом нахожу для него актёров",- ответил он. Ему важно было занять всю труппу: молодёжь, среднее поколение, старшее. Чего сейчас у нас в театре нет.

Он так точно распределял силы, что почти каждый спектакль ложился на весь коллектив: и "Акулина", и "Дамы и гусары", и "Женихи". Это был репертуарный театр, где шла классика, советская и современная оперетта, музыкальные комедии, мюзиклы. И у него был удивительный масштаб мышления! А какие он ставил массовые мероприятия! Я уж не говорю о концертах к Дням Победы, которые до сих пор все помнят!

Говорили, что это человек-праздник. И это правда! Где бы он ни появлялся: в коллективе, на вечере, в гостях,- начиналась иная жизнь. Его любили слушать, а он с любым человеком мгновенно находил контакт, говорил на равных и с министром, и с рабочим сцены. С ним все чувствовали себя уютно и радостно. Уважали и обожали.

А как он находил общий язык с меценатами! Когда театр в 90-е был в плачевном положении, денег не было на зарплату актёрам, он находил спонсоров, которые нам платили! В то время часто в театре не было средств ни на что. А мы вдруг ставим "Девичий переполох" с шикарными костюмами и декорациями! Он умел всё найти для театра, со всеми договориться, всё организовать. Наш директор Геннадий Перцев летал тогда в Эмираты закупать эти жемчуга (бижутерию) и ткани. Тогда ведь у нас ничего нельзя было достать!

И ещё очень важно: с уходом Юрия Ивановича из театра исчез смех и живой, настоящий юмор! Все почувствовали, что на спектаклях стали мало смеяться, почти нет юмора, который всегда радовал в его спектаклях. Вспомните, какой был гомерический хохот в "Бабьем бунте"! Да во всех его спектаклях было так много смеха и юмора! А сейчас люди порой не знают, где же смеяться.

* * *

Зайдя на сайт театр - театра, который Заслуженный деятель искусств России Юрий Гвоздиков возглавлял 20 лет, и открыв страницу истории, вы не найдёте там ни его имени, ни спектаклей. Да и других имён, создававших славу театру, тоже.

Есть лишь две фамилии - первого директора и главного режиссёра, что в 1959 году открыли театр, и скан титула программки первого спектакля "Вольный ветер". А в новостях, где скорбная весть, лишь ряд абзацев о заслугах и регалиях. Значит, нужно умереть, чтобы о тебе на время вспомнили?

Наталья САВВАТЕЕВА.

Москва.

Фото Александра МИЩЕНКО и Анатолия БЕЛОНОГОВА.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры