Герой соцтруда Михаил Шаламай был первым директором ОПХ "Солянское"

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

27.11.2020 16:19
0

Читать все комментарии

966

В прошлом году летом был широко и празднично отмечен 90-летний юбилей ОПХ "Солянское" и села Новая Солянка.

Но в этой круглой дате есть один немаловажный нюанс - на самом деле до 1961 года это хозяйство называлось Камалинским зерносовхозом-гигантом, который работал в связке с Красноярским научно-исследовательским институтом сельского хозяйства. Расположен институт в ту пору был тоже в Новой Солянке.

И что очень интересно, на следующий год уже ОПХ "Солянское" исполнится 60 лет, но за этот солидный срок в хозяйстве было всего четыре директора. Каждый из них внёс свою лепту в его развитие, а самое главное, проработали все на руководящей должности немало лет.

Михаил Шаламай отдал родному хозяйству 15 лет, Юрий Кожуховский - 9, Николай Золотухин - 18 лет. На 19-й год пошёл трудовой стаж и нынешнего директора Якова Энгеля. О каждом можно написать целую книгу, поскольку ОПХ "Солянское" было и есть - главный производитель элитных семян зерновых культур в Красноярском крае.

Сегодня расскажу о первом директоре ОПХ Михаиле Акимовиче Шаламае. Его трудовая биография, да и вся жизнь - это слепок, свидетельствующий о развитии молодой Страны Советов.

Родился Михаил 23 мая 1913 года в деревне Ивановке Киевской губернии в семье крестьянина-батрака. С 10 лет начал работать на более зажиточного селянина и, наверняка, никогда бы не выбился в люди при царском режиме. Но после Октябрьской революции новая власть объявила войну кулакам, и вместо батрачества парень был отправлен в семилетнюю школу.

Окончил он её на отлично и был направлен на курсы учителей. Однако Михаила уже в ту пору тянуло к земле, к крестьянскому труду в поле, и он в 1933 году поступил на рабфак Московского института селекции и семеноводства, который затем перевели в Харьков.

Молодого специалиста направили на работу в Сибирь, в Камалинскую государственную селекционную станцию, которая была прописана в Новой Солянке. Здесь ему дали должность агронома-семеновода элитного хозяйства. Но проявить свои знания в деле Михаилу Акимовичу сразу не пришлось, его на два года забрали в армию.

Когда офицер вернулся в Новую Солянку, ему сразу предложили должность заведующего элитным хозяйством. Но не прошло и года, как началась Великая Отечественная война. До 1944 года Михаил служил в части, которая готовила солдат умело воевать на фронте. А когда до Победы оставался год с небольшим, его назначили интендантом управления тыла второго Украинского фронта. Офицер Шаламай прошёл Румынию, Венгрию и Австрию. Сибиряк с украинским акцентом Победу встретил в Вене.

В Новую Солянку фронтовик вернулся весной 1946 года. Стал опять работать заведующим элитным хозяйством. А через десять лет селекционная станция была преобразована в Красноярский НИИСХ. Это быстро сказалось на карьерном росте бывшего агронома-селекционера.

В 1959 году Михаила Акимовича утвердили заместителем директора института по производству. Но и эта должность оказалась недолговечной. Через два года в Москве было принято решение вместо Камалинского зерносовхоза организовать при Красноярском НИИ сельского хозяйства опытно-производственное хозяйство "Камалинское", которое затем переименовали в "Солянское". Первым его директором стал Михаил Акимович Шаламай.

Тут хотел бы сделать небольшое отступление. Наша семья в это время жила в посёлке Казачка, где отец работал на кране, отгружая лес для ОПХ. А в 1966 году нам дали трёхкомнатную квартиру в деревянном двухэтажном доме на улице Центральной в Новой Солянке. Поэтому трудовая жизнь хозяйства и его директора, можно сказать, проходила на моих глазах.

Михаил Акимович был не просто талантливым руководителем, но и очень душевным человеком. Хорошо помню, как проводились в хозяйстве отсевки. Заранее мужики ловили рыбу в прудах, а их жёны стряпали различные кушанья, а потом выбирали солнечный день и на большой поляне накрывали столы и во главе с директором щедро, с сибирским размахом, отмечали окончание посевной.

Ещё помню, как мой отец подходил к Михаилу Акимовичу и просил у него какую-нибудь машину, чтобы проведать мать в Казачке. Отказа никогда не было. Директор тут же вызывал главного инженера Николая Подосочного и велел ему отдать свою машину моему отцу. Позже батя уже напрямую обращался к главному инженеру.

А про использование автокрана на личном покосе и говорить нечего, спрашивать на это разрешение вообще не приходилось. Уверен, так же охотно Михаил Шаламай помогал и другим работникам ОПХ. Потому в хозяйстве все работали от темна до темна.

Однажды, помню, дожди долго не давали убрать хлеб, и Михаил Акимович обратился к рабочим с просьбой выйти на косьбу с обычными литовками. Мой отец был первым в этой большой бригаде.

Самым удачным для солянцев выдался 1965 год. Тогда с каждого из четырёх тысяч гектаров было намолочено по 28 центнеров зерна. За такие трудовые рекорды и хорошо налаженную селекционную работу по получению новых сортов зерновых, гороха и картофеля 23 июня 1966 года Михаилу Акимовичу Шаламаю Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением высшей награды Родины - ордена Ленина и золотой звезды "Серп и Молот".

Но и после столь высокой награды директор ОПХ оставался таким же сердечным человеком, который всегда видел нужды простых людей. Именно при Михаиле Шаламае Новая Солянка обрела черты образцового села с городским благоустройством. Здесь были одеты в асфальт многие улицы, появились двух- и трёхэтажные благоустроенные дома, построен современный Дом культуры.

Жить в этом селе стало очень удобно и престижно. Не случайно в ту пору в хозяйстве не возникало проблем с кадрами, хотя счёт зерноуборочных комбайнов и автомобилей шёл на многие десятки.

Директор заботился и о том, чтобы труд работников хозяйства также был отмечен высокими государственными наградами. К примеру, моего дядьку Николая, работающего в ту пору комбайнёром третьего отделения, наградили медалью "За трудовую доблесть". Три ордена "Знак Почёта" имел и бессменный парторг ОПХ Алексей Иванович Морозов.

А сам Михаил Акимович в 1971 был удостоен ордена Трудового Красного Знамени. Было у передового директора и несколько медалей ВДНХ, в том числе золотая и две серебряные. В годы советской власти государство не скупилось награждать своих кормильцев орденами и медалями.

Удивляться нужно другому. Как успевал Михаил Акимович Шаламай руководить передовым хозяйством, заботиться о коллективе, если в течение почти 15 лет его жена Лидия Филипповна была парализована, и всё это время муж сам ухаживал за ней, следил за порядком в усадьбе. Он терпеливо и без жалоб тянул этот тяжкий воз, поскольку выросшая дочь Тамара вышла замуж и проживала в Красноярске. За такой мужской поступок тоже нужно давать ордена.

Руководил хозяйством Михаил Акимович до 1976 года, а затем, уже 63-летним, ушёл на заслуженный отдых. Связь с хозяйством не терял, если нужно, помогал новому директору Юрию Кожуховскому словом и делом.

Хорошо помнит Героя и следующий директор ОПХ Николай Золотухин. Его назначили на эту должность в переломном для страны 1985 году в возрасте 29 лет. К этому времени Шаламай чувствовал себя уже неважно.

Николай Григорьевич вспоминает, как под осень этого же года к нему в кабинет зашёл Михаил Акимович с просьбой выписать и привезти на зиму угля. Молодой директор страшно разволновался, ведь такому заслуженному человеку можно было просто позвонить и изложить свою просьбу. Но раз Михаил Акимович пришёл, он тут же позвонил в гараж, и к вечеру того же дня уголь ветерану доставили в лучшем виде.

А в ноябре 1985 года Герой Социалистического Труда Михаил Акимович Шаламай умер. Похоронили его на новом кладбище у деревни Рябинки, где через год нашёл своё последнее пристанище и мой отец Владимир Васильевич Решетень. Но если могила бати была всегда в порядке, то у Михаила Акимовича с этим делом оказалось гораздо сложнее. И это понятно, ведь в стране наступили такие времена, что некоторые живые стали завидовать мёртвым.

К счастью, эти недобрые годы прошли - надо думать, безвозвратно. Буквально в нынешнем году вместе с Яковом Энгелем и Николаем Золотухиным мы были у могилы первого директора ОПХ "Солянское". Благодаря Якову Яковлевичу, сегодня сразу видно, что здесь покоится прах заслуженного человека.

И это ещё не всё. Два года назад на конторе хозяйства была установлена памятная доска с портретом Михаила Шаламая. Нужно было видеть слёзы его дочери Тамары, чтобы понять всю историческую важность такого поступка благодарных потомков. А один из заездов конных соревнований в Новой Солянке неизменно проходит на приз Героя Социалистического Труда Михаила Акимовича Шаламая.

На мой взгляд, самая лучшая память о первом директоре ОПХ "Солянское" - в делах хозяйства. Сегодня оно входит в десятку лучших хозяйств края. Здесь по-прежнему производят тысячи тонн элитных семян зерновых культур. А ещё очень хорошо развито животноводство: 1 700 дойных коров ежедневно дают за 30 тонн высококачественного молока.

В планах четвёртого директора хозяйства Якова Энгеля - и дальше наращивать производство молока и мяса, производить в достатке элитные семена. Именно ради этого жил и работал Герой Социалистического Труда Михаил Акимович Шаламай.

Виктор РЕШЕТЕНЬ.

Фото автора и из архива хозяйства.

с. Новая Солянка,

Рыбинский район.

#krasrab

Подписывайтесь на "КР" через онлайн-сервис "Почты России". Оформляйте - совершенно бесплатно подписку на канал "Красноярский рабочий" в "Яндекс.Дзен", читайте и комментируйте статьи вместе с многотысячной аудиторией!

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры