Экономике нужны профессионалы

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

29.10.2020 11:54
0

Читать все комментарии

294

Развитие технологичного производства начинается за учебной партой.

В условиях пандемии новой коронавирусной инфекции, затормозившей темпы экономического роста, всё актуальнее становится роль передовых технологий в подъёме отечественной индустрии, агропромышленного комплекса. Эффективность их внедрения определяется грамотной кадровой политикой - с опорой в том числе на систему начального и среднего профессионального образования.

Значительный вклад в формирование надёжного кадрового каркаса отраслевых комплексов красноярского региона и страны вносит Минусинский сельскохозяйственный колледж. Учебное заведение отсчитывает свою историю с 1951 года.

Практичный подход

Образовательное учреждение идёт в ногу со временем и сейчас является многопрофильным. Обучение на дневном и заочном отделениях проходят более 2000 студентов. В структуре колледжа действуют филиалы в Курагинском и Каратузском районах края. К предстоящему в будущем году 70-летнему юбилею учебное заведение выходит с крепкими показателями в профильной деятельности.

Реалии сегодняшнего дня, как отмечает директор Минусинского сельскохозяйственного колледжа Семён Афанасьев, предъявляют современной системе профессионального обучения достаточно строгие требования, мотивируют к формированию гибкой образовательной стратегии, чутко улавливающей кадровые потребности экономики.

В настоящее время в колледже ведётся подготовка специалистов среднего звена по девяти специальностям, а также квалифицированных рабочих и служащих по пяти профессиям в нескольких отраслевых направлениях. Это сельское хозяйство, транспорт, энергетика, ЖКХ, пищевая и лёгкая промышленность.

Активно применяются учебные методики и технологии нового поколения. В частности, успешно внедряется такая форма аттестации как демонстрационный экзамен, отвечающий строгим стандартам известного международного движения Worldskills. При демоэкзамене внимание акцентируется на проверке практических профессиональных навыков, приобретённых студентами в ходе учёбы.

- Итоговый демонстрационный экзамен проводится на специально аттестованных площадках для выпускников колледжа, прошедших обучение на специальности «Экономика и бухгалтерский учёт» и «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств кондиционирования воздуха и вентиляции». Вместе с тем в качестве пилотного проекта демэкзамен практикуется при промежуточной аттестации студентов в компетенциях «Хлебопечение», «Технологии моды» и «Эксплуатация сельскохозяйственных машин», - рассказывает Семён Васильевич.

Минусинский сельскохозяйственный колледж успешно влился в движение Worldskills, и с 2013 года участвует в конкурсах профмастерства в рамках ежегодных региональных чемпионатов «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia).

- Наш колледж начал участвовать в конкурсных состязаниях профмастерства с одной компетенции - «Хлебопечение». Однако в дальнейшем обучающиеся учебного заведения стали соревноваться уже по девяти компетенциям. И в шести из них им удалось завоевать различные призовые места, - подчёркивает заместитель директора колледжа по научно-методической работе Галина Черепанова.

Ребята добились успехов в компетенциях «Сантехника и отопление», «Хлебопечение», «Технология моды», «Эксплуатация сельхозмашин», «Прикладная кросс-логистика», «Электромонтаж». А в перспективе студентам предстоит попробовать свои силы ещё в двух направлениях: «Экспедирование грузов» и «Цифровое земледелие». Ближайшие старты уже не за горами - очередные конкурсные состязания в рамках регионального этапа чемпионата Worldskills Russia должны состояться в крае в период с 30 ноября по 6 декабря.

В учебном заведении принята на вооружение концепция появившейся не так давно федеральной инициативы, направленной на подготовку кадров по наиболее перспективным и востребованным на рынке труда профессиям с перечнем «ТОП-50». В рамках этого проекта в 2020 году в колледже проведена процедура лицензирования на обучение студентов по новым специальностям «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования» и «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей».

Не менее наглядным показателем качественной профессиональной подготовки в колледже являются заслуги учащейся молодёжи в освоении дисциплин, отмечаемые государственными именными стипендиями.

- Вопреки объективным сложностям из-за пандемии COVID-19, накладывающим свой отпечаток на организацию учебного процесса, мы намерены продолжать наращивать усилия в развитии образовательных программ. А чтобы купировать потенциальные угрозы распространения инфекции, в учебном заведении введён масочный режим с требованиями соблюдать социальную дистанцию, использовать рециркуляторы. Также системно у всех, кто посещает колледж, замеряется температура, - отмечает Галина Владимировна.

Вместе с тем временно пришлось вывести студентов на дистанционное обучение. Однако, как только завершится острая фаза второй волны пандемии, уверены в педагогическом коллективе, занятия войдут в привычный формат. Ведь какими бы продвинутыми ни были цифровые технологии, считать их полноценной заменой живому общению преподавателя с учащейся аудиторией пока сложно.

Это подтверждает профессионализм педагогов колледжа: большинство из 200 работающих здесь специалистов имеют первую и высшую квалификационные категории. Есть свои корифеи, отдавшие преподаванию в стенах образовательного учреждения по 30 и более лет. В их числе педагоги Наталья Петровна Леонтьева, Иван Федотович Могильников, Валентина Егоровна Василевская.

Путёвка в профессию

Как убеждён заместитель директора колледжа по учебно-производственной работе Владимир Рыкалин, возвращение к традиционным формам учёбы - необходимое условие и для сохранения объёмного комплекса занятий на курсах учебной и производственной практики.

- Поскольку сегодня во многих отраслях стремительно наращивается доля автоматизированного труда с применением высокопроизводительных машин и механизмов, начинающие свой профессиональный путь специалисты, служащие, рабочие должны быть наилучшим образом подготовлены к использованию технологичных средств механизации, хорошо ориентироваться в IT-среде. Поэтому в колледже налажен системный подход к совершенствованию технической оснащённости, - рассказывает Владимир Васильевич.

У образовательного учреждения есть собственное учебное хозяйство с земельными угодьями площадью около 5 тысяч гектаров, площадкой с гаражами и автослесарными мастерскими. Имеется парк необходимой сельскохозяйственной техники.

Учебная материальная часть последовательно модернизируется и пополняется - как на площадках учебного заведения в самом Минусинске, так и в филиалах колледжа, инфраструктурные объекты которых расположены в райцентрах Курагино и селе Каратузское, а также в посёлке городского типа Кошурниково.

Значительная поддержка в решении упомянутых задач оказывается со стороны государства. В частности, в текущем году было выделено более 30 миллионов рублей, за счёт которых для учебного хозяйства приобретены два зерноуборочных комбайна, трактор и несколько других единиц сельскохозяйственной и автомобильной техники, закуплены тренажёрные комплексы, предназначенные для освоения средств механизации.

В числе прочего обновляется оборудование компьютерных классов. И самих таких аудиторий становится больше - в немалой степени благодаря участию колледжа в федеральном проекте «Цифровая образовательная среда».

Педагогический коллектив учебного заведения с большой благодарностью отмечает вклад заместителя председателя Законодательного собрания Красноярского края Сергея Зяблова, а также руководства регионального министерства сельского хозяйства и торговли и прежде всего Леонида Шорохова, управленческие усилия которых способствуют технологическому развитию колледжа.

По словам Владимира Рыкалина, цифровизация учебного процесса - не простая дань моде, а вполне конкретная необходимость в современных условиях информационной эпохи. Это помогает студентам и в научно-исследовательской деятельности, отражающейся в подготовке докладов, проектов, участии в научно-практических конференциях, а также в ежегодном конкурсе технического творчества «Сибирский техносалон».

- Особое значение в профессиональном становлении учащихся играет производственная практика. У нас отлажены крепкие партнёрские отношения едва ли не со всеми основными предприятиями и агрохозяйствами юга края. В ряду ярких примеров - АО «Берёзовское». Его руководитель - Евгений Турчанов - создал в хозяйстве для наших студентов отличные условия для практических занятий с полным погружением в профильную трудовую деятельность, - дополняет Владимир Рыкалин.

В основе - воспитание

Существенное внимание в колледже уделяется воспитательной работе с молодёжью. Ребятам прививается любовь к труду, уважение к истории и культуре своей страны, заботливое отношение к старшим поколениям. И это делается не поучениями на лекциях, а посредством созидательных проектов.

По словам Галины Черепановой, при учебном заведении активно развивается волонтёрское движение, действует отряд «Доброделы», созданы военно-патриотический клуб «Призывник», отряд Юнармии «Булат», «Интеллект-клуб».

Вместе с тем педагоги стараются вовлекать в круг образовательной деятельности и школьников. Так, на раннюю профориентацию учащихся средних и старших классов нацелен краевой проект «Билет в будущее», воплощаемый в рамках общенационального движения «Молодые профессионалы».

Кроме того, хорошо себя зарекомендовала инициатива, разработанная и воплощённая специалистами филиала в Кошурниково, - по предоставлению старшеклассникам возможности получать одновременно со школьным образованием ещё и профессиональное. Благодаря этому подростки к моменту окончания школы могут освоить отдельные рабочие профессии с получением соответствующих дипломов государственного образца. Дебютный выпуск по такой форме обучения состоялся в текущем году - среди обучающихся, занимавшихся по профессии «Бригадир-путеец».

Как подчёркивает Семён Афанасьев, Минусинский сельскохозяйственный колледж ежегодно выпускает сегодня около 400 начинающих специалистов, рабочих. Это хороший вклад в укрепление кадрового резерва. Однако важно не только качественно готовить кадры, но и создавать условия, чтобы закреплять их на местах, в том числе в сельских территориях. И здесь требуется общегосударственный выверенный подход - в помощь системе профтехобразования.

- Нам нужен чёткий сигнал от предприятий, бизнеса, органов власти: для каких отраслей в первую очередь требуется кадровое пополнение и в каком количестве, чтобы можно было точнее ориентировать под этот заказ образовательную политику. Радует, что определённые действия в этом направлении уже предпринимаются, и трудовая биография многих наших выпускников подтверждает результативность подобных усилий. Хочется, чтобы таких примеров было как можно больше, - заключает Семён Афанасьев.

Василий КАСАТКИН.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры