"Под бременем познанья и сомненья". Бабушкины заметки

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

31.08.2020 14:31
0

Читать все комментарии

2863

Похоже, так, по Лермонтову, идут в новый, 2020/2021 учебный год нынешние школьники. Пока всё затмевает суета с организацией обучения при угрозе коронавируса, достаточно перемутившей систему школьного образования. По форме. А по сути... Суть иногда такова, что с тоской и тревогой взираем мы, бабушки, на учащихся внуков. Почему?

...Ещё в двадцатых числах августа, как набат в ночи, прилетела весть из школы: 1 сентября начинаем учиться, с 14 сентября начинаются ВПР за 5-й класс (всероссийские проверочные работы - этакая забава Минпросвещения, непонятно кому нужная).

Просительный совет родителям - пробегитесь-де с детьми по методическим "пробникам" и пройденному материалу. Ответить вопросом, что за дурная блажь с проведением ВПР после карантина и каникул, какой в этом образовательный смысл, не решаюсь.

То не воля или прихоть учителей, это их всероссийская профессиональная психотравма. Они сами жертвы упёртости министерства, вымудрившего сии контрольные опусы. Совсем не безобидные, если учесть, что единой программы преподавания нет, есть разные учебники, не всегда совпадающие с вопросами проверочной работы.

А сколько организационной работы, обессиливающей учителей, детей, родителей! Всей чиновничьей рати от образования так и хочется крикнуть: "Перестаньте кошмарить школу!" Но кричать кому?

Так что делать нечего, чуть не за шкирку оттаскиваю внука от комп-игры и засаживаю за примерные тексты ВПР по русскому языку. Сопит недовольно, но молчит, знает, что сопротивление бабушке с учительским прошлым бесполезно. Даже потешил мои надежды, вспомнил, что такое фонетический и морфемный разборы.

Спотыкаемся, как ни странно, на синонимах. Нынешним пятиклашкам надо осознавать, где контекстуальные, где языковые синонимы (!). А ещё отношения между простыми предложениями в бессоюзном сложном предложении, назывную функцию предлогов, алгоритм определения личных окончаний глаголов...

Когда-то подобное изучали на втором курсе филологического факультета, а ныне сие возложено на одиннадцатилетних. Но я об этом подленько так умалчиваю, делаю вид, что без этакой грамоты жизнь невозможна, а мы вообще это знали с пелёнок.

Потихоньку доходим в повторении до "о" и "е" после шипящих, тут выплывают из памяти незабвенные "шорох", "шов", "крыжовник"... Вячеслав взбадривается, первая часть ВПР подходит к концу (7 заданий). Я ещё в роли непреклонного ментора, но как же жалко ребёнка!

Да простится мне крамола, ну к чему эта зубрёжка, бессмысленное хождение по кругам лингвистического ада, как сами учёные-филологи называют грамматику. Да ещё убийственная наукообразность учебников, запредельная загруженность, по сути, научными фактами, какие-то витиеватые формулировки, которые уразуметь можно только с большими усилиями.

Но главная печаль в том, что найдётся ли применение "русскоязычных" знаний? Кто и где в наше время свято соблюдает нормы русского литературного языка? Который, как образно заметил популярный лингвист Максим Кронгауз названием одной из своих книг, на грани нервного срыва (а мне иногда кажется, что уже острый психоз налицо). Ну да, в учебниках ещё чувствуется корректура. А жизнь, информация ныне где?

В социальных сетях, а там каждый блогер, коих тьма тьмущая, сам себе корректор и редактор. Компьютерный (текстовый) редактор исправляет совсем уж орфографические казусы. Но никто же за ошибки не карает, никто не исправляет, так какой смысл постигать глубины синтаксиса, орфоэпии, морфологии и прочего? Причём обучение в настоящее время всё более графически-схематичное, в таблицах, тестах, а хорошего практикума, пусть с нудным написанием упражнений, нет.

А где вообще русская речь? Разве она, наша славная и на самом деле красивая, яркая и могучая, есть? Поделитесь, если слышали. Как кисло, утло, далеко не всегда правильно говорят чиновники, депутаты - обычные "говорители" на телеэкране!

Самые популярные ток-шоу, где ведущие, особенно политического толка, сплошь "хренятся", "чертятся", а разговор в студии - что-то среднее между сленгом и арго (воровской жаргон). Не образцы речевой культуры и многочисленные политологи, а уж сколько неправильностей несётся с экрана, когда ток-шоу бытовые, с фигурантами "из народа".

Что касается программы по русскому языку, ещё в пятом Славкином классе я повизгивала от восторга, читая такой учебник. Вот в нём есть всё, чтобы влюбиться, заинтересоваться, оценить русский язык! И интересные экскурсы в историческую грамматику, и увлекательные лингвистические заметки с ненавязчивым присутствием орфографического и пунктуационного практикума.

Но! Это, скорее, идёт как дополнительный урок, на который в расписании не всегда хватает места. Учителю (моё сочувствие!) в первую очередь необходимо "кондовую" программу пройти, особенно если дамокловым мечом висит над ним ВПР (в первую очередь это оценка работы учителя).

...Пока внук дописывает, если точнее - домучивает первую часть задания, пролистываю другие выданные учебники за 6-й класс. И медленно так угасаю, взяв учебник по обществознанию. Вот какие понятия предстоит Вячеславу познать в двенадцать мальчишеских лет: благосостояние, глобализация, индивид, лидерство, конфликт, научно-техническая революция, общественный прогресс и регресс, социальная адаптация, социальная роль, средства коммуникации, урбанизация...

Отпрыски образца 2020 года должны уразуметь, что межличностные отношения - это "совокупность взаимоотношений, окрашенных эмоциональными переживаниями, возникающими между людьми" (цитата из словаря понятий. Обществознание, учебник для 6-го класса общеобразовательных организаций. Москва, "Русское слово", 2019). Ещё бы на понятный русский перевели свои глубокомысленные сентенции его авторы...

Но сплошь доктора философских и социологических наук, научный редактор - доктор исторических наук, декан факультета государственного управления МГУ имени М. В. Ломоносова В. А. Никонов решили, видно, совсем уж доконать российское ученичество неудобоваримой заумью.

Впрочем, это не только их грех. Современные школьные учебники вообще забиты огромным количеством фактов, данных, и всё, как мне кажется, чересчур наукообразно, сложно для детей, как-то с избытком информации. Такое впечатление, что по каждому предмету хотят загрузить школьников под завязку, чтоб жизнь им мёдом не казалась. Или так господа учёные отрабатывают дорогостоящие гранты, вообще не представляя, кому и зачем составляют учебники?

Помните свой пятый класс, милую ботанику - тычинки, пестики, мочковатые корни? А нынешние будут вспоминать клеточную и плазматическую мембрану, генетический аппарат, пластиды. Ну а с шестого класса - нейрогуморальную регуляцию. Предвижу, что весь курс школьной биологии таков. Но большими знатоками природы, увы, дети не станут, ни травы различать, ни птичек распознавать, а уж определять птичьи голоса и подавно не научатся.

И такие "серьёзные" учебники абсолютно по всем предметам - физкультуре, "по трудам", то бишь технологии, музыке и изобразительному искусству. Последнее - старое доброе рисование. Однако ныне и здесь всё сверхсерьёзно и сложно (я имею в виду учебник Л. А. Неменской). Постигать ребятне в 6-м классе придётся семью пространственных искусств, а в ней - ритм пятен, основы цветоведения, объёмные изображения в скульптуре...

Думается, многое из того, что предлагается ученикам 6-го класса, раньше начинали осваивать лишь в художественных училищах. И опять же - голову человека рисовать научат, линейную перспективу втолкуют, а история русской живописи останется за бортом, имена русских художников, их шедевральные полотна завязнут где-то среди рассуждений о высоком.

Судя по подбору иллюстраций, автор учебника тяготеет к европейской живописи, особенно к импрессионистам. Репродукций Сезанна, Ван Гога, Моне, пожалуй, поболее, чем наших родных художников. Ну разве что Левитан удостоился большей чести. И чем не угодили автору прекрасные натюрморты Репина, Кустодиева, Машкова, Крамского?

Странен подбор репродукций и другим - несколько натюрмортов с бутылкой вина, с рюмкой на столе. Это чтобы в детском восприятии запечатлелось, что застолье - это обязательно со спиртным?

По литературе, что касается первой части учебного курса, вопросов нет. Всё достойно представлено - и русский фольклор, и древнерусская литература ("Повесть временных лет"). Шестиклассникам предстоит прочесть "Дубровского" Пушкина, стихи Лермонтова, Тютчева, Баратынского, Полонского, Толстого, "Левшу" Лескова, "Железную дорогу" Некрасова, "Бежин луг" Тургенева.

Тут бы бабушке-филологу успокоиться, коль ребёнок прикоснётся к великому таинству русской классики. Но, боюсь, опять возникнет казус современной российской школы, когда изучение литературы идёт вне контекста отечественной истории. И как детям понять, прочувствовать антикрепостнический, сострадательный мотив многих произведений наших классиков, пушкинское свободолюбие, когда они о крепостном праве, вообще о России ХIХ века практически ничего и не знают и слабо представляют. И это не вина их, а беда.

В четвёртом классе отдельного предмета истории сейчас нет, она даётся парой уроков в курсе предмета "Окружающий мир". В пятом классе идёт история Древнего мира - Греция, Вавилонское царство, Египет, Древняя Индия, Китай. В шестом они начнут изучение истории России, но с древнейших времён до ХVI века. Это лишь в одном полугодии, во втором - опять зарубежная история.

Мне кажется, сложиться системным знаниям по отечественной истории не получится, по крайней мере, это произойдёт к совсем уж старшим классам. И многое в русской литературе уйдёт впустую, коль нет целостной эпохальной картины.

Я это поняла в прошлом году, когда проходили "Му-му" Тургенева. Для детей не очень понятен был протест Герасима, да и вообще всё происходящее, они элементарно мало что знали о крепостном праве. Кстати, потому и поверхностные знания и о Великой Отечественной войне, точнее, отрывочные. Так откуда им взяться, и вот откуда вырастают Коли из Уренгоя... Так что, Минпрос, думай, как исправлять явную ошибку, ибо неправильно так, нехорошо.

Мне кажется, есть что корректировать и Роспотребнадзору, коль Рособрнадзору недосуг разобраться с излишними нагрузками, ослабить натиск на школу в виде ВПР и разных тестов.

Кстати, в настоящее время с 5-го класса дети начинают изучать второй иностранный язык (а вообще изучение иностранного - со 2-го класса). В общем-то, умнички растут. Но взглянем ли мы без тоски на эти подросшие поколения?

Татьяна АЛЕКСЕЕВИЧ.

Красноярск.

#krasrab

Подписывайтесь на "КР" через онлайн-сервис "Почты России". Оформляйте - совершенно бесплатно - подписку на канал "Красноярский рабочий" в "Яндекс.Дзен", читайте и комментируйте статьи вместе с многотысячной аудиторией!

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры