Нужна ли путёвка на проезд к месту охоты

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

13.05.2022 09:36
0

Читать все комментарии

28630

Прочитал в нижнеингашской районной газете "Победа" статью "Действовать вместе - значит помогать друг другу" и, не согласившись с авторами - председателем правления общества "Нижнеингашские любители спортивной охоты" Э. Свиридовым и госохотинспектором И. Авсиевичем, решил высказать своё мнение по данной теме.

В статье поднимается вопрос о необходимости каждому охотнику иметь путёвки на право охоты во всех охотничьих хозяйствах. Это точка зрения авторов, которую они обосновывают так: передвигаясь по автомобильной дороге к месту охоты, иногда приходится пересекать границы иных охотничьих хозяйств, нахождение в которых при отсутствии документа на право охоты влечёт административную ответственность.

Считаю эти требования неправомерными. Тема эта очень объёмная, но я хочу её осветить лишь в части передвижения по автодороге на автомобильном транспорте к месту охоты.

Действительно, если читать федеральный закон N 209-ФЗ от 24.07.2009 года "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также Правила охоты, утверждённые приказом N 477 министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.07.2020 года, в них мы найдём, что под охотой понимается деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой (статья 1 закона N 209-ФЗ).

В соответствие с пунктом 2 статьи 57 того же закона к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами.

Из выше сказанного следует, что сам факт нахождения в охотничьих угодьях с оружием приравнивается к охоте. И не важно, зачехлено ли оружие, находится ли оно в разряженном состоянии. Также в законе не оговаривается - оружие перевозится в транспортном средстве или переносится охотником во время пешего движения по автомобильной дороге.

К сожалению, именно такая практика сложилась не только на территории нашего района, но и в России в целом. Охотники сталкиваются повсеместно с этими проблемами лишь там, где закон трактуется для целей статистики. Ведь ни для кого не секрет, что показателем в работе госохотинспектора является количество выявленных правонарушений среди охотников.

Останавливая транспортное средство на автодороге общего пользования для проверки, госохотинспектор понимает, что территория охотугодий, через которую проходит дорога, включает в себя и часть этой дороги, и каких-либо соглашений и договоров об использовании этой дороги у охотхозяйства не имеется.

В этот момент, видимо, забывается, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Эти обязательства прописаны в статье 24.1 КоАП РФ. В обязательном порядке подлежит выяснению виновность лица. При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Согласно ранее упомянутой статье 1 федерального закона N 209-ФЗ от 24.07.2009 года под охотой понимается деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой. В соответствии с пунктом 2 статьи 57 этого же закона к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами.

Из смысла данных статей не следует, что перемещение охотника по автомобильной дороге к месту охоты в смежные территории пешим порядком либо на автомашине является охотой. Передвигаясь по автодороге общего пользования, необходимо помнить о том, что оружие должно быть зачехлено и в обязательном порядке разряжено. В противном случае на охотника распространяются правила оборота гражданского и служебного оружия.

Кроме этого, необходимо помнить, что охотничьи угодья - это территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства для пользования объектами животного мира, находящихся в естественной среде обитания.

Закон "О животном мире" даёт понятие среде обитания животных - это природная среда, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы (статья 1). То есть "природная среда" рассматривается как совокупность естественных природных систем и комплексов, которая и предназначена для обитания объектов животного мира.

Из приведённых доводов следует, что автомобильная дорога как объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств, не может рассматриваться как территория, на которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы, а значит, не может являться охотничьими угодьями. Вышеназванные статьи распространяют своё действие в случае нахождении охотника в охотничьих угодьях.

В данном случае хочу обратить внимание, что является автомобильной дорогой. Согласно статье 3 федерального закона N 257-ФЗ от 8.11.2007 года "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся её технологической частью,- защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Говоря об автомобильной дороге, следует понимать, что она должна быть включена в перечень автомобильных дорог, то есть являться автомобильной дорогой общего пользования. Постановлением Совета администрации Красноярского края N 205-п от 17.06.2002 года (редакция от 22.12.2016 года) "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Красноярского края" такой перечень утверждён, в том числе и на территории Нижнеингашского района.

Из вышеизложенного следует, что сам факт передвижения по автомобильной дороге общего пользования к месту охоты, в случае пересечения границ иных охотничьих угодий, не может является противоправным действием, а значит, не образует состава административного правонарушения за нарушение правил охоты.

Всё вышеперечисленное подтверждает многочисленная судебная практика. В данной статье хотелось бы затронуть ещё один очень важный, на мой взгляд, вопрос.

В 2022 году окончательно прекратилась полемика по поводу того, может ли государственный охотинспектор останавливать, осматривать и досматривать автотранспорт в охотничьих угодьях. Ответ однозначный - может. По действующему законодательству для остановки транспортного средства на территории охотугодий присутствие работника полиции не обязательно.

На территории охотничьих угодий государственные и производственные охотинспекторы имеют право производить остановку и с разрешения владельца произвести осмотр транспортного средства. Это закреплено в статьях 40, 41 федерального закона "Об охоте" и пункте 5 Правил охоты.

Для сведения охотников: осмотр заключается в визуальном обследовании транспортного средства, орудий охоты, продукции охоты и перевозимого груза без нарушения целостности и вскрытия осматриваемых вещей. Он проводится без участия понятых и чаще всего - без применения фото- и видеофиксации (хотя их применение не исключается).

Водителю при этом предлагается добровольно предоставить охотинспектору возможность визуально осмотреть автомобиль и предполагаемые места перевозки груза, конструктивно для этого предназначенные - салон, багажник или кузов.

Если владелец машины отказался от осмотра, а у инспектора есть основания полагать, что люди в салоне осуществляли охоту (на это могут указывать соответствующая экипировка, наличие оружия, собак и прочее), то госохотинспектор может произвести досмотр транспортного средства и без согласия водителя, но без нарушения его конструктивной целостности (статья 27.9 КоАП РФ). Досмотр проводится в присутствии понятых или с использованием видеофиксации. Документы на транспортное средство не проверяются.

Во время как осмотра, так и досмотра автомашины её владелец вправе вести видеосъёмку действий инспектора. Результаты фиксируются в протоколе досмотра. Его копия вручается владельцу машины.

При осмотре владелец сам открывает капот, багажник, бардачок и двери. Инспектор может только попросить подвинуть вещи или открыть, например, сумку.

В случае досмотра инспектор всё это может сделать сам, но обязательно с участием понятых или видеосъёмки, поясняя все свои действия. И при этом присутствие сотрудника полиции необязательно.

При выполнении действий, связанных с осмотром транспорта либо досмотром, возникает необходимость проверки оружия и сверки его номера с разрешением. Для этого охотник по требованию государственного или производственного охотинспектора обязан разрядить оружие (если оно находится вне автотранспорта) и предоставить его для осмотра и сверки номеров. Осмотр производится визуально, ружьё находится в руках владельца.

Это требование закона "Об оружии". А вот охотбилет, разрешение на добычу охотничьих ресурсов, путёвку и документ на хранение и ношение оружия требуется передавать в руки инспектору.

Добавлю, что на дороге общего пользования охотинспектор не вправе останавливать транспортное средство. Таким право наделён сотрудник полиции в соответствии со своими полномочиями.

В завершение хочу обратить внимание всех охотников на то, что действия охотинспектора правомерны всегда, если эти действия выполняются на территории охотничьих угодий в соответствии с его правами и полномочиями.

Виктор КЛИМОВ.

Нижнеингашский район.

Публикация в районной газете "Победа"

Действовать вместе - значит помогать друг другу.

Решением суда поставлена точка в споре о нахождении граждан в охотугодьях с оружием

Выражаем искреннюю благодарность охотникам, которые помогли подготовить материал для написания этой статьи. На лесной дороге каждый лучше госохотинспектора разбирается в законодательстве, может долго, громко и эмоционально доказывать свою правоту и невиновность. Но только два человека смогли документально обосновать своё мнение, изложить его на бумаге и перевести решение вопроса в судебную плоскость.

Напоминаем суть спора, длящегося уже пять лет. Согласно пункта 4 Правил охоты, утверждённых Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.07.2020 № 477, и части 2 статьи 57 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (можно ознакомиться на сайте ingashohot@yandex.ru в разделе "Нормативные документы") к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород. Исходя из данных правовых норм следует, что нахождение физического лица в охотничьих угодьях с огнестрельным оружием без разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного в установленном порядке, является нарушением Правил охоты, за совершение которого ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. При этом законодательством не предусмотрено исключений, связанных с состоянием оружия и степенью подготовленности его к стрельбе. Нахождение в охотничьих угодьях с оружием приравнивается к осуществлению охоты, и для нарушения Правил охоты не требуется осуществление преследования, выслеживания или проведение иных действий по добыче объектов животного мира для наличия нарушения. Состав административного правонарушения уже образует само нахождение в охотничьих угодьях с оружием.

Закон - это нормативно-правовой акт, который регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. Простыми словами: закон всегда нас ограничивает, определяет границы дозволенного. Закон суров, но это закон и в правовом государстве он должен работать и соблюдаться. Однако, все привлечённые к административной ответственности за нахождение в охотничьих угодьях с огнестрельным оружием без разрешения на добычу охотничьих ресурсов пытаются повернуть закон "как дышло", для получения собственной выгоды естественно.

Вот рейтинг наиболее часто приводимых аргументов, с помощью которых охотники пытаются доказать, что не они нарушают Правила охоты, а госохотинспектор ошибается, составляя протокол.

На первом месте - "транзит и доверие". Дескать, он будет ехать по охотничьим угодьям 20 километров на протяжении 3-х часов в соседнее охотхозяйство (куда имеет разрешение на добычу охотничьих ресурсов) и, зуб даёт, что не поддастся соблазну подстрелить попавшуюся на пути зверушку. Кода на обратном пути возвращается с глухарём, так надо безоговорочно верить, что добыл его строго в тех угодьях, на которых имеет право охотиться. А если госохотинспектор почему-то не доверяет честному слову охотника (а людям надо верить всегда), то пусть тогда выдаёт путёвки и разрешения с вмонтированными электронными чипами. Это нововведение давно уже необходимо разработать и внедрить повсеместно: скачав на компьютер информацию с такого носителя, можно будет определить, когда, сколько и на какой территории находился охотник, и на основании этого уже делать выводы: охотился или только проезжал через охотничьи угодья. Когда так "понесли калоши Витю", всегда внутри разбирает смех и хочется спросить: "А за чей счёт должны воплощаться в жизнь такие фантазии?"

Вторые по популярности - поборники прав свободы передвижения согласно статьи 27 Конституции РФ и публичного сервитута по статье 23 Земельного кодекса РФ. Эти граждане уверены, что если законодательством Российской Федерации гарантировано право каждому гражданину свободно передвигаться по территории государства (почувствуйте масштаб рассуждений), следовательно (начинают "выкручивать дышло" в выгодном им направлении), они везут с собой оружие для показа потенциальному покупателю, проживающему либо в деревне Локотуй или Копейка, где осталось по одному жилому дому, либо в деревне Косьяново, где живёт "знакомый, фамилию и имя которого не помню". И зацените ещё один вариант: "самая ближняя" дорога из Нижнего Ингаша в малонаселённый пункт Харюзовка в Иланском районе для "показать ружьё" проходит через бывшую деревню 110-ый километр (читатель, знающий эту местность, поймёт иронию). Для пущей убедительности будет добавлено, что данная дорога - автомобильная и предназначена для общего пользования. В ходе проведения регулярных рейдовых мероприятий неоднократно зафиксированы факты нахождения охотников в автомобиле с не зачехлённым и заряженным оружием с целью выслеживания и добычи глухарей, тетеревов как раз именно на автодорогах, ведущих в эти деревни. Согласно статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" охотничьи угодья - территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Таким образом, рассуждаем логически, охотничьими угодьями признаются все земельные, лесные и водопокрытые площади, которые служат местом обитания диких зверей и птиц, и могут быть использованы для осуществления охотхозяйственной деятельности. И, если дороги находятся в пределах охотничьих угодий, то они являются их составной частью.

Знатоки юриспруденции занимают в нашем рейтинге третье место. В доказательство своей правоты они ссылаются на Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ "Об оружии", согласно которому и производится транспортировка принадлежащего им оружия в чехле и в разряженном состоянии. И в этом Законы "Об охоте" и "Об оружии" не противоречат друг-другу, а взаимодействуют: во время поездки с оружием из Красноярска в Нижний Ингаш ни один сотрудник ДПС не попросит предъявить путёвку и разрешение на добычу объектов животного мира, если в автомобиле не перевозится добытая продукция охоты. Но каждый охотник должен понимать, что Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ "Об оружии" не регулирует отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и не влияет на квалификацию его действий при перевозке оружия по автодороге от Нижнего Ингаша, например, до деревни Копейка (а также в других подобных направлениях).

И на почётное четвёртое место поставим два документа, на которые охотники ссылаются, упорно надеясь, что текст оных разрешает транспортировать охотничье оружие в зачехлённом и разряженном виде через охотничьи угодья, не имея при себе разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного в установленном порядке, и путевки на территорию охотничьих угодий охотпользователя. Это: письмо - ответ на обращение гражданина, директора Департамента государственной политики и регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов Миприроды России от 29.08.2017 № 15-50/3423-ОГ о доступе в охотничьи угодья; и п. 57 Правил охоты, в котором говорится о поиске собаки. Трактовка указанных документов охотниками поверхностна, ссылка на них является лишь способом уйти от установленного законом наказания. Советуем помнить, что в соответствии со статьей 21 Федерального закона "Об охоте", охотничий билет выдается физическим лицам, обладающим гражданской дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством, и ознакомившимся с требованиями охотничьего минимума. Требования охотничьего минимума, утвержденные приказом Минприроды РФ от 30.06.2011 № 568 "Об утверждении Требований охотничьего минимума", содержат требования Правил охоты, обязательные для исполнения всеми охотниками. Незнание данных требований и норм не освобождает от ответственности, предусмотренной законом за их несоблюдение или нарушение.

В конце - хорошая новость. В марте 2022 года Нижнеингашский районный суд Красноярского края вынес решение по обсуждаемому в этой статье вопросу. Пришло время завершить утомительную для обоих сторон дискуссию. Противостояние разрушительно, необходимо спокойно выдохнуть и заняться подготовкой к новым весенним, осенним сезонам охоты. Давно посчитано, что стоимость приобретения разрешительных документов на добычу объектов животного мира составляет лишь 15 процентов от общей суммы всех затрат для подготовки к выезду в лес. НРОО "Нижнеингашские любители спортивной охоты" начало свою деятельность в 2009 году. С первого дня было определено, что для Общественной организации Люди важнее идей. Делаем всё возможное чтобы синонимом "охоты по правилам" был "отдых на природе с удовольствием".

Э. Свиридов, председатель правления общества "Нижнеингашские любители спортивной охоты",

И. Авсиевич, госохотинспектор.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры