Из редакционной почты: "Мы все - заложники крематория открытого типа"

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

11.02.2022 17:10
1

Читать все комментарии

13051

По данным Всемирной организации здравоохранения, около 3 миллионов людей умирают ежегодно потому, что сами используют или живут рядом со зданиями, которые дымят угольными печами.

Причина этого - в токсичных примесях, которые образуются при сжигании угля, выпадают в окрестностях, переходят в почву и водоёмы, а затем включаются в трофическую (пищевую) цепь "почва - растение - животное - человек" либо непосредственно с воздухом попадают в организм человека.

Как правило, в качестве примесей указывают серу, фосфор, свинец, мышьяк, ртуть, хром и даже радиоактивные торий и уран. Мониторинг состояния атмосферного воздуха по широкому спектру загрязняющих веществ в Красноярском крае стабильно фиксирует превышение гигиенических нормативов преимущественно по пыли (ТЧ 2,5 - твёрдые частицы около 2,5 микрометра).

Экологи и общественность активно привлекают к этой проблеме всех заинтересованных лиц, и в последнее время появилась надежда, что вопрос в обозримом будущем начнёт решаться.

Хочется обратить особое внимание всех ещё на один аспект проблемы чистого воздуха - бензопирен, который не встречается в свободном состоянии и является продуктом деятельности человека. Он в сотни раз опасней оседающей из дыма пыли, тяжёлых металлов, радиации. Невидимый, не имеющий ни вкуса, ни запаха, он через воздух попадает в организм человека, оседает на почву, имеет свойство встраиваться в ДНК и человека, и растений. Попадая в организм, вызывает мутации и провоцирует онкологию.

Да, бензопирен относится к веществам первого класса опасности. Клинически доказано, что он является причиной онкологических заболеваний. Плохим фактором является то, что бензопирен не выводится из организма (в отличие от тяжёлых металлов), способен накапливаться в нём и даже в мизерных дозах в течение длительного времени приводит организм к необратимым последствиям.

Общепринятыми источниками бензопирена считаются автомобильные выхлопы, котельные, нефтехимические производства, табачный дым и даже жареное мясо. Подавляющее большинство специалистов считают основным его источником автомобильные выхлопы. Отдельные наблюдаемые факты дают повод усомнится в этом, по крайней мере в нашем городе, о чём немного ниже.

Государственные службы, тот же центр Центр реализации мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды Красноярского края, ведут мониторинг атмосферного воздуха на всей территории региона по основным загрязняющим компонентам с помощью сети автоматических пунктов наблюдения (АПН), но конкретно по бензопирену анализы проводятся путём ручного отбора проб и последующего количественного анализа в стационарной лаборатории в четырёх пунктах наблюдения и только в Красноярске.

Среднегодовые концентрации за 2016-2020 годы превышали установленные гигиенические нормы по бензопирену в 1,6-5 раз. Причём результаты зимних наблюдений значительно превышают значения летних. Так, значения за 21 января 2022 года по бензопирену в Красноярске составляют от 17 до 29 ПДКсс (среднесуточная предельно допустимая концентрация вредного вещества в воздухе в миллиграммах на кубический метр), это на порядок больше среднегодовых значений.

Зафиксированные значения из других источников по бензопирену для Минусинска составляют 59 ПДКсс, а для Канска - 62 ПДКсс. Если другие вредные факторы - взвешенные частицы, сернистые соединения - мы реально видим и чувствуем запах, то здесь ситуация другая - 50-60 предельно допустимых норм бензопирена вдыхаем, не подозревая об этом.

Эта опасность реальна для каждого - и владельца двухэтажного коттеджа, расположенного якобы возле леса, и жителя панельной однушки в центре. Мы все заложники крематория открытого типа.

Изложенные факты дают основание предположить - печное отопление для нас является основным источником бензопирена в воздухе. Да, автомобильные выхлопы и табачный дым вносят свою лепту в общий баланс, но если бы остались только они, можно было бы облегчённо вздохнуть.

Аналогичная ситуация наблюдается в других сибирских регионах, в частности в Кузбассе. Вот рядом - Новокузнецкая агломерация. На площади 20 на 20 километров проживают 1,3 миллиона человек, сосредоточено огромное количество добывающих, коксохимических, металлургических предприятий. Экологическая обстановка, соответственно, угрожающая.

Но, несмотря на огромное количество различных выбросов, ситуация по бензопирену там несколько другая: в 2018 году максимальная зафиксированная кратность по бензопирену ПДКсс равна 5,0. Это в пять раз больше нормы, это опасно, но это в десять раз меньше, чем у нас в Красноярском крае. Возникает вопрос - почему?

В Новокузнецкой агломерации в частном секторе основное топливо - это уголь, уровень газификации частного сектора составляет всего 2 процента. Льготный уголь для работников добывающей отрасли делает невыгодной газификацию для всего населения.

Что является причиной разницы в пиковых значениях предельно допустимых концентраций по бензопирену между нашими регионами? Уголь! Уголь у нас разный. В Кузбассе это, как правило, высококалорийный каменный уголь, а в Красноярском крае - это, как правило, бурые угли - бородинские, балахтинские, назаровские.

Если посмотрим на состав бурых углей, в частности - балахтинских, то увидим, что кроме 72-75 процентов углерода они содержат от 8 до 20 процентов гуминовых кислот. Каменные кузбасские угли содержат десятые доли процента гуминовых кислот.

Следует обратить внимание на тот факт, что при хранении бурых углей количество гуминовых кислот под воздействием атмосферного кислорода возрастает и может достигать 70 процентов.

Обратим внимание на следующий факт: основанием структуры гуминовых кислот всегда является ароматический углеродный скелет, совокупность нескольких бензольных колец (С6Н6) в различных сочетаниях, с различными связями, поэтому их и считают одними из самых сложных природных органических соединений.

А вот с другой стороны бензопирен структурно - это пять бензольных колец, соединённых в одну молекулу (С20Н12). При воздействии определённого спектра температур, разлагаясь, часть гуминовых кислот может превращаться в один из изомеров бензопирена.

Предположение заключается в следующем: источником бензопирена являются сжигаемые при печном отоплении вместе с углём гуминовые кислоты, которые в большом количестве находятся в буром угле. При этом промышленное сжигание бурого угля - это принципиально другой процесс.

Высокая температура горения угля на ТЭЦ позволяет сжигать любую органику, в том числе и бензопирен. Стоящие на выходе электрофильтры улавливают львиную долю пылевидных продуктов горения. Именно низкая температура горения бытовых котлов является причиной превращения гуминовых кислот в бензопирен, и как следствие - каждый частный дом, отапливаемый бурым углём,-источник бензопирена в нашем городе.

У меня как частного лица нет возможности проверить эту гипотезу, чтобы это стало официальной точкой зрения, нужны работы в сертифицированной лаборатории. Всем имеющим техническую и/или финансовую возможность предлагаю принять посильное участие в подтверждении факта превращения гуминовых кислот в бензопирен.

Подтверждение данного факта имеет далеко идущие практические последствия. Воздух без бензопирена - это наше здоровье и здоровье будущих поколений. Как бы ни сложилось решение проблемы по чистому воздуху, в обозримом будущем уголь, в частности бурый, останется источником тепла для многих жителей края, ещё очень долго и не до всех дойдёт централизованное теплоснабжение, электроотопление, газификация.

Есть убеждение, что уголь как бытовое печное топливо можно сделать приемлемо безопасным - без бензопирена, без сернистого запаха, со значительно меньшим выбросом пылевидных продуктов.

Гуминовым кислотам посвящены сотни тысяч публикаций, миллионы лет трудилась природа, чтобы создать этот шедевр, а мы по недомыслию отправляем это в печку, чтобы отравить себя и всё вокруг.

Общеизвестно, что гуминовые кислоты легко вымываются из угля слабым щелочным раствором, значит, есть возможность получить ценный исходный материал для создания широкого спектра продуктов (органические удобрения, сорбенты и так далее) из них, а из оставшегося угля путём брикетирования (гранулирования), желательно с одновременной нейтрализацией серы, сделать качественное печное топливо.

Всех, кто пожелает выразить свои возражения, замечания, пожелания, предложения, прошу писать по адресу: sir.gudzenko2012@yandex.ru.

Минусинск.

В тему...

Геннадий Сергеев, село Каратузское: "Печное отопление - лёгкое объяснение! Печи топили в Минусинске и в советское время (даже больше их было), но не было такого смога. Дело в том, что все частные дома и с ними - частные предприниматели перешли на уголь, а раньше чаще топили дровами. Сейчас дрова очень дорогие, и уголь, видимо, по загрязнению воздуха другой. Ранее использовался в основном чёрный уголь, который по калорийности выше, чем бурый, и его сжигается меньше. А вот выбросы от бурого больше, так как он дольше сжигается".

Гость: "Не печное отопление отравляет жизни жителей, а заводы! Проверки вряд ли проводят на наличие газоочистного оборудования, а если проводят, то в кавычках. Надо бы Путину посетить город в те дни, когда введён НМУ... Я больше чем уверена, что даже после найденных нарушений в Минусинске ничего не изменится! Штрафы выпишут предприятиям - и всё. Видимо, государству не выгодно, когда мало больных детей, стариков. Позор!"

Гость: "Минусинску программа газификации, очевидно, поможет, так как в последние 20 лет там появилось много индивидуального жилья с отоплением бурым углём. Зимой видно на глаз, как висит облако печного дыма над городом. Но Красноярск! Говорить о печном отоплении - значит, не понимать вопрос или умышленно лукавить, считая, что мы всё схаваем! Три главных и страшных источника, убивающих нас, жителей города Красноярска: выбросы заводов и радиоактивные отходы со всей Европы. Выхлопные автомобильные газы, ТЭЦ свой вклад вносят, но это уже другие масштабы".

Комментарии (1)

Гость


01.03.2022 14:05

Совершенно очевидно, что угольное отопление следует немедленно начать сворачивать не только в Красноярске, но и во всех иных крупных населённых пунктах - буквально запрещать и в принудительном порядке заменять на "бездымное" топливо, на электричество (должно быть льготное). Вред от бурого угля в Красноярске виден прекрасно даже невооружённым взглядом, и источники загрязнений очень чётко видны на nebo.ru  и по всем другим данным инструментальных наблюдений! Это с одной стороны.

С другой стороны, летом влияние бурого угля минимально, но дым над городом тоже висит - значит надо ограничивать "автолюбителей" в их желании жить комфортно за счёт всех остальных жителей городов, тех, кто не пользуется личным транспортом. Это значит, что нужно их тоже ограничивать, как это делается во многих уже мегаполисах за рубежом: по чётным дням разрешать пользоваться автомобилями с чётными номерами, по нечётным - с нечётными. Жили как-то раньше при меньшем количестве частных авто (в каждом таком автомобиле обычно перемещается не более 2 чел., а отравляют воздух он

и сотням жителей). Не будет никакой трагедии в городе и стране, если частные авто будут ездить не каждый божий день, а через день.

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры