Из редакционной почты: "Дух закона отброшен на свалку истории"
Союз реабилитированных Красноярского края действует 14 лет. Целями его являются полная и гласная реабилитация жертв политических репрессий, увековечение памяти о репрессиях, оказание правовой, консультативной и иной помощи, а также защита прав и законных интересов реабилитированных и признанных пострадавшими граждан.
С самого основания - с декабря 2007 года - мы боремся за ущемлённые с помощью монетизации льгот права реабилитированных жителей края. Очень хитро была проиведена монетизация: аннулированы самые значимые и финансово-затратные льготы, а взамен - ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), которая совершенно не покрывает эти льготы в денежном эквиваленте.
Кроме того, у людей, имеющих одновременно несколько категорий льгот, все отличные друг от друга льготы, предоставляемые ранее, якобы, заменены на ЕДВ, которую получать можно только по одному основанию. Этим просто нивелировали имевшиеся льготные категории.
Мало того, в момент монетизации без зазрения совести министр социальной политики края того периода со всех каналов красноярского телевидения вещала, вводя всех в заблуждение, о том, что каждый льготник должен выбирать только одну из имеющихся у него категорий льгот. Но это - неправда! Ниже я дам подтверждения этого.
Слава Богу, что впоследствии она попалась на махинациях, но многих юридически неграмотных и робких людей министр всё же ввела в заблуждение. Таким образом, всех льготников обманули дважды. И продолжают обманывать.
Реабилитированным жителям края, имеющим инвалидность, до сих пор отказывают в бесплатном зубопротезировании. Не смотря на то, что эта льгота сохранена в натуральном виде в региональном законе о мерах соцподдержки реабилитированных лиц...
Отговорка сотрудников министерства социальной политики звучит так: зубопротезирование инвалиды уже получают с ЕДВ, так как на момент монетизации оно было в списке льгот в федеральном законе о социальной защите инвалидов. Но на самом деле это не так.
Я подняла все до единой редакции этого закона со дня его принятия до дня монетизации и выложила их перед начальником юридического отдела министерства социальной политики Красноярского края. Со мной согласились и... предложили обращаться в суд для создания прецедента. А старейшая работница юридического отдела пояснила, что на момент монетизации льгот инвалиды получали бесплатное зубопротезирование не по закону, а по решению администрация края того периода, и такая льгота никак не может учитываться в ЕДВ.
В общем, ясно, что одна администрация давала льготы сверх закона, имея на это полное право, а другая администрация нарушает федеральный закон, не имея на это никакого права. То есть - чинит чиновничий произвол. Без малого два десятка лет реабилитированных инвалидов Красноярского края обманывают и обворовывают!
Имеется очень показательный прецедент, хотя и по другой льготе: Однажды отказали компенсировать проезд по России реабилитированному, являющемуся инвалидом, в Центральном районе Красноярска, мотивируя это тем, что такая льгота есть у инвалидов, и он должен пользоваться только ею. И смелый и грамотный человек выиграл суд даже без адвоката, благодаря тому, что у инвалидов компенсация была в размере 50 процентов стоимости билета, а у реабилитированных выше - в размере 100 процентов (так было до исчезновения этой льготы в законе, то есть - до монетизации).
Этот прецедент чётко показал, что действуют все отличные друг от друга имеющиеся у человека льготы. Никто не должен выбирать лишь одну из имеющихся категорий. А также показало, что суд по вопросу зубопротезирования также будет выигран, стоит лишь туда обратиться.
В момент монетизации всех льготников разделили на федеральных, чьи льготы финансируются из федерального бюджета, и - региональных, финансируемых, соответственно, из региональных бюджетов. Принцип такого разделения остаётся загадкой.
Если отнесение ветеранов труда в регионы ещё можно понять, поскольку им присваивалось это звание в крае, то политические репрессии проводились не автономно на местах, а по указам, приказам, постановлениям политического руководства страны - СССР, чьим преемником стала нынешняя Россия.
И во время репрессий людей так разбросали по огромным просторам Советского Союза, что многие до сих пор так и не нашли своих родных и самых близких. Большинство людей, в силу обстоятельств, укоренилось на новых местах проживания. А депортированным советским немцам так даже до 1972 года было запрещено возвращаться в родные места.
Тем не менее, жертвы политических репрессий переданы в регионы. Что означает, что в большинстве случаев, репрессировали в одном регионе, а льготы (сегодня - меры социальной защиты) предоставляются в другом.
По значимости льгот региональным льготникам очень не повезло (или так задумано). У всех федеральных льготников ЕДВ в разы больше, чем у региональных и исчисляется в тысячах, тогда как у региональных в Красноярском крае не дотягивает (со всеми индексациями) и до 500 рублей.
У федеральных льготников имеется и действует дополнительное пенсионное обеспечение (вторая пенсия). Тогда как в отношение реабилитированных лиц много лет не исполняется действующий поныне документ - указание Минсоцзащиты РФ № 1-27-У от 24 марта 1993 года в части льготного исчисления стажа в тройном размере для начисления пенсии. Повторюсь, этот документ действует, но в Красноярском крае он игнорируется.
Ежегодно ко Дню Победы 9 мая просто баснословные единовременные выплаты производятся региональным льготникам из бюджета Красноярского края. И ради Бога, пусть так и будет, если есть возможности, люди действительно терпели лишения, и их стоит поощрить. Даже учитывая, что основное их обеспечение производится из федерального бюджета.
Но у реабилитированных разве не было незаслуженных лишений? У них тоже есть один памятный день в году - 30 октября, принятый федеральным законодателем. Но никогда на уровне края никто из репрессированных не получил в этот день ни копейки. Учитывая, что всё обеспечение реабилитированных осуществляется лишь из бюджета Красноярского края. Для них всегда нет возможности!
Неужели кто-то думает, что быть расстрелянным и оболганным в советских тюрьмах и концлагерях или умереть от голода, истязаний и непосильных норм выработки там было легче, чем быть убитым на фронте? А голодать и нищенствовать целыми семьями, бесправно раскулаченными, или стать спецпереселенцем, выброшенным из своего жилища и места проживания?
В этих семьях младшие дети вынуждены были просить подаяние, а чуть постарше все поголовно всё детство надрывались, занимаясь непосильным для них крестьянским трудом. Неужели им было легче, чем голодать в блокадном Ленинграде 872 дня? А легко ли быть детьми "врагов народа" и в детских домах постоянно подвергаться истязаниям со всех сторон?
И всё это без всякой вины! Потому и реабилитированы. Терпеть это без вины от своей же Родины во стократ было тяжелее!
Каждый понимает, что невозможно было этому воспротивиться и победить. Государственная карательная машина всегда сильнее, чем безоружное население.
Почему же уже много лет такое бездушное отношение к этим людям? Часто вопреки не только всякой логике, но и законодательству? Нет ответа.
А в 1991 году, при большом кризисе и бедном финансовом положении, руководство страны всё понимало и правильно оценивало, приняв федеральный закон о реабилитации жертв политических репрессий и компенсируя - оговорившись, что в малой толике - причинённый государством ущерб. Но в Красноярском крае решили, что обойдутся реабилитированные ещё меньшим.
Сегодня этот закон искромсан и дух его отброшен на свалку истории.
Элла ЦУЦКАРЁВА,
председатель Союза реабилитированных Красноярского края.
Красноярск.
Гость (премодерация)
Войти