Репрессированные сохранили доброту сердец и веру в людей

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

07.12.2021 15:14
1

Читать все комментарии

1788

В Енисейске сотрудники краеведческого музея и представители национальных объединений - немцы, поляки, татары и другие - встретились у памятника жертвам политических репрессий и возложили цветы.

Затем встреча проходила в стенах музея за круглым столом. Каждый её участник принёс с собой документ, связанный с трагическими событиями в истории его семьи.

Директор музея Елена Александровна Белошапкина приветствовала всех неравнодушных вступительным словом о том, что массовые политические репрессии - одна из самых тяжёлых страниц нашей истории. И хотя сейчас нет точных сведений о количестве пострадавших, тем не менее известно, что жертвами стали миллионы человек - представители самых разных слоёв населения.

- Трагедия первой половины XX века коснулась судеб очень и очень многих граждан страны, попавших в жернова массовых арестов, выселений, расстрелов,- сказала заместитель директора музея Светлана Петровна Худышкина.- Отправной памятной датой послужили события 30 октября 1974 года, когда политзаключённые мордовских и пермских лагерей объявили голодовку в знак протеста против политических репрессий в СССР. С тех пор ежегодно отмечали 30 октября как День политзаключённого. Официально День памяти жертв политических репрессий впервые был отмечен в 1991 году в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР.

Хранитель фондов музея Наталья Владимировна Поздеева показала редчайшие документы, которые повествуют о судьбе людей, невольно ставших жителями Енисейска в 1930-1950-е годы: их письма, протоколы обысков, странички личных дел. Это рукописное наследие репрессированных, которое чудом сохранилось у родственников и было передано в музей. Документы лежали в тонких прозрачных файлах. К ним можно было прикоснуться и прочитать.

С опубликованными историями познакомила главный библиотекарь научной библиотеки музея Екатерина Николаевна Беспалова. Книги рассказывают и о первых поселенцах на северной земле, и о событиях уже нашего времени. В них - дневниковые записи, результаты исследований.

О трудовой книжке Александра Генриховича Ибе, деда по матери, мы узнали от Ирины Анатольевны Гасниковой. Она поделилась своими открытиями и находками, рассказала, что удалось выяснить, листая пожелтевшие странички важного документа советского времени. Историю деда Ирина Анатольевна дополнила воспоминаниями своей мамы.

В трудовой книжке нет ни одной отметки о том, что дедушка был призван в трудовую армию. Но по воспоминаниям старших Ирина знала, что работал он помощником кочегара на паровозе. Случилось так, что его смена предотвратила аварию стратегически важного состава. Тогда перевернулся только паровоз, и Александр Харитонович получил травму ноги, повредил стопу. После этого случая в 1946 году дедушка был демобилизован и вернулся пусть и калекой, но живым в семью, которая проживала в деревне Фомка Енисейского района.

Старший преподаватель Лесосибирского педагогического института - филиала СФУ Наиля Галимжановна Харитонова рассказала о репрессиях по отношению к представителям татарского этноса в 1930-е годы. Более всего были распространены два направления притеснений.

Первое - по конфессиональному признаку. Антирелигиозная пропаганда советской власти вовлекла в протестное движение представителей исламского духовенства и грамотных мусульман. Ярким примером стала судьба жителя Казачинского района Фазуллы Хисматуллина. О его расстреле в 1938 году в енисейской тюрьме родственники узнали лишь спустя несколько десятилетий - в 1990-м. В 1959 году в свидетельстве о смерти значился 1942 год, и причина - паралич сердца.

И второе направление притеснений - кулацкая ссылка. Многие татары, прибывшие в Сибирь во времена Столыпинской реформы, в начале XX века, создали крепкие хозяйства и не хотели вступать в колхозы в период коллективизации. Среди них - семья Димухаметовых. Вместе с 30 семьями она отправилась из села Новокургатай Читинской области на строительство лесозавода в Игарку.

О судьбе польских детей, оказавшихся в годы репрессий в Красноярском крае, о Порожинском детском доме в Казачинском районе поведала экскурсовод - Марина Альбертовна Лысаковская. Именно она ведёт историю польских переселенцев в городе Енисейске.

Преподаватель Енисейского педагогического колледжа Ирина Николаевна Моисеева рассказала о проекте, который был выполнен в рамках программы "Гений места - 2016" и являлся результатом совместной работы с руководителем Красноярского отделения "Мемориала", признанного недавно иноагентом, Алексеем Бабием.

Проект "Топография Енисейской ссылки" призван сохранить память не только о публичных личностях, отбывавших ссылку в Енисейске, но и о тех, кто менее известен, но чья история не менее интересна и значима для города и страны. Он может стать прекрасным подспорьем в деле изучения мест, связанных с репрессированными в Енисейске.

Так же Ирина Николаевна показала книгу "Енисейские немцы" - с воспоминаниями поволжских немцев, собранными студентами колледжа.

Следующим выступающим был уроженец селения Альт-Убах Поволжской республики Александр Генрихович Вингерт. Сегодня он - председатель центра немецкой культуры Енисейска. Он эмоционально говорил о несбывшемся поминовении 28 августа. Енисейский немцы каждый год в этот день спускают на воду Енисея свечу памяти. Но в этом году - году 80-летия указа о депортации - венок со свечой не был спущен в виду непредвиденных обстоятельств.

По большому счёту, именно немцы стали инициаторами встречи. Музейные работники предложили расширить круг обсуждения. И, как всегда, у кого-то появилось желание рассказать о своей семейной истории, ответить на вопросы, обменяться адресами и номерами телефонов для дальнейшего сотрудничества.

Эта встреча за круглым столом - очередное напоминание о недопустимости беззакония в отношении граждан, и о том, что ничто не может быть дороже человеческой жизни.

...Прошёл целый месяц после встречи, а я никак не могла сесть и написать статью. Всё перебирала в памяти выступления её участников. Герои рассказов - сильные духом люди, пережившие все тяготы репрессий, лагерей... Они сохранили доброту сердец, веру в людей и способность быть счастливыми! Их родные дети, внуки, уже и правнуки, берегут всё, что им дорого: историю их рода, язык и любовь к Родине.

Енисейск.

Комментарии (1)

Спасибо за добрые слова и память. У меня оба деда погибли, дядя Смирнов Борис Павлович просидел 37 лет ни за что, да и другие- всех не перечислить. Хотелось бы узнать одно- где хоронили заключённых концлагеря на станции Кача- там дед похоронен Кусков Сергей Константинович. Вина- служил в 1-ю мировую врачом в Уральском казачьем полку. См фото. 

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры