Из редакционной почты: "Не отпускает ностальгия по деревне и школе"

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

25.11.2021 17:55
0

Читать все комментарии

2059

Прочитал в № 80 газеты "Красноярский рабочий" за 27 октября 2021 года письмо "Нищета так достала, что в космос бы полетела".

Интересно и правильно пишет Екатерина Ивановна Дольникова. Особенно когда делится мнением о жизни и работе учителей.

В школу я ходил часто, даже будучи пенсионером. Знакомые удивлялись:

- Опять идёшь?

Шёл, беседовал с учителями и учащимися.

Директор говорила:

- Владилен Викторович, да ведь школа стала другой. Вы-то работали в золотое время, а теперь всё иначе.

Но ведь и в наше время много трудностей было в работе учителей и директора.

Что такое школа в любое время нашей жизни? Это айсберг, и большая его часть не видна. То, что "под водой", неведомо несведущему человеку. А там порой - трагедии учителей и учащихся.

Я историю преподавал. И часто слышал: "А что ему не работать в школе, ведь ручка с пером не очень тяжёлые предметы, и платят учителю хорошо".

Но должен сказать, что работа педагога очень нервная, она плохо на здоровье сказывается. То головные боли начинаются, то нога, оказывается, перестала работать, как прежде, то нерв разболелся, и перекосило лицо так, что и самой (самому) неприятно.

И были ученики, которых я бы назвал садистами. Они знали, чем можно постоянно раздражать учителя, часто старались его донимать, портить человеку настроение.

Запомнил один случай, когда в большом раздражении учительница сказала:

- Пока я работаю в школе, ты комсомольцем не будешь!

Конечно, это нехорошо, но так было. Но при всём при этом авторитет учителя в деревне был высоким и непререкаемым.

А что сейчас в школах? Да очень много работы. А учителей не хватает, даже пенсионеров зовут учить ребятишек.

"Учительская газета" так и пишет: "Ищут давно, но не могут найти". Накануне учебного года департамент образования администрации Нижнего Новгорода бодро отрапортовал о том, что все городские школы укомплектованы кадрами. Чиновники не стали уточнять, каким именно образом укомплектованы. Для них главное, чтобы костюмчик сидел и чтобы все дырки замазаны. Пусть даже на день-два: бутафория вполне годится для отчёта.

А дальше что? А дальше есть репетиторы. И нехватка кадров компенсируется развитым рынком их услуг и кошельком родителей.

Для чего я это пишу? Да ведь Россия-то везде одинакова - происходит подобное и в Нижнем Новгороде, и в Сибири.

И всё же лично у меня ностальгия по деревне и по школе, по школьному воздуху, ведь он, этот воздух, особенный.

Да, были люди в наше время - просто гениальные в своей педагогической профессии.

Вот господин Сосновский - гениальный человек, в начале 50-х годов он ещё был жив, а когда ушёл из жизни, награду за его многолетний добросовестный труд вручили супруге, как теперь говорят - посмертно. С рыданиями и горечью приняла она эту награду.

Ещё один уважаемый педагог - господин Юхневич. Он уже был на пенсии, неосторожно упал с высоты дома, и жизнь его закончилась.

Это были люди высокого взгляда на всю текущую жизнь. Это были свободные люди и высказывали своё мнение, не оглядываясь по сторонам.

Помню выступление Юхневича на учительской конференции в конце августа почти дословно. Он говорил:

- Вот обсуждаем, как надо воспитывать детей в школах, как обучать. А где первый секретарь райкома партии? А его нет, потому что он, секретарь райкома, проявляет заботу о телятах, а мы говорим о ребятах.

Объявили перерыв и всех строптивых позвали в райком партии - промывать мозги.

Но, в общем-то, власть заботилась об учителях, потому что те находились на педагогическом фронте и свою работу выполняли добросовестно. Если учитель проработал 15 лет, то получал медаль, а если 20 - орден.

Но, придя к власти, Никита Сергеевич отменил этот порядок. Не любил он учиться и не любил учителей.

Кто долго живёт на белом свете, тот знает, что были всякие руководители, и даже такие, как Никита Сергеевич Хрущёв.

Недавно встретил Тамару Петровну Абликову.

- Волков, я еду в Саянский район умирать, потому что время пришло,- сказала мне она.- Это родина моя.

Кто-то заранее заботится, а другие - как придётся, так и ладно.

Долго я и сам жил в Саянском районе, а Николай Русак сказал:

- Поезжай к детям и живи там.

Послушал его и переехал в город Заозёрный. И зря. У детей моих давно свои семьи, свои заботы. Прошлое не интересует. А прошлое всегда со мной.

Помню, начал работать в Тинской восьмилетней школе Саянского района. Приехал председатель райисполкома и спрашивает:

- Кто вас предупредил о моём приезде?

- Да никто не предупреждал.

- Ну как же не предупреждал, если везде порядок и чистота. Где воспитатель интерната?

- Да вот она, рядом с вами стоит.

Посмотрел он, хмыкнул и ничего не сказал. Председателем исполкома был Гуляев, а воспитатель интерната только что окончила 10 классов и мало чем отличалась от воспитанников. Звали её Светланой Ивановной.

При знакомстве пришла мысль: вот сейчас обниму и поцелую этого воспитателя. Не успел ещё обдумать свои мысли, а ладошка воспитателя пошла вперёд и полетели слова:

- Не смейте этого делать, Владилен Викторович.

Вот и всё, что было. Потом я понял: в каждой девочке рано просыпается женщина, и ей легко вычислить и понять многое в жизни.

Была у меня и школа в селе Гладково Саянского района, там работала учительница Евдокия Петровна - рассудительная, основательная, короче сказать - умница. Потом она стала лингвистом уже в школе районного масштаба.

Была школа и в селе Кулижниково Саянского района. Много лет трудилась там директором Анна Ивановна Раенко. Эта работа очень тяжёлая, можно сказать, "из болота тянуть бегемота" - и учащихся, и учителей.

Лично я ей всегда сочувствовал и восхищался её терпением. Часто писал о её педагогической деятельности в районной газете "Присаянье". И слышал:

- Да не пишите вы о нас в газете, если надо, мы сами напишем.

Только вот после меня ничего и не пишется о жизни школы, о педагогической практике. Наверное, и сейчас Анна Ивановна работает, преподаёт физику.

Да и Светлана Ивановна работает в школе в селе Тинском.

Мне уж 90 лет, давно не тружусь в школе, а то, что было,- всё было прекрасно. Я очень доволен прошедшей жизнью и работой. Спасибо всем учителям, которые были рядом и помогали мне. В общем, это была не работа, а просто счастливая жизнь, и спасибо ей, этой прошедшей жизни.

Хочу теперь сказать: давайте, друзья, присядем перед дальней дорогой, пусть лёгким окажется путь. А какой путь? Да ведь всем известно, какой у стариков путь - билет в одну сторону.

Заозёрный.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры