Из редакционной почты: "Остаётся теперь до глухих достучаться"

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

07.03.2021 16:16
6

Читать все комментарии

2247

Жизнь идёт, ни на что невзирая. Пришла календарная весна, скоро хлынут вешние воды, чуть попозже загудит "зелёный шум". Согласно быстро бегущим дням и своему графику выходят газеты...

На столе передо мной последние номера "Красноярского рабочего". Интернет Интернетом, а бумажный вариант тоже удобен. Вот в уже просмотренных и прочитанных газетах с разворота страниц глядят на меня и журналист Сергей Павленко (эдак умно и усмешливо), и былая звезда советского киноэкрана, идеальная красавица Алла Ларионова, в который раз попадают в поле зрения знакомые фамилии Ларисы Голубь из Ермаковского и Тамары Шикулы из Уяра...

Как говорит сам главный редактор издания: "Красноярский рабочий" - газета мнений". Меня потянуло пристроиться в "калашный ряд" и высказать своё.

Нравится, как пишут вышеупомянутые Лариса Голубь и Тамара Шикула. Они и переживают в своих публикациях, и обсуждают или осуждают что-то, но через любые печатные слова мне явственно слышится всегда их голос - мудрый, доброжелательный, мягкий и женственный.

У Тамары Шикулы лёгкость стиля создают ещё и её стихи, часто вкрапляемые в тексты. Вот, к примеру, статья на очень актуальную тему - "И мы удивляемся, что дети стреляют в школах?" (N 12 за 17.02.2021 года), и в ней строчки: "...Мирно плещется дождик по лужам, Только память бы не расплескать".

Да, наша память... Кто и что мы без неё? Зомби, манкурты?

Перелистнув, на другой странице я вижу, как "плещется" в искренних словах и интересных фотоснимках память о недавно ушедшем из жизни красноярском режиссёре Юрии Гвоздикове. Какая яркая жизнь и незаурядная, талантливая личность! И слава Богу, что есть кому об этом вспомнить.

Перелистываю дальше - под рубрикой "Круг чтения" Ирина Аплеснева из Дудинки представляет книгу стихов "Лучина" таймырского поэта Валерия Кравца. Он - очень пожилой уже человек, и, конечно, в его стихах по большей части раздумья о прошлом. А если о сегодняшнем, то это подшучивание над своим самочувствием:

"Никаких в здоровье сдвигов

Не заметил я ничуть,

Разве что свободно фигу

Я могу ещё свернуть..."

Ну, это уже кое-что. Главное, чтобы болезням - ту самую фигу, а здоровью - улучшение.

Улучшения состояния и дальнейшего полного выздоровления я всей душой желаю корреспонденту "Красноярского рабочего" Виктору Решетеню. Не стало видно в последнее время на страницах его фамилии. Сказали, заболел он, и сильно. Поправляйтесь, Виктор Владимирович! Ваш возраст ещё не тот, чтобы не мог справиться с недугом и не показать ему фигу.

Когда я вижу под каким-либо материалом фамилию журналиста Зои Касаткиной, то чувствую, что робею, причём перед ней даже больше, чем перед главредом "Красраба". В её уверенном, умном, литературно грамотном стиле и языке очень уж ощущается сильный характер.

Написанная ею аннотация на книгу "Так завидуйте нам" тоже, очевидно, повествует о воспоминаниях: в ней из документов, из биографий женщин Красноярья, вышедших "из дружных трудовых семей", сложился "собирательный образ советского человека".

Не читая книгу, не стану откликаться на призыв и завидовать. Просто, если она в самом деле получилась правдивая, яркая и интересная, то, конечно, следует поздравить автора и её героев с выходом книги в свет.

Насчёт расхождения во мнениях с самой Зоей Касаткиной, то тут всё непросто, ведь я не то что "полуобразованный историк", я - не историк вообще. К тому же именно их тех людей, которые не читали "глубочайших философских трудов Ленина". Честно скажу, что и не хочу погружаться в пучину его философии.

А ленинские "практические работы по построению социалистического государства" - это уже история, с которой мы волей-неволей знакомы. То ли Ленин умер и не успел развернуться, то ли ещё при жизни успел он увидеть и понять, что их теория, натолкнувшись на практику, нуждается в принципиальной корректировке...

В любом случае весь этот небывалый эксперимент выпал на долю России и её народа. И это, к сожалению, точно. Он ещё не закончился? Возможно. Как пели когда-то революционеры: "Нас ещё судьбы безвестные ждут".

А пока листаю другие красрабовские страницы, с воспоминаниями: очерки "Бондиана майора полиции Губарева" Инны Свидерской, "За тех, кто топтанул" Юрия Чувашева, "О тех, кого помнят и любят" Киры Васильевой...

Прошлое всегда с нами. И сейчас я хочу перейти к своему "основному" отклику на большую статью под названием "Жертвы - перевёртыши" автора Сергея Аносова ("КР" N 12 за 17.02.2021 года).

Судя по материалам, регулярно появляющимся под его именем на страницах "Красноярского рабочего", я могу предположить, что он - активный, чувствительный ко всему и неугомонный человек. Он всё время находится в очередном сражении или сразу в нескольких, и покой ему, видимо, даже и не снится.

А тема репрессий в нашем государстве - у него какой-то особый "пунктик". Он уже писал об этом огромные разоблачительные статьи. И вот опять - очередная и, возможно, не последняя. Другим он назидательно советовал и советует переключаться на проблемы сегодняшнего дня, а у самого сделать это, как видно, не получается, иначе зачем такие трактаты писать? Причём о том прошлом, в котором он не жил.

Ушли поколения людей, что являли собой те времена и те судьбы. Если и остались, то очень и очень мало их. И смогли ли бы они доказать что-то таким, как Сергей?

В 1989 году, когда живых непосредственных свидетелей событий первых десятилетий советской власти было побольше, в журнале "Наш современник" опубликовали стихотворение с такими строками:

"Эту волчью повадку идейной свирепости

Нелегко будет времени переупрямить.

Словно узник, бежавший из каменной крепости,

Возвращается к нам наша русская память.

...Шла лесами она, бездорожьями дикими,

Хоронилась, с погоней боясь повстречаться,

От жестоких ушла, разминулась с безликими,

Остаётся теперь до глухих достучаться".

То есть и тогда была эта проблема - достучаться! Потому что не хотят слышать, не хотят признавать...

Сергей Аносов сильно обиделся (это видно по его выражениям, начиная с самого первого абзаца статьи) на тех, кто возражал ему по поводу его материала "А были ли они - сотни миллионов невинных?". Происходило это в прошлом году.

Как я понимаю, автор и меня включил в "правозащитники" и "стаю сорок", которые на него "набросились с оскорблениями и обвинениями". Но он не думает, что задел людей, разбередил их боль и память своими хлёсткими разглагольствованиями? Или другим обижаться и протестовать нельзя, и только ему - можно?

Бывает, что в запальчивости (а то и без оной) люди не видят и не слышат себя. Когда читаешь Сергея Аносова, такое впечатление иногда создаётся. Ведь каким он себя видит - "...изложил я свои мнения предельно деликатно, нисколько не оскорбив при этом авторов советоненавистнических пасквилей". И, выходит, не разумеет, что в данном предложении именно это и делает, то есть оскорбляет, приписывая оппонентам и ненависть, и пасквили?

Сам себя же "предельно" ...идеализирует. Вот зачем преувеличивать и писать, что его материал опроверг-де "расхожий тезис о поголовной невиновности репрессированных в СССР"? Ничего этот материал не опроверг - он является просто мнением С. Аносова, размещённым на страницах краевой газеты.

Задолго до Аносова всё изучалось, обсуждалось, публиковалось, создавались специальные комиссии, вступали в действие соответствующие законы... Получается, что это всё ерунда, а вот в 2020 году Сергей Аносов взял и опроверг! И ему кажется, что он это капитально сделал, а несогласные с ним, как он пишет, "не смогли представить подтверждений необоснованности репрессий".

Господи, да если человек не хочет ни видеть, ни слышать чужого мнения, чужой боли, то ему никто и ничем не докажет! Он будет ещё и оскорблять оппонентов - мол, у них "симуляция", у них "якобы"... А у него всё искренне, честно и "деликатно".

На "поголовной" невиновности репрессированных, по-моему, никто никогда не настаивал, но то, что в большинстве это были, действительно, жертвы, а не преступники, утверждали люди, которые поболе Сергея Аносова разбираются в данном вопросе.

Что только ни приписал автор статьи нам (не согласным с его мнением читателям) - и "беспардонность", и "крики, хамство, грубость"... У него мы - ничтожные "самопровозглашённые эксперты", которые свои познания "черпают из брошюрки Солженицына". И даже музейные работники, по его убеждению, рассказывают одни лишь "байки" и стаскивают в музеи всякий "хлам".

В довершение всего, несогласные с Аносовым - "русофобы". Ну вот как поворачивается язык обозвать русофобами людей, которые с болью осознают, через какое уничтожение народа, и в первую очередь русского, пришлось пройти России?

Посмотрите, как болеют евреи за холокост, не давая никому усомниться в нём - они и не думают отступаться от своих переживаний! И своих предков, погибших 75-80 лет назад, им и сегодня жалко до слёз.

А нам своих не жалко! Мы молчали по поводу своего русского холокоста и дальше должны помалкивать, а то ведь такие "деликатные" историки, как Сергей Аносов, нас ещё и "русофобами" назовут, и в "правозащитники" запишут.

Как можно утверждать, что советское партийное руководство до Н. С. Хрущёва жило, не имея никаких благ? Из какой брошюрки автор статьи такое взял? Да не для того революционеры до власти дорвались, чтобы вести "полуаскетический образ жизни"! Почитайте, Сергей, тех, кто жил в те времена, например, Маяковского.

В 1921 году он уже писал, что "страшнее Врангеля обывательский быт". Кто-то страдал, умирал от голода, а кто-то "фигурял на балу в Реввоенсовете". Да и сам поэт ни аскетом, ни полуаскетом не был. Это в детстве я без тени сомнения верила его словам: "Мне и рубля не накопили строчки, краснодеревщики не слали мебель на дом. И кроме свежевымытой сорочки, скажу по совести, мне ничего не надо".

На самом деле ему много было надо, и много он имел, в тот же Париж часто наведывался. Причём всегда был при деньгах: сорил ими в ресторанах, одаривал щедро тамошних дам, а оттуда привозил разнообразные недешёвые презенты (начиная от французских рейтуз и кончая автомобилем) своей обожаемой Лилечке Брик.

Аскетами были не партийные деятели, а простые люди, которые работали, как каторжные, и должны были быть счастливы мечтой о будущем. Их "свела промозглость корчею - неважный мокр уют, сидят впотьмах рабочие, подмокший хлеб жуют", спасаясь от непогоды "под телегою" ("вода и под, и над") - так описывал в 1929 году их труд Маяковский и не видел в этом ничего ужасного. Это же не богема советская, а работяги. Они и на таком хлебе социализм построят.

Вот такой разрыв был с самого начала и оставался во все последующие периоды советской жизни. Как верно писал тот же Маяковский, этим пришедшим к власти партийцам было нужно "лишь для ширмы октябрьское зарево".

Другой известный поэт Сергей Есенин тогда же отчаянно спрашивал: "...Ну, что же, ну что же вы дали взамен? Пришли те же жулики, те же воры, и именем революции всех взяли в плен".

"Именем революции" убивая и грабя людей, действовали марксисты-ленинцы, а чтобы никто и пикнуть не смел - уничтожали по одному лишь подозрению в несогласии, а то и превентивно. Называли они свой разбой "классовой борьбой", но на самом деле это был геноцид русского народа.

Недавно спорили (голосовали) - возвращать ли на Лубянскую площадь памятник Дзержинскому. Конечно, что бы в Москве ни сделали, нам тут придётся согласиться. Впрочем, нас и не спрашивают. Но по мне так только самые настоящие русофобы, пусть и не видящие себя таковыми, могут ставить опять памятник этой личности в центре Москвы.

"Железный Феликс" со своими подручными (садист на садисте!) заставил в ужасе застыть всю Россию. Он посмеивался, торжествуя, что его ("пся крев!") москали так боятся. Его ВЧК залила кровью русских людей всю страну. Сколько же русофобов, ненавидящих всё и всех в России, как чёрное вороньё, дорвавшись тогда до власти, терзало её, как добычу!

Почему ненавидящий русских Дзержинский не уехал в ставшую независимым государством Польшу? Он с детства страстно мечтал об этом, а когда свобода от России ("жандарма") родиной была обретена, не поехал строить "новый мир" туда? Или понимал, что поляки в революциях и "призраках коммунизма" не нуждаются? И в Польше памятника Дзержинскому нет.

Очень тяжело воспринимать издевательское утрирование - преувеличение количества пострадавших от репрессий людей. Мол, ха-ха! - "сотни миллионов"...

Серьёзные люди не преувеличивают, но и преуменьшать масштабы им не позволяют здравый смысл и совесть. Они говорят про миллионы, и для них это количество трагически и невосполнимо большое.

Типичные диалоги на эту тему в Инете:

"Почему в нашей стране так любят копаться в грехах прошлого, а не настоящего? Голод в 1930-х годах был мировой проблемой, а за голодомор только мы долбимся. А что это за "7 миллионов"? Можно и 10 написать, и 20 - проверить нельзя".

"Копаются в грехах прошлого, чтобы не было грехов в настоящем. Кстати, если голод в 1931-1932 годах был мировой проблемой, не могли бы вы сказать, где ещё хотя бы 100 человек умерли от голода в эти годы? Сколько человек умерли от голода в США в Великую депрессию? Подсказка: ни одного. Читайте "Википедию".

В США свобода слова была с основания государства, и, конечно, пресса широко освещала Великую депрессию. В СССР же свободы слова не было никогда, поэтому даже количество жертв репрессий до сих пор не посчитано.

Семь миллионов умерших от голода - это постановление Государственной Думы. Я вас уверяю, что они считали по минимуму. Вам не нравятся семь миллионов? А если бы было пять или три? Это бы сразу стало подвигом гуманизма большевиков? Кстати, а почему вы пытаетесь оправдать это преступление? Ваш дед был из комитета бедноты? Или начальником продотряда?"

Статистика, как бы ни стремилась к точности,- штука противоречивая и приблизительная. Даже если она не является гостайной. Недаром англичане по этому поводу полушутя говорят, что, мол, есть три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика. Кстати, я читала, что государственные архивы, которые сейчас ещё в большей части недоступны, обещали открыть в 2044 году. Всего-то 23 года подождать.

Автор статьи Сергей Аносов упирает на то, что он в 1970-х годах сам был сидельцем, да ещё и политическим. Посему не репрессированных, а его надо жалеть за то, что он когда-то в молодости нагородил. А вот пострадавших от репрессий в 1930-е годы - не надо.

Но почему так-то? А он считает, что его осудили незаконно, в то время как ЧК, ГПУ, НКВД делали всё исключительно законно и благородно, хотя казнили, в принципе, они без суда и следствия. И не троньте, мол, их "нечистыми" руками. М-да...

Когда-то, в 1970-х, некие сопляки (которым ещё учиться и учиться - для чего они, собственно, в московские вузы и приехали) задумали большое дело: убрать Брежнева и его окружение из Кремля и при этом хотели, как автор пишет, опереться на армию. Грандиозный для группы студентов план! "Безумству храбрых поём мы славу!"

Но, с одной стороны, силёнок - ну, никак не хватит! С другой - и в каком это царстве-государстве власти бы такое позволили? "По законам любой цивилизованной страны" (выражение С. Аносова) всяческие заговорщики и подрывники являются государственными преступниками. И им не пристало плакаться: "А нас-то за шо?!"

Нет, перевороты, конечно, случаются. И наше советское государство в конце концов развалилось. В этом есть и ваш скромный вклад, Сергей Аносов. Хоть вы и не хотели...

Да у нас спроси теперь, наверно, любого - никто не хотел! Все пострадавшие. Только какие люди шли тогда целыми коллективами промышленных предприятий, многочисленных НИИ и так далее поддерживать кандидатуру Ельцина, голосовать за "независимость России"? Кто доказывал, что "рынок всё расставит" и что мы будем жить "как на Западе", что вместо прежних плохих министров и начальников, конечно же, придут хорошие?

Эта песня не нова, и сейчас её продолжают петь. Только теперь уже путинский режим и его слуг надо всех (ведь везде бардак!) убрать. Ну-ну... А замена у вас есть? Где, в каком регионе, у вас содержатся в резерве сотни тысяч умных, сильных, деятельных, честных и бескорыстных? Почему до сих пор вы не выпускали их в наш грешный мир? Наверно, потому, что их нет.

Люди есть люди. Такие, какие есть. Как высказался однажды писатель Сергей Довлатов: "Сталин-то Сталин, но кто же написал миллионы доносов..."

Или как о президенте Путине написал, когда был "сидельцем", Михаил Ходорковский: "После первых эмоций пришло иное чувство - чувство жалости к этому человеку, такому бодрому и такому одинокому перед бескрайней и беспощадной страной".

В мире, где мы живём, много зла, несправедливости, подлости. И при Брежневе это было, и до него, и после него. Сергей Аносов возмущён - зачем граждане, осуждающие репрессии, вступали в ряды КПСС? Вот, мол, приспособленцы, вот уж "перевёртыши"!

Вообще-то, осуждать репрессии можно и будучи коммунистом.

Кстати, в N 13 "Красноярского рабочего" за 19 февраля как бы есть ответ - публикация (окончание большого материала) Василия Кирьянова под названием "Ну, как нам не радоваться, на судьбу роптать?".

Через какие только жизненные перипетии не прошёл этот человек - были и комсомольская юность, и активность, интересная работа, и ад репрессий, реабилитация, восстановление в партии, участие в Великой Отечественной войне, потом работа, тесно связанная с идеологией (и в брежневское время тоже!), и использование всех благ своего положения.

Не все, конечно, так хорошо в конце концов устраивались, как Василий Кирьянов, не всем пенсионерам носили, как ему, в качестве подарка кучи денег в конвертах, но всё равно он - типичный пример поколения выживших в те страшные годы. Они, партийные и беспартийные, перенесли так много, что хотели просто мирно жить и трудиться. Рады были и этому.

А Сергей Аносов хотел бы, чтобы эти люди после страшных лет репрессий и войны бились ещё с Хрущёвым, Брежневым и так далее?

Впрочем, выступления трудящихся против "зажравшейся" власти были, как, например, в Новочеркасске, но кто о них тогда знал? Интернета не было, "вражеские голоса" типа Би-би-си глушились. Да большинство советских людей и не искало их в эфире.

Что лукавить, партбилет во времена СССР очень важен был для авторитета, тогда, как ни крути, член партии котировался выше, чем беспартийный. Я не была в рядах КПСС. Уже в комсомольской юности формализм и двуличие (когда долдонят одно, а внутри имеют совсем другое) убили во мне желание примыкать к таким людям. Но я и карьеру не сделала. А те, кто стремился к ней, часто именно из-за этого писали заявление о вступлении.

Да потом, мы ведь так мало знали об истории своей страны, что как бы ни возмущались тем, с чем непосредственно сталкивались, всё равно, по большому счёту, жили "с Лениным в башке".

"Поживёшь подольше, узнаешь побольше",- говорил герой советского телефильма "Вечный зов". Он прав: с возрастом, с приобретаемыми знаниями по-другому уже глядишь на мир.

Странно в этой нервной статье Аносова читать штампованные выражения: "трусливо пинать мёртвого льва", "должен в очередной раз остеречь", "не трогайте нечистыми руками!", "играть на руку врагу"... Это вы кому, Сергей? И кто вы такой, что имеете право нас "остеречь"? Да ещё в "очередной раз"? Прямо-таки сталинский прокурор Вышинский!

Вы столь уверенно, что даже хочется написать - "нагло", обвиняете нас в том, что мы "мешаем с грязью целые поколения, беззаветно служивших Отчизне, отстоявших её в огне сражений и поднявших её из руин"... Вы это откуда-то списали, что ли?

Это наши отцы и деды и пахали, и служили, и отстояли, и восстанавливали. Наши! И мы их с благодарностью помним, любим, уважаем.

...Давно высказываются мнения, что причины раздоров в нашем обществе по поводу Ленина, Сталина, Русской православной церкви, антисемитизма и многого другого - и наши, и не совсем наши. Часто это весьма продуманные вбросы "зарубежных партнёров", которые в то же самое время ещё и наши геополитические противники, очень заботливо опекающие нас. Не дай Бог, Россия попытается окрепнуть!

Их удушающая забота о России - "петля анаконды" - проявляется во всём (геополитика, экономика), при этом настрой населения - тоже очень важный фактор: надо, чтобы не было внутри нашей страны единства и спокойствия, чтобы граждане были всем недовольны и шатали-рушили нынешний "путинский режим". Ведь он не устраивает наших партнёров. То ли дело, когда у руля был Михаил Горбачёв! Да и Ельцин вполне устраивал.

Ленины-Сталины нашим "партнёрам" теперь не страшны и используются для "затравки". А мы поддаёмся на провокации, заглатывая отравленную "наживку". Единство осуждаем. Вместо него - что угодно, как говорится, кто в лес, кто по дрова.

Одни прутся, как бараны, на несанкционированные тусовки в поддержку "Лёхи". Другие (постарше), если на тусовки и не идут, то могут яростно доказывать, что сейчас им жить совершенно невозможно. Вот при советской власти, особенно при Сталине - это да, тогда порядок был!

Испытываешь иногда желание собрать мечтающих о ленинско-сталинских порядках и путём телепортации, что ли, переместить их в двадцатые-тридцатые годы прошлого века-волкодава. Пусть бы они там годика два-три пожили, конкретно окунулись в тогдашнюю политическую и социальную обстановку, побывали в застенках ЧК, ОГПУ, НКВД и на себе испытали чёткую и предельно справедливую работу этих органов.

Екатерина ОДИНЕЦ.

Бородино.

Комментарии (6)

Спасибо Вам, Екатерина, за хорошую и верную статью. Я всё не решаюсь поехать на станцию Кача и поискать там могилу деда- основоположника нервопатологии в Красноярске. Почему- да знаю, что ничего не найду, ведь ЗК закапывали просто так безымянно. А его в 1937-м забрали- и конец. Я Вам историю рода вроде посылал- там было про него. И сколько таких безымянных. Нет им числа. 

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

id188473466

ответил Сергей Орловский


07.03.2021 22:10

Спасибо за отклик, Сергей.

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Гость


08.03.2021 10:56

Прав Аносов, займитесь сегодняшним днём! А то скоро России не будет. Сегодняшней незадачливой власти выгодны эти постоянные воспоминания и стенания о репрессиях, чтобы нам дуракам было чем "заняться". Репрессии были, но и великую страну построили, в которой производили, по мнению президента, только галоши. Дух предательства поселился в наших сердцах, мы предали, то, что было достигнуто нашими отцами и дедами и всё разрушили. А теперь находим этому оправдания - репрессии были, одни галоши производили. Вечная память тем, кто расстрелян, тем, кто "в мерзлоту упал", но правда не в том, чтобы преувеличивать масштабы репрессий, ссылаясь на "авторитета" Солженицына. Было время, когда с врагами боролись вот так, были невинные жертвы как на всякой войне, но и были настоящие враги, которые и разрушили нашу великую страну. Часто бывшие "сидельцы" не осуждали свою жестокую родину, понимая грань между памятью и предательством.

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

id188473466

ответил Гость


08.03.2021 15:06

Вы странный человек: пишете, что Аносов прав, займитесь, мол, сегодняшним днём. Так зачем  сам он пишет все эти свои опусы, чего-то там "опровергающие"?  Чего он носится со своей персоной,  пострадавшей (по его мнению неправедно) в далёкие брежневские времена? Ему "дураку" - нечем заняться, как вы в своём комментарии пишете?
Если  лично вы, так ненавидя нынешнюю "незадачливую власть",   мечтаете о новых  потрясениях, то себя и упрекайте  в том, что, может, и "России скоро не будет". 
Нет, пусть она будет, а вас пусть прижмут  в  "ежовых рукавицах"  - по-сталински.  А то у вас самих  стёрлась та самая "грань между  памятью и предательством".

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

А вот стих моего дяди Бориса Павловича Смирнова (37 лет отсидел без вины)

Как припомню я прошлые годы

И как много я их потерял

Как надолго лишился свободы

 Как работал тогда в лагерях.

Не свершал никаких преступлений

Я прошел через застенки тогда

И подобных на свете явлений

Не бывало еще никогда.

Не один я сидел в заключеньи

 Сотни тысяч сидели людей

 Не один испытал я мученья,

Что придумал грузинский злодей.

Очень многих из нас расстреляли

Ни за что, ну совсем ни за грош

Без суда дело всем оформляли

 А зачем? Ну никак ни поймешь.

Лес валили и рыли каналы

Превратившись в бесправных рабов

А когда в лагерях умирали

Хоронили в земле без гробов.

А сейчас это все позабыто

 И о том вспоминать не велят

Сколько было в застенках убито

 И под соснами сколько лежат.

Б.С.

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

id188473466

ответил Сергей Орловский


08.03.2021 22:10

Такая судьба...  Сколько было таких семей, как ваша.  С каждой свои "Хождения по мукам" пиши. 

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры