Старинное село Маковское: что не видят ни районная, ни краевая власть

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

09.12.2020 08:54
0

Читать все комментарии

1557

В конце июля - начале августа сего года состоялась экспедиция по старинному Кетскому пути и знаменитому на всю Сибирь в VII-VIII веках Маковскому волоку.

Организовал её и осуществил за свой счёт житель города Томска Алексей Гапонов, совершенно случайно узнавший об этом пути и заинтересовавшийся его историей.

В экспедиции принимала участие съёмочная группа томского новостного агентства ТВ2, снявшая большой видеофильм "Кеть. 400 лет спустя". Есть в нём, правда, некоторые исторические неточности, но, несмотря на это, фильм всё равно вызывает большой интерес. Показана затухающая жизнь села Маковского и деревень большого в недалёком прошлом Маковского сельсовета, и самая большая российская беда - дорога.

Члены экспедиции сделали то, что не смогли (или не захотели?) сделать многочисленные чиновники краевой администрации, регионального министерства (хочется написать - "так называемого") культуры, красноярские телевизионщики и местное отделение Русского географического общества.

Министерство культуры совершенно не занималось подготовкой 400-летнего юбилея Маковского, на все предложения я получал только невразумительные отписки. Отказались чиновники и от съёмки фильма о селе, и вот уже шесть лет тянут с признанием объектом культурного наследия уникальной деревянной Маковской Покровской церкви, освящённой 156 лет тому назад. Они объясняют нежелание заниматься этими вопросами разными несущественными проблемами.

В моём понимании история и география Сибири - это неразделимые понятия. Мы говорим история - подразумеваем география, говорим география - подразумеваем история. Но для Красноярского отделения РГО 400-летняя история Сибири не является приоритетом, она прошла для них незамеченной.

В год 400-летия Маковского острога и волока члены РГО даже не вспомнили об этом событии, я не встретил ни одной статьи географов, посвящённой юбилею, а тем более - даже попыток организации экспедиции по волоку до Маковского и далее - по Кети. Для них важнее доставить из тундры самолёт "Дуглас", потерпевший крушение в 1947 году. И что для них наша многовековая история?

Красноярские телевизионщики с канала "Енисей " во время телефонного разговора о праздновании 400-летия села Маковского мне прямо заявили: "А что - для юбилея вам мало запланированного концерта самодеятельных артистов районного Дома культуры?" И даже не впустили меня в здание телекомпании для обстоятельного разговора.

Таким образом, томские энтузиасты своей экспедицией и видеофильмом поставили красноярским властям, телевизионщикам, географам и историкам ещё одну жирную двойку по истории.

Ничего также не сделали районные и сельские власти для истории Маковского. Да и что можно от них ожидать? Мои инициативы и предложения о проведении празднования юбилея они попросту проигнорировали или постарались очень испортить.

Я вёл долгую борьбу с руководством Енисейского района за установку нового памятника воинам, ушедшим на фронт из Маковского сельсовета и погибшим во время Великой Отечественной войны.

После обращения к губернатору края и министру обороны к 70-летию Победы скромный памятник на месте груды развалившихся старых был, наконец-то, установлен. Но на нём по вине нерадивых работников сельской и районной администраций пропущены фамилии многих фронтовиков, зато в списках оказались 27 человек, никогда не живших на территории Маковского сельсовета.

Список погибших воинов после неоднократных напоминаний был дополнен. И помещён отдельно. Но как помещён? Прямо на самой стеле, но не среди основного списка. По существу, памятник изуродовали.

Ещё дальше пошли маковские власти в год празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. На их безобразное отношение к памяти обратили внимание даже посторонние люди. Одна из паломниц выслала мне фотографии памятника и мемориальной доски, сделанные 9 мая нынешнего года.

Полученную из Енисейска мемориальную доску (с грубыми ошибками) для установки на дом, в котором в послевоенное время жил трижды орденоносец снайпер Тимофей Герасимович Бондаренко, установили 9 мая 2020 года. Однако не на самом доме, а на заборе. И, вероятно, от стыда за содеянное через несколько дней сняли. Так и нет на доме героя мемориальной доски, о чём свидетельствуют съёмки участников томской экспедиции.

Надпись на памятнике "Героям-односельчанам павшим за Родину 1941-1945" даже не подновили, так и осталась она облезлой.

Испорченный памятник и мемориальная доска на заборе - что это, как не саботаж и не дискредитация местной властью праздника Победы? В советские времена руководство сельсовета поплатилось бы за это партийными билетами и должностями. А в наше время...

Александр Земляной, jкончивший всего лишь ПТУ и совершенно, на мой взгляд, не разбиравшийся в финансовых и юридических вопросах, к тому же - человек приезжий, двадцать лет назад был впервые избран главой Маковского сельского поселения.

Он даже привлекался впоследствии к суду за незаконное премирование себя к юбилею. Однако ему каким-то образом удалось получить право на реабилитацию, хотя в то же время главы двух сельсоветов за такие же деяния были отстранены от занимаемых должностей и оштрафованы.

Заместителем главы поселения работает его гражданская жена, с ней они ведут много лет совместное хозяйство.

Несмотря на недовольство многих жителей, на сентябрьских выборах 2020 года 70-летний Александр Земляной был снова выдвинут на должность главы Маковского сельского поселения - как кандидат от районного отделения партии "Единая Россия". И снова был избран. Из 111 зарегистрированных избирателей в голосовании участвовали 84 человека, за Земляного отдали голоса 49.

Ещё более странным выглядит состав сельских депутатов. На официальном портале "Красноярский край" я обнаружил информацию, что из восьми народных избранников половина живёт в деревнях Лосиноборское, Айдара и Суханова, один - в Маковском, а трое постоянно проживают в Енисейске, в Маковском же только прописаны.

Как они будут участвовать в общественной жизни села? А в сессиях? Как будут вести личный приём жителей? Или они полпреды маковской власти в районном центре? Или это что-то новое в российской системе сельской власти? Непонятно!

Понятно только, что депутаты, представляющие село Маковское, являющиеся, тем более, родственниками Земляного, всегда в нужный момент будут готовы поддержать любое его предложение. В совет избраны гражданская жена сына Земляного и её сестра, дядя этих сестёр и его сын.

Что ожидать от местной власти, если она сама зачастую нарушает законы? Сын Земляного самовольно занял добротный дом умершего учителя К. Г. Одинцова, хотя известно имя наследницы. Он выпилил стену и сделал из него гараж. Из половины бывшего леспромхозовского дома соорудил гараж и нынешний депутат А. Коротких.

В отношении самоуправства Земляных по поводу захвата дома учителя я обращался в прокуратуру Енисейского района, моё письмо направили в администрацию района. Ответ жду уже шестой год.

Из-за того, что молодых людей в Маковском не осталось, демографическая ситуация в селе катастрофическая. Молодые депутаты проживают в Енисейске, их дети будут учиться в городе. Поэтому школа в Маковском, по всей вероятности, существует последний год, так как учеников в следующем учебном году уже не будет.

Ходят слухи о переносе сельсовета в деревню Айдара, в которой населения больше, чем в Маковском, о закрытии в Маковском клуба и библиотеки. Но о клубе и библиотеке, наверное, можно всё же не беспокоиться. Неужели избранные депутаты - отец и сын Коротких - позволят остаться без работы их жене и матери, работающей заведующей клубом, а сельские депутаты - две дочери библиотекаря - оставят без работы свою мать?

Но если всё же сельсовет перенесут, а на школу, клуб и библиотеку повесят замки, то старинное село с 400-летней славной историей ожидает судьба тысяч заброшенных российских сёл и деревень.

Таких деревень и в нашей, маковской, стороне предостаточно - исчезли старожильческие Рыбная, Филиппова, Антошка, более 25 староверческих заимок на Кети и её притоках, 5 улусов аборигенов-кетов. Заканчивает своё почти четырёхвековое существование Ворожейка, деревня Лосиноборское жива только потому, что в ней расположена метеостанция.

Неужели скоро и мы вынуждены будем сказать нашему 400-летнему селу последнее "прощай"? И останется только "поблагодарить" енисейские районные власти за наплевательское отношение к истории и судьбе старинного Маковского.

Виктор МАКСИМОВ,

уроженец села Маковского, краевед.

Тюмень.

#krasrab

Подписывайтесь на "КР" через онлайн-сервис "Почты России". Оформляйте - совершенно бесплатно - подписку на канал "Красноярский рабочий" в "Яндекс.Дзен", читайте и комментируйте статьи вместе с многотысячной аудиторией!

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры