Из редакционной почты: "Не только земля пустоты не любит"

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

11.04.2022 14:24
2

Читать все комментарии

19550

Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

Антон Семёнович МАКАРЕНКО.

Мотивом обращения в газету, подписчиком и поклонником которой являюсь более 40 лет, является надежда, что она сможет повлиять на жизненно важную проблему.

"Красноярский рабочий" славен своей правдивой подачей материалов, широтой охвата жизни края. В отличие от других изданий - как районных, так и краевых - редакция не боится острых сюжетов, неугодных чиновникам и "хозяевам жизни" тем. Поэтому - к сути...

Доверили забрать внука из садика. Трудно передать, какие испытал чувства, когда подошёл к опечатанной двери яслей-сада,- страх, вопросы, возмущение. Немую сцену прервал голос позади:

- Вход через школу.

- Почему?

- Из-за звонка "телефонных террористов". Здесь нет своей охраны.

И снова гнев и раздражение. В мыслях же - "смачные", совсем не литературные эпитеты. Дети-то при чём?! Вот и "ягодки" Болонской системы образования, выросшие и на нашей полянке.

Назойливо, чередой лезли в голову негативные события: то казанской стрелок, то тюменский плакальщик по горькой участи пленного фашиста, то шекспировские недоросли, убившие родителей, посмевших воспрепятствовать занятию сексом, то школьные бандформирования ("смотрящих"), наконец, упомянутые "телефонисты". Чего ещё ждать?

У нас было лучшее в мире, признанное всем миром советское образование с продуманной системой воспитания - поэтапно, от садика до начала трудовой деятельности. И вдруг единым росчерком пера сложнейшую профессиональную нагрузку водрузили безраздельно на родительские плечи, а эти плечи уже были навьючены багажом двух-трёх работ либо "скрывались" от жены и детей на вахтах, чтобы хоть как-то прокормить их. В результате - не просто воспитательная пустота, а непредсказуемая пустыня.

Классика от образования однозначно утверждает, что именно педагог наравне с семьёй оказывает на ребёнка воспитательное воздействие. Я, бывший аграрий, прибегну к аналогии.

Пожилой агроном советовал: "Брось ты ориентироваться на миллионы семян, каждому полеводу норма высева в центнерах понятнее, а главное - не зареживай. Земля пустоты не любит - обязательно заполнится сорняками". Эта истина подтверждалась практикой.

Шло время, мне пришлось решать вопросы идеологического характера, организации труда, вот тогда ещё раз услышал ссылку о том, что не только земля пустоты не любит. На идеологическом семинаре первый секретарь РК КПСС, заслуженный агроном России, Почётный житель Каратузского района, орденоносец В. Ф. Цецура сравнил вред от полевых сорняков с "сорняками" в обществе, возникающими на фоне идеологического вакуума.

Владимир Фомич подчёркивал, что любая недоработка, тем более - игнорирование этой проблемы, приведут к непредсказуемому негативу в перспективе, но хуже того - если вашу пустоту заполнят идеологические противники.

Пагубные последствия образовательных экспериментов видны повсеместно. Активное участие в антивоспитании подрастающего поколения принимают телевидение, Интернет - стараются вовсю заполнить пустоты, вдалбливая в неокрепшие детские умы главный посыл: "Обогащайся любой ценой!"

Нужно убить ради этого? Убей! Ради злата не щади ни соперника, ни партнёра, ни наследников, совсем не важно, что они - близкие родственники. Зато на финише получишь "кучу бабла", свободу и вседозволенность "хозяина жизни".

Подобная ересь снимается, издаётся на бюджетные деньги. Как это можно понимать? Как государственную идеологию? А как иначе? Ведь кто платит, тот и музыку выбирает! Что же на самом деле происходит - профессиональное невежество или "заказуха" заокеанских "партнёров"?

Чиновники от образования не могут не знать К. Д. Ушинского. Он, в частности, особо выделял двуединство воспитания и обучения. Ещё раз подчеркну - приоритет им отдавался во всех учебных заведениях воспитательным задачам. По Ушинскому, система обязана заложить в будущего гражданина гуманность, трудолюбие, образованность, патриотизм, религиозность.

Но с чем приходится сталкиваться в реальной жизни? Наш библиотекарь С. И. Вихарева - неоднократный победитель конкурсов по профессии, обладатель грантов, кавалер юбилейной Лермонтовской медали - организовала диспут-встречу со старшеклассниками и молодыми педагогами по случаю юбилея ВЛКСМ.

Наряду с другими я тоже был приглашён в школу. Лучше бы не встречался. Ещё раз пришлось убедиться в деградации современного образования.

Вопрос с места десятиклассницы:

- А кто такой Матросов?

Приглашённые были шокированы! Этот пробел в познаниях не стал последним - оказалось, они не читали "Как закалялась сталь" Островского. Кто такой Павка Корчагин, естественно, тоже не знали.

И вот в то время, когда мы рассказывали ребятам о подвигах героев, о том, что те ценою своей жизни спасали товарищей, обеспечивали выполнения задания Родины и что подвиг Матросова повторили более 150 человек, а в конце войны среди них был и земляк, сибиряк из Балахты, вдруг резко открылась дверь в класс и в проёме появилось покрасневшее, раздражённое лицо директрисы:

- Пора закруглятся! Через десять минут следующий урок.

Подобный тон был следующим негативным открытием. Ни "извините", ни "спасибо"! Каков пример педагога, директора школы?!

Грешен, не удержался, зашёл в кабинет.

- В чём дело? Мы не напрашивались на мероприятие. Не претендуем на благодарность, и всё же - как с тактичностью?

- Нам запрещают заниматься идеологией и политикой.

- А элементарным воспитанием вам тоже заниматься запрещают? И изучать историю, литературу запрещают?!

- Мне пора на урок.

В сухом остатке - ни "здравствуй", ни "прощай", лишь горечь и страх за будущее поколение.

Различные государственные программы, проекты значительно укрепили техническую базу школ, но только не качество воспитательно-образовательной работы. Среди причин, послуживших издержкам образования,- свобода выборов программ, учебников, отсутствие единой системы.

Наши авторы А. Барто, С. Михалков, С. Маршак, А. Гайдар, В. Маяковский популярно говорили о том, что такое хорошо и что такое плохо. За что все уважают Мальчиша-Кибальчиша и презирают Плохиша, почему подражают Тимуру и его команде и осуждают хулигана Квакина? Нам прививали патриотизм, героизм на примерах подвигов молодогвардейцев, А. Маресьева, Н. Гастелло.

Детские и юношеские организации с их уставами, программами, целями и задачами дополняли, практически осуществляли отбор октябрят, которые передавали эстафету пионерам. Они клялись комсомолу всегда быть готовыми хорошо учиться, уважать старших, любить Родину. Комсомольцы везде и всегда стремились быть первыми.

"Интернационалисты" от образования всё советское разрушили, но ничего своего придумать не смогли. И решили привить Болонскую систему. Уровень знания, интересов, воспитанности выпускников школ говорят сами за себя: решение было ошибочным.

Справедливости ради надо признать, что есть и исключения на просторах Родины - к сожалению, пока редкие. Роскосмос, например, отбирает интеллектуальных ребят, ведёт их, углубляет их познания, ориентирует в профессии, не жалея вложений.

Второй пример - наш земляк, министр обороны С. Шойгу вплотную занимается вопросами всестороннего воспитания будущих защитников Отечества. В круг его внимания входит подлинная история, в особенности хронология Великой Отечественной войны, роль Советской армии в разгроме фашистов. Он придаёт огромное значение воспитанию патриотизма на различных выставках и площадках, в колледжах, кадетских училищах, на военных кафедрах вузов, в производственных учебных заведениях.

Юнармейцы и даже духовные храмы - это лишь инициатива дальновидных руководителей, а где политическая воля руководства страны?! Где признание несостоятельности избранного министерством образования курса? Это оно создало благополучные условия для возникновения всевозможных сект, "пятой" колонны, организаций "мягкого влияния", злопыхателей, переписывающих историю и, хуже всего, множество учебников по ней.

Возможно, ошибаюсь, но я далеко не одинок в запросе некого куратора, современного М. А. Суслова. Настоящего профессионала, патриота, интеллектуала, на котором бы замыкалась всякая работа, связанная с воспитанием, идеологией, в целом с независимой внутренней политикой России. Тогда бы не появились " носители культуры", "интеллигенция", студенты, которые стыдятся того, что они русские.

Подавляющее большинство россиян гордится величием носителей русского языка - Л. Толстым и А. Пушкиным, Ю. Гагариным и С. Королёвым, И. Репиным и В. Суриковым, А. Суворовым и Г. Жуковым, М. Ломоносовым и Д. Менделеевым и многими другими, кто, как и мы, любил и гордился своим языком, своею землёю, тем, что мы способны постоять за себя и защитить других.

Пусть простит читатель за ещё один пример из личной жизни. Помню, мы, первоклассники, горячо спорили у школы. Я пытался обратить внимание на свою версию:

- Слухайте, ну, вы, послухайте!

И услышал:

- Ты говоришь неправильно.

- Как неправильно?

Проходившая мимо нас учительница назидательно сказала:

- Коля, нужно говорить - "Слушай", ты ведь русский, так говори правильно. Русский язык нужно знать и беречь!

Тогда эту фразу я осознать до конца не мог. Полное осознание произошло в техникуме, на уроке литературы. Педагог сослалась не классика, который говорил о том, что когда исчезает родной язык - народа более нет!

Зайдите в любую школу и прислушайтесь, на какой "фене" общаются современные учащиеся! СМИ, эстрада, речи политиков, вывески и объявления буквально засорены иностранными словами. На фоне такого суррогатного языка воспитываются дети.

Учебный год завершается - самое время учесть мнения многих родителей, их озабоченность судьбами своих детей, за будущее страны. Чтобы, наконец, в новом учебном году были пересмотрены методики учебных процессов, чтобы была устранена бесконтрольность в выборе этих программ индивидуально - самими учебными заведениями.

Прежде чем что-либо менять, конечно же, нужно проанализировать деятельность педагогов, научных институтов, да и родителей, провести "работу над ошибками" и лишь после этого выработать программу внедрения единой образовательной системы. Было бы разумным не отвергать проверенный жизнью опыт советского образования.

В любом случае министерству образования, чиновникам, депутатам необходимо признать ошибки для последующего их устранения и, наконец, восстановить вертикаль централизованного управления отраслью.

Николай МАТЮХИН,

ветеран труда.

с. Качулька,

Каратузский район.

Комментарии (2)

Николай Спасибо, верно всё написали. Я тот год внучке и её подруге (8 кл) вопрос задал в начале мая- кто напал на нас в 1941-м. Долго думали- предположили НАПОЛЕОН. Проверил на других от 15 до 20 лет- не знают. Недавно в разговоре с внучкой помянул всуе Зою Космодемьянскую. Спросила кто это- коротко рассказал. Ответила- Ну и дура. Отказалась бы воевать, на самолёт и в Турцию. Переждала войну у моря на курорте и домой. Вот за это страшно Переживаем с женой за операцию на Украине, внучек это не интересует. Где душа. Страшно. 

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Николай, ходя по дорожкам нижнего Академа  (после инсульта расхаживаю ноги), вижу надписи белом - Буна - позор России, буква зет перечёркнута, рядом свастика и много подобного. Писано мелом, явно молодёжь. Почему с ними полиция или там ФСБ не борются. А народ спрашивал проходящий - ответ - нас не касается. Предложил молодым собраться и ловить фашистов - сказали - А нас посадят. Увы, равнодушие и разобщённость в обществе по плану Даллеса достигнуто. Молодых спросил - пусть воюют, я оружие не возьму или уеду в другую страну. Внучка тоже сказала - 9 классов кончу, уеду в Лондон, там хорошо.

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры