В Красноярском драмтеатре поставили спектакль "Я, бабушка, Илико и Илларион"

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

10.05.2023 06:14
0

Читать все комментарии

1351

Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина показал премьеру лирической комедии "Я, бабушка, Илико и Илларион", поставленную режиссёром Дмитрием Турковым по давнему роману Нодара Думбадзе.

Дмитрий Турков окончил актёрский факультет Новосибирского театрального института, затем - режиссёрский факультет Театрального института имени Б. В. Щукина. Работал в Пермском академическом театре, Синтетическом театральном проекте (Санкт-Петербург), Архангельском молодёжном, Челябинском камерном, учебном театре школы-студии МХАТ.

Был он и художественным руководителем Мотыгинского драматического театра, где поставил спектакль "Чудная жизнь" по рассказам Василия Шукшина, получивший на краевом фестивале "Театральная весна" две Хрустальные маски.

Повествование об озорном подростке Зурико Вашаломидзе и хлопотливых стариках из гурийской деревни было напечатано в молодёжном журнале "Цискари" в 1959 году под рубрикой "Юмор" самым мелким из возможных шрифтов. Видимо, настолько неважной показалась тогда издателям тема, заявленная молодым писателем.

До своих главных произведений - "Закон вечности", "Белые флаги", "Кукарача", до Ленинской премии и других наград Нодару Владимировичу, которому судьба отмерила всего 56 лет жизни и преподнесла четыре инфаркта, было ещё далеко.

Между тем герои гурийской деревушки Хидистави, а роман был переведён на русский язык Зурабом Ахвледиани в 1964 году, заинтересовали кинематографистов - будущий классик национального грузинского кинематографа Тенгиз Абуладзе снял замечательный фильм, а затем были экранизированы почти все его произведения.

Георгий Товстоногов поставил на сцене Ленинградского БДТ легендарный спектакль с Ефимом Копеляном и Владимиром Татосовым. Ставили его также в Театре имени Моссовета, где играли Сергей Юрский, Александр Леньков, Ольга Остроумова. В Московском ТЮЗе в 1973 году Бабушку играла Лия Ахеджакова. Сам же писатель получил за это произведение премию Ленинского комсомола.

Прошло более шестидесяти лет с момента появления романа "Я, бабушка, Илико и Илларион", а он по-прежнему будоражит, почему-то привлекает к себе внимание: в нём, несмотря на массу шуток, поднимается тема Великой Отечественной войны с её неизбежными похоронками, тема деревни, которой, кажется, не до смеха, тема первой любви, тема бессмертной народной души. Получается, так сказать, смех сквозь слезы.

Как сказал литературовед Ирма Ратиани: "На первый взгляд, лёгкий, окрашенный юмором текст - проникнут глубокой печалью. Смех, как защитная маска, скрывает безграничную человеческую боль: жизнь растущего без родителей мальчика обнажает трагедию войны, людское бессилие, неспособность предотвратить боль и пустоту, которые несёт война. За горьким смехом - глобальные вопросы: зачем нужна война? За что гибнут люди? Как отражается война на жизни молодого поколения?"

И согласитесь, поменяй место действия, поменяй имена героев, - поднятые писателем темы останутся неизменными.

Совсем недавно актёр и режиссёр столичного Театра на Юго-Западе Георгий Иобадзе создал душевный и добрый моноспектакль, где в течение часа грустные истории перемешиваются с почти анекдотичными эпизодами из жизни. За эту работу Иобадзе получил премию "Лучшая актёрская работа" на фестивале "МОНОfest". Заинтересовались грузинским материалом также казахские театралы.

Дмитрий Турков преподносит зрителям увиденное словно сквозь детский сон Зурикелы, в котором чудесное соединяется с реалистичным, где животные, скажем, пёс Мурада (Алексей Попов), чья короткая жизнь заканчивается трагически, или забавная коза (Владимир Абакановский), на разные интонации произносящая "Ме" и даже играющая на гармошке, могут общаться с людьми, пусть и на своём языке, где оживают деревья, где оживает даже то ли муха, то ли стрекоза.

Причём актёров на сцене всего девять, и каждый из них играет по 3-4 роли. Зрителю предстоит найти границу между сказкой и судьбой персонажей. Ведь не случайно говорится в романсе Николая Риттера: "А прошлое кажется сном..."

Спектакль начинается с документальных телевизионных кадров из программы "Встречи в концертной студии "Останкино", которые наше поколение очень любило, ибо интересно было выслушать мнения Виктора Астафьева, Фёдора Абрамова, Юлиана Семёнова, Александра Чаковского и других "властителей дум".

Будто сходит к нам с экрана писатель Нодар Думбадзе (артист Алексей Попов), чьи произведения в молодости, кстати, я очень любил и чьи книги в изрядном количестве до сих пор стоят у меня на полке, и подбегает к нему прямо из зала, как будто из детства, босоногий деревенский мальчишка без штанов (Михаил Яценко).

- История грузинского парня Зурико очень откликается у меня в душе,- признался исполнитель главной роли Максим Клиновицкий.- У нас схожие истории, так как он вырос с бабушкой, она его воспитала, и я тоже вырос с бабушкой. Чтобы настроиться на спектакль, я просто вспоминаю свою бабушку, своё детство.

Композитор из Санкт-Петербурга Николай Горлов создал музыкально-шумовое сопровождение спектакля, а артисты на сцене играют на музыкальных инструментах. Многие учились этому с нуля. Причём в спектакле 44 музыкальные темы, из которых 35 играет Владимир Абакановский. И не только на гармошке, но, к примеру, на грузинской трубочке - дудуке.

- Совершенно другая атмосфера создаётся. Обычно артисты работают вживую на сцене и включается записанный звук, но особое волшебство театральное возникает, когда мы видим, как эта музыка возникает,- признаётся Николай Горлов.- И не только музыка, вообще шумы какие-то.

Художник по костюмам Мария Пиир создала традиционную грузинскую одежду - папахи и бурки, в которой актёрам играть непросто. Она выполнена в белой, чёрной и серой гамме. За время действия приходится быстро переодеваться несколько раз. Даже для монтировщиков, занимающихся сменой декораций, были созданы костюмы, чтобы не нарушалась целостность спектакля.

- Водолазка, брюки, бурка и папаха - в этом костюме буду в первом акте,- сообщила актриса Яна Няньчук.- Костюм жаркий, особенно "весело" в нём будет летом... Пожалуй, в этом спектакле у меня смен одежды больше всего из тех постановок, в которых я задействована. Костюм помогает чувствовать своего персонажа. Это не главная, но очень хорошая помощь.

Сценограф Никита Сазонов выстраивает на сцене железные конструкции, которые могут превращаться и в избу с деревенской печкой, и в классную комнату, где сорванец и двоечник сдаёт экзамены на аттестат зрелости, и в поезд, на котором Зурико, простившись со своим детством, уедет в Тбилиси поступать в университет.

- Все эпизоды спектакля - это события, оставившие яркий след в душе автора, повлиявшие на его становление как человека и литератора. Роман Нодара Думбадзе во многом автобиографичен, поэтому в нашем спектакле появляется сам писатель,- рассказывает режиссёр.

Особой строкой через спектакль проходит тема Великой Отечественной войны, которая, как мне кажется, подаётся режиссёром больше с иронией, нежели с трагизмом. Особенно это становится видно, когда появляется размахивающий красным знаменем Агитатор (Дмитрий Борков). Пожалуй, выправляет ситуацию бабушка, изумительно сыгранная Александром Хряковым, вяжущая красные носки для бойцов, а затем надевающая их на ноги Неизвестного солдата (Михаил Яценко).

Не обошлось, как мне кажется, без необязательных вольностей, придуманных режиссёром опять-таки для Михаила Яценко, когда он играет роль Зайца. Видимо, постановщик решил, что так будет смешнее, а напрасно...

Кстати, Дмитрий Турков рассказывал, что нашёл интересный материал для постановки не сразу. Ему хотелось найти светлую, жизнеутверждающую историю. Так возник роман Нодара Думбадзе. Режиссёр отмечает: импульс для данной версии дал сам Нодар Владимирович, есть запись, где он рассказывает, чем ему дороги герои романа:

- Это автобиографичная история, история становления характера молодого человека. Наша версия называется "Сны Нодара".

Взрослый человек, как в сон, погружается в воспоминания. В результате получился многослойный эмоциональный пирог, в котором есть всё -- от буффонады до трагических моментов.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры