Красноярскому писателю Андрею Кулакову исполняется 70 лет

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

26.05.2022 16:02
0

Читать все комментарии

2291

В 1991 году мы познакомились с полковником Андреем Евгеньевичем Кулаковым, заместителем командира дивизии по политической части. Он тогда только что вернулся из Чечни. И написал книгу о своей командировке - "Раненая весна".

Теперь Андрей Евгеньевич профессиональный литератор. Число книг растёт, качество их - тоже. Его издают за рубежом. Книга "Последний правитель" о продаже и подковёрных играх по продаже Аляски Америке сначала была издана в Японии, а потом шустрые тамошние издатели разнесли её по всему миру. Зато в договоре с автором написали, что перевод книги на японский - собственность японского издательства.

Прошлое забвению не подлежит: этот посыл является стержнем во всех литературных произведениях Андрея Евгеньевича, раскрывающих страницы далёкой и недавней истории. Он поднимает пласт проблем, обращаясь к вечной теме добра и зла. Ветер перемен принёс семена губительного разъединения людей, их идейного опустошения. И против этого выступает писатель.

Он родился в начале лета 1952 года, через семь лет после войны, лихолетье которой познали все советские люди. Не исключением была и семья Евгения Ивановича Кулакова, прошедшего фронтовые дороги, ставшего архитектором и художником. В этой семье появился первенец, сын Андрей, впоследствии надевший военную форму. В ней он проходил тридцать лет, с курсантской поры - до полковника.

Детство и юношество - лучшие годы жизни, радостные и полные впечатлений - у Андрея прошли в городе Ленинграде, ныне Санкт-Петербурге.

- Жили мы на улице Фурманова, до школы десять минут,- вспоминает он.- Ютились в коммуналке, на семью - одна комната, разделённая самодельным книжным шкафом. Посредине - обеденный стол, у окна - письменный, за которым над своими рисунками трудился отец. В углу чёрно-белый телевизор "Нева" в железном корпусе. Его купили в День военно-морского флота, и первая передача, которую смотрели,- военный парад на берегу Невы.

Улица детства упиралась в парапет гранитной набережной. Напротив - крейсер "Аврора". Недалеко - Летний сад, на аллеях которого Андрей частенько проводил время с сестрой, прямо как у Пушкина: "и в Летний сад гулять водил". Сестра собирала опавшие листья с клёнов и дубов, он же набивал карманы желудями, которыми дома играл в солдатики.

Кем только ни мечтал стать: врачом, историком, офицером. Выбрал военную стезю, а игра в солдатики со временем превратилась в профессию, вспоминает Андрей Евгеньевич.

Дома у них часто бывали ленинградские писатели, книги которых оформлял отец. Их беседы, невольным слушателем которых мальчик становился, творческая атмосфера, царившая в семье, наложили отпечаток на его судьбу. Помнит, как писатель-натуралист Олег Чистовский говорил:

- Разъезжая по стране, всегда в кармане держу блокнотик, куда заношу впечатления от увиденного, которые потом превращаются в рассказы. В них - моё мироощущение и выражение удивительной земной природы.

А поэт Всеволод Рождественский - почему-то о нём сохранилась память как о задумчивом человеке - тихим голосом отмечал:

- Сочинительство, приверженность к литературе всегда существовали у русских людей, в особенности у тех, кто служил в армии или воевал. Наверное, сам дух воинства подталкивает к словесному самовыражению, созданию духовного величия человека, проливающего свою кровь, взывает к показу совершённых ратных дел.

Родители много рассказывали о градостроении северной столицы, почти каждый выходной посвящали выходам в различные музеи. Он считает счастливой случайностью, что родился в интеллигентной семье, но главное - любопытным.

Учился в средней школе N 181, бывшей до революции Санкт-Петербургской мужской гимназией. В ней в своё время в младших классах учились писатели Дмитрий Мережковский, Самуил Маршак и поэт Иосиф Бродский. Сегодня в этой школьной библиотеке есть книги Андрея Кулакова.

После уроков посещал занятия литературного факультета, которые организовывали в школе, участвовал в конкурсах сочинений. Помнит, как учитель истории Диана Ивановна Зверева выразилась:

- Не знаю, какую специальность ты выберешь, Андрей, но мне кажется, что склонность к осмыслению исторических фактов и писательство всегда тебя будут притягивать.

Она оказалась права. В выпускном классе будущий писатель состоял в комсомольско-молодёжном оперативном отряде добровольной народной дружины Дзержинского района северной столицы, поэтому райком комсомола выдал ему путёвку для поступления в политическое училище МВД СССР.

В училище он сотрудничал с редакциями газеты ленинградского военного округа "На страже Родины" и журнала внутренних войск МВД "На боевом посту". Активно участвовал в выпусках училищного рукописного литературного альманаха, который создавали сами курсанты.

После вручения лейтенантских погон служил в отдалённых лесных подразделениях на Урале, где, как сам выразился в одном из рассказов, "хозяин медведь, да зэка", поскольку последние под конвоем трудились на лесоповалах. Через несколько лет службы в конвойной части стал слушателем военно-политической академии имени В. И. Ленина в Москве.

После завершения учёбы в своей офицерской судьбе поколесил по стране, меняя должности и города. Она же, судьба, впоследствии забросила в Сибирь, к которой прикипел душой, и после увольнения из войск остался жить в прекрасном городе на Енисее.

Он работает заместителем генерального директора АО "В-Сибпромтранс". Ему принадлежат материалы в книгах, составителем которых он являлся, посвящённые этому предприятию: "Тридцать лет в пути", "Годы созидания" и "Связь времён". Член президиума краевого совета ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск, Союза писателей России, общественной организации Санкт-Петербургской Академии русской словесности и изящных искусств имени Г. Р. Державина. В различное время был депутатом Соликамского районного Совета депутатов трудящихся и Красноярского краевого Совета народных депутатов.

В 1994 году организовал первую в истории войск региональную выставку "История и современность. Внутренние войска в Красноярском крае" - в краевом культурно-историческом центре. В 1996-1998 годах состоял в организационном комитете краевого фестиваля солдатской песни, активно участвовал в военно-патриотическом воспитании молодёжи.

В годы военной службы Андрей Кулаков написал книгу "Однополчане", рассказывающую о служебно-боевых традициях и офицерском корпусе красноярской дивизии внутренних войск, в которой был начальником политотдела до известных событий августа 1991 года.

Совместно с журналистом Николаем Данцевым, когда страну сотрясали межнациональные конфликты, создал документальный фильм "А что завтра?!". Вопрос, который лежал в названии картины, свидетельствовал о нарастающем общественно-политическом кризисе, что разразился в 90-х годах.

В период обострения ситуации на Северном Кавказе (1994-1995 годы) был заместителем коменданта города Грозного, а затем - Чеченской Республики по работе с личным составом войск и населением. В то время и написал первое публицистическое произведение "Раненая весна", раскрывавшее роль комендатуры и российских солдат в первой чеченской кампании.

Генерал армии Анатолий Куликов, в ранге министра внутренних дел Российской Федерации, по выходе книги подчеркнул, что она своевременна и правдиво показывает миссию внутренних войск, самоотверженность военнослужащих.

В содружестве с Николаем Данцевым подготовил два документальных фильма - "Один день войны" и "Русские в Чечне", в основу которых положил материал, собранный им в "огнедышащем регионе". Фильмы получили высокую общественную оценку после показа по краевому и центральному телевидению.

Когда с территории республики были выведены войска, Андрей Кулаков исполнял обязанности начальника временной оперативной группировки федеральных правоохранительных сил на Северном Кавказе. Тогда он был в звании полковника и, кроме выполнения задач по работе с личным составом и населением, совместно с представителями правительства России, силовых ведомств и общественностью занимался вызволением военнослужащих из плена боевиков. Непосредственно организовал вытаскивание нескольких человек из логова "духов". Об этом Андрей Евгеньевич пока не писал, но придёт время - появится и этот материал.

Его творчество имеет отличительную черту: чёткость отображения художественного образа, яркость описываемых событий и лёгкость чтения. В сюжетах - наложение прошедших лет на современную действительность. Он связывает времена далёкие и настоящее, заставляет по-новому посмотреть на окружающий мир, российскую историю и эпоху, в которой мы живём.

Недаром после выхода повести "Фельдмаршал" бывший министр образования страны Геннадий Ягодин подчеркнул, что эта книга достойна для включения в обязательную школьную программу, поскольку в ней красочно раскрыты картины Семилетней войны (1756-1763 годы), показаны русские военачальники, их слабые и сильные стороны. На мой взгляд, так ярко и захватывающе об этой войне пока в России и за рубежом никто лучше, чем Андрей Евгеньевич, не написал.

Исторические романы - "Аланды", "Последний правитель", "Тени Кексгольмской крепости" - позволяют увидеть мозаику дипломатических отношений между государствами, через призму лет по-иному взглянуть на основные сражения, а также на события, происходившие в России. Образы государственных деятелей и придворных вельмож, русских генералов и офицеров, простых солдат, а также "смутьянов", восставших против существовавшего строя, выписаны красочно, живым языком.

Книги Андрея Кулакова несут особую направленность и смысловую нагрузку. Будь то повесть "Оставайтесь живыми" о военной поре и судьбах героев блокадного Ленинграда, рассказы, вошедшие в сборники "Из прошлых лет", "Калейдоскоп желаний", "Улыбнись, взгрустнув...", "Шиворот-навыворот", "Вехи" или детективы "Ключ к разгадке", "На каблучках по шпалам" и "Солнце в полночь".

В каждой проявляется его гражданская позиция, выраженная в неприемлемости нравственного разрушения и потери национального самосознания русского народа - всего того чертополоха западного влияния, которым засорено сегодня наше общество.

Порой забавными сюжетами, вызывающими весёлый смех с иронией и долей сарказма, он повествует, как сам отзывается, "о мелькающих мгновениях нашей жизни, разнополюсной, кричащей от боли существующей несправедливости и полной курьёзов человеческих отношений".

У Андрея Евгеньевича много наград, среди которых - медаль "За заслуги в культуре и искусстве", вручённая известным писателем-фронтовиком Юрием Бондаревым.

- Удостоверение к награде подписано человеком, которого уважаю не только за талант, но и за гражданскую позицию. Он - один из немногих, кто ещё в конце 80-х годов выступил против горбачёвского переустройства общества, осудил перестройку и развернувшееся огульное охаиванье советского прошлого и действительности того времени,- отмечает Андрей Евгеньевич.- Как показали прошедшие годы, те устремления к свободе и жизни по западной мерке завели нас только в тупик,- и государство распалось. Надо понимать, Россия, как свидетельствует история, никогда не была нужна Западу и заокеанским "друзьям", на неё всегда смотрели только как на территорию с огромными запасами природных богатств. Россию нужно укреплять как экономически, так и путём подъёма патриотического духа россиян, поддерживая армию и обращая внимание на культуру. В силу возможностей я стараюсь в этом участвовать.

Андрей Кулаков - автор книг военной публицистики "Однополчане" (1994 год), "Раненая весна" (1995), военно-исторических произведений - повести "Фельдмаршал" (1998), "Оставайтесь живыми" (2015), романа "Аланды" (2005), романа-хроники "Последний правитель" (2010 год).

Время нельзя остановить. Например, выпросить у Бога годик-два, чтобы отодвинуть болезни и написать новую книгу. Поэтому он пишет каждый день.

Красноярск.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры